В интересах государства?

26.06.2020

26 июня – Международный день поддержки жертв пыток. Лучшей поддержкой от государства стало бы прекращение пыток, как это неоднократно заявлялось.

26 июня по инициативе ООН признано Международным днем поддержки жертв пыток. Однако несмотря на все заверения о неприемлемости пыток и некоторые попытки обуздать проблему, в Казахстане применение пыток в закрытых учреждениях все еще остается системным и, возможно, системообразующим явлением. Более того, оно расширилось благодаря необоснованной полицейской жестокости к участникам мирных протестов.

Всего за 2019 год Коалиция НПО Казахстана против пыток зафиксировала 205 инцидентов (110 случаев применения пыток и 95 случаев жестокого или унижающего обращения). По целому ряду кейсов Коалиция НПО Казахстана против пыток привлекла адвокатов, психологов, экспертов, которые подтверждали, что заявленное не является ложным доносом, как бы это не пытались представить представители силовых органов.

При этом до суда дел доходит мизер. Это уже говорит о многом и, в первую очередь, о реальной позиции государства.

В последний год мы столкнулись с относительно новым явлением для Казахстана, при этом хорошо известным по новейшей мировой истории. Это применение пыток к политическим оппонентам и сознательное нанесение увечий мирным протестующим. Через подобное прошли южноамериканские хунты, африканские, арабские и южно-азиатские диктатуры, за отдельными исключениями подобные мрачные пятна истории государств остались в прошлом, в то же время это становится обыденностью всего нашего региона в целом и Казахстана в частности. В этом случае государство (а также его первые лица) становятся непосредственными бенефициарами насилия, интегрированного в рамки политической системы.

Мы вполне отдаем себе отчет, что форменные преступники (а пытки, согласно Уголовного кодекса РК, являются тяжким преступлением) будут защищаться до последнего и даже переходить в наступление, особенно видя поддержку со стороны госструктур и зная, что наша судебная система является частью системы политической. Но это лишь в очередной раз подчеркивает существующую связку «государство-явление».  

В начале 2020 года Коалиция НПО Казахстана против пыток через своего партнера передала Президенту РК свои рекомендации, которые могли бы изменить ситуацию по предотвращению пыток в лучшую сторону. При этом, Генеральная прокуратура создала Рабочую группу, но членов Коалиции «забыли» пригласить.

Пользуясь случаем, еще раз напоминаем про рекомендации, переданные господину Токаеву

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА

1. Пересмотреть законодательство для того, чтобы привести понятие «пытки» в соответствие со статьей 7 МПГПП и другими международными стандартами и обеспечить, чтобы пытки не могли быть оправданы ни при каких обстоятельствах.

2. Обеспечить, чтобы наказание за преступления, связанные с пытками, были соразмерны тяжести и характеру преступления, как в области законодательства, так и на практике. Исключить из нормы статьи 146 УК РК альтернативные лишению свободы виды наказания.

3. Предусмотреть уголовную ответственность за унижающее, жестокое, бесчеловечное обращение и наказание.

4. Установить право суда самостоятельно предпринять минимальный объем первичного расследования заявления о пытках (с целью закрепления доказательств, обеспечения права на эффективные средства правовой защиты на национальном уровне), тем самым способствовать обеспечению независимости органа расследования.

5. Строго следовать политике нулевой терпимости к пыткам и выполнить все рекомендации Комитета ООН против пыток, Специального докладчика по вопросу о пытках, а также замечания в рамках Универсального периодического обзора. Демонстрировать гражданам приверженность заявленной нулевой терпимости к пыткам на практике.

6. Рассмотреть вопрос о выводе уголовно-исполнительной системы из ведения Министерства внутренних дел РК, а также осуществить перевод медицинской службы из подчинения Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Министерства образования и т.д. в Министерство здравоохранения РК.

7. Привести условия содержания лиц в местах лишения свободы и других местах закрытого типа в соответствие с Минимальными стандартными правилами обращения с заключёнными (Правилами Манделы), Правилами ООН по защите лиц с психическими расстройствами, Пекинскими и Эр-Риядскими правилами и т.д. Внедрять систему покамерного содержания отбывающих наказание в местах лишения свободы заключённых. Это позволит исключить процветающее в местах лишения свободы насилие среди заключённых, в том числе, с молчаливого согласия или при попустительстве администрации этих учреждений. Принять необходимые меры по обучению персонала таких учреждений.

8. На данный момент, обеспечить, чтобы расследования по жалобам на пытки и другие виды жестокого обращения проводились независимым органом и неоправданно не затягивались и, чтобы «управления специальных прокуроров» сами отвечали за проведение всех расследований случаев пыток и жестокого обращения и не перекладывали следствие на правоохранительные органы, находящиеся в их подчинении. Коалиция настаивает на учреждении независимого, периодически (ежегодно) отчитывающегося Парламенту, механизма расследования всех сообщений о пытках, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. При этом механизме рекомендуется создать Консультативный совет, в состав которого включить, в том числе, адвокатов и экспертов из числа участников Коалиции НПО Казахстана против пыток. Такой совет мог бы рассматривать и изучать проблемные вопросы именно расследования (не профилактики) пыток; предлагал бы рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей методику расследования пыток, на примерах отдельных дел и практики в целом, в том числе международной; налаживал бы экспертные связи с аналогичными структурами в других странах. Такой механизм расследования должен предусмотреть такие способы доведения до него сообщений о пытках, которые бы исключали преследование заявителей, угрозы в их адрес, др.

9. Воздержаться от использования обвинения в «ложном доносе о преступлении» в отношении предполагаемых жертв пыток или жестокого обращения. Внести изменения в УК РК, исключающие уголовное преследование заявителей о пытках, в случае, если их заявления не нашли подтверждения.

10.Обеспечить, чтобы жертвы пыток и жесткого обращения имели доступ к полной репатриации, включая реабилитацию, соответствующую компенсацию и возможность воспользоваться гражданско-правовыми средствами защиты независимо от судебного разбирательства по уголовному делу.

11.Обеспечить, чтобы надзор за пенитенциарной системой осуществлялся независимым органом от полиции и сил внутренней безопасности.

12.Каждый случай причинения заключёнными себе телесных повреждений в местах лишения свободы обязательно расследовать на предмет возможного выявления предшествующих таким актам членовредительства пыток или бесчеловечного, унижающего достоинство, или жестокого обращения.

13.На практике обеспечивать безопасность заявителей о пытках, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

14.На досудебной стадии, момент доставления лица в ОВД для установления его/ее причастности к совершению преступления обусловить обязательным уведомлением доставляемого о его/ее правах, включая: (1) право на звонок близким; (2) уведомление адвоката; (3) на свободу от унижающего достоинство, бесчеловечного, жестокого обращения и пыток.

15.Внедрить стандарты Стамбульского протокола в практику расследования и документирования пыток. В части документирования это, среди прочих, — первичные организации здравоохранения (травмпункты, скорая помощь, поликлиники).

16.Усовершенствовать Национальный превентивный механизм, обеспечив его финансовую и институциональную независимость.

* * *

Еще раз напоминаем: применение пыток от имени государства присуще лишь самым отсталым и деформированным обществам. Если государство заявляет о «нулевой терпимости», то заявление должно подтверждаться реальной практикой, а пока мы видим обратное.

Также обращаем внимание, что согласно Женевской декларации ООН по терроризму от 1987 года, первым из 11 признаков «террористического государства» значится следующее: «практики полицейского государства, направленные против своих граждан: наблюдение, разгон собраний, контроль за новостями, избиения, пытки, массовые аресты, фальсифицированные обвинения, показательные суды, убийства».

* * *

Для перехода к отчету нажмите на картинку

* * *

Кроме того, в 2019 году на сайте Bureau.kz было опубликовано 22 собственных материала, связанных с применением пыток и жестокого обращения. И только в 5 случаях можно сказать, что справедливость восторжествовала в большей или меньшей степени.

Смотрели, смотрели, да не усмотрели

Чудотворцы в погонах и их объекты воздействия

В состоянии глухой обороны

И ад следовал за ним

Лечить не лечили, но селезенку отбили

Деньги есть, но нет желания

Режут по живому

Орел или решка: выживет или нет?

Сбились со счета

Корпорация монстров

Били, бьют и будут бить

Хроника отсроченной казни

Следствие закончено, забудьте

Сгноить, солгать, забыть

За себя и вместо тех парней

Последствия «горячего» приема

Уйти от ответственности любой ценой

Учреждение беспросветного страдания

Фемида погорячилась?

Уравнение со всеми известными

Издевательский круг

В круговороте бития