(см. «Будни полиции «Красного Востока»: одни доят, другие колдуют», «Провокации и пытки: метод «воспитания» осуждённых в следственном изоляторе Усть-Каменогорска», «Сидеть вам – не пересидеть: на бизнесмена Куата Султанбекова снова «шьют» дело», «7 вопросов КУИС о деле Куата Султанбекова»)
28 декабря 2018 года в городском суде № 2 Усть-Каменогорска под председательством судьи А.Исахан суд началось рассмотрение очередного обвинения в отношении осужденного Куата Султанбекова, который на этот раз подозревается в даче заведомо ложных показании о совершении сотрудниками СИЗО особо тяжком коррупционном правонарушении. Если его признают виновным, ему грозит до 10 дополнительных лет лишения свободы.
Из представленного суду нового обвинительного акта, утвержденного прокурором Усть-Каменогорска Слямбековым 19 декабря 2018 года, следует, что 23 июня 2018 года по сообщению Султанбекова в отношении сотрудников учреждения ОВ 156/1 ДУИС по ВКО: инспектора отдела режима и охраны Жиенбаева и инспектора отдела режима и охраны Кабдылова управлением собственной безопасности департамента внутренних дел но Восточно-Казахстанской области было начато досудебное расследование по статье – превышение власти или должностных полномочии в целях извлечения выгод и преимуществ для себя ими других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям.
27 июня 2018 года по данному уголовному делу в ходе допроса в качестве свидетеля Судтакбекову были разъяснены права и обязанности свидетеля, а также он был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Далее по версии государственного обвинения, «осуществляя задуманное Султанбеков К.М. осознанно, 27.06.2018 года в период времени с 15:05 часов по 17:25 часов стал давать ложные показания о том, что сотрудники Учреждения OB 156/1 ДУИС по ВКО инспектор отдела режима и охраны Жиенбаев Г.Щ. и инспектор отдела режима и охраны Кабдылов Т.М., превышая свои должностные полномочия 06.12.2017г. около 15:00 часов, в начале февраля 2018 года, 3 раза с марта по май 2018 года, 22.05.2018 года вымогали у него 100 000 долларов США для смягчения контроля за ним, угрожая при этом фальсификацией уголовных дел и материалов о привлечении к дисциплинарной ответственности. Также в ходе допроса Султанбеков К.М. показал, что 15.06.2018 года около 17:00 часов в ходе обыска камеры №75 в которой он содержится Кабдылов Т.М., Калбыбаев А.Д. и Жиенбаев Г.Ш. пытались подкинуть ему запрещенный предмет, а именно лезвие. Доводя свой преступный умысел до логического завершения, осужденный Султанбеков К.М. заверил своими подписями протокол допроса. Своими ложными показаниями Султанбеков К.М. нарушил нормальную деятельность органов уголовного преследования. В ходе досудебного расследования уголовного дела №186300031000223, по заявлению Султанбекова К.М. было достоверно установлено, что со стороны Жиенбаева Г.Ш., Кабдылова Т.М. и Калдыбаева А.Д. указанных действий не совершалось. В связи с чем, досудебное расследование было прекращено на основании ст.35 4.1 п.1 УПК РК, т.е. в связи с отсутствием события преступления».
В начале данного судебного процесса, адвокат Султанбекова – Джафарова заявила отвод председательствующему судье на основании того, что «судья Исахан, проведя предварительное слушание без участия адвоката, представлявшего интересы подсудимого на стадии досудебного расследования, лишил сторону защиты в ходе проведения предварительного слушания возможности ходатайствовать перед судом о возврате дела прокурору для исправления допущенных органом досудебного расследования нарушений и в полном объеме ознакомиться с материалами досудебного расследования и видеоматериалами после объявления следователем об окончания следствия. Тем самым судья показал свое намерение быстро, односторонне и с обвинительным уклоном рассмотреть уголовное дело.
Кроме того, ранее постановлением судьи Исахан жалоба, поданная в интересах Султанбекова на действия сотрудников колонии Жиенбаева, Толеуханова и Жусупова была оставлена без удовлетворения, несмотря на то, что свои доводы Султанбеков мотивировал тем, что он не ознакомлен под роспись со своими правами, обязанностями, правоограничениями, а также правилами внутреннего распорядка учреждения и не был ознакомлен с изменениями в два приказа Министра внутренних дел. Судьей Исахан при вынесении указанного постановления изучалось личное дело осужденного. Однако из смысла постановления следует, что данный довод осужденного по мнению суда, не нашел своего подтверждения.
Тогда как постановлением судебной коллегии по уголовным делам ВК областного суда от 15 июня 2018 года вынесенное постановление судьи Исахан от 5 июня 2018 г., принятое по жалобе Султанбекова, было отменено и принято новое постановление о частичном удовлетворении жалобы. А именно постановление начальника Учреждения ОВ-156/1 о водворении осужденного Султанбекова К.М. в ДИЗО (о помещении в безопасное место) сроком на трое суток и признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от 4 мая 2018 г. было отменено.
Также следует отметить, что при рассмотрении очередной жалобы, поданной адвокатом в интересах осужденного Султанбекова, его доводы в части того, что он своевременно не был ознакомлен под роспись с правилами внутреннего распорядка учреждения и с изменениями, внесенными в приказ министра внутренних дел нашли свое подтверждение в судебном заседании. И при этом судьей Мукеевым также изучалось личное дело осужденного Султанбекова, материалами которого и подтвердился данный факт.
По мнению адвоката, эти обстоятельства прямо указывают на то, что судья Исахан прямо и лично заинтересован в данном деле, что и является основанием для его отвода.
Тем не менее, судья Бекишева в отводе отказала, рассмотрев заявление без участия стороны защиты и самого подсудимого. Что послужило основанием теперь уже подсудимому заявить ходатайство об отводе составу суда № 2 г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области, приведя следующие доводы
«За довольно короткий период времени с 2013 г. по 2016 г. суд № 2 г. Усть-Каменогорска, а также Восточно-Казахстанский областной суд рассмотрели в отношении меня четыре уголовных дела, по которым вынесли обвинительные приговора, назначив мне максимальные меры наказания в виде лишения свободы.
Если действительно основательно изучить данные уголовные дела, то невооруженным глазом будет обнаружено, что все эти дела в отношении меня сшиты белыми нитками. Однако суды, понимая, что отношения к этим уголовным делам я не имею, преступления, которые мне были инкриминированы, я не совершал, выносили только обвинительные и несправедливые приговора, т.к. уголовные дела рассматривались с обвинительным уклоном и односторонне. Пусть это останется на совести тех, кто эти уголовные дела в отношении меня сфальсифицировал и сфабриковал.
В этой связи я вынужден констатировать тот факт, что судебная площадка суда № 2 г. Усть-Каменогорска и Восточно-Казахстанского областного суда для меня стала неким судилищем. Я опасаюсь сотрудников УИС и правоохранительных органов, так же работников, обличившихся в судебную мантию, которые подвержены влиянию и всевозможным указания извне.
Указанные факты говорят о том, что судьи суда № 2 г. Усть-Каменогорска и Восточно-Казахстанской области являются заинтересованными в моем незаконном осуждении.
На основании изложенного, я заявляю отвод всему составу суда № 2 г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области и прошу очередное, сфабрикованное в отношении меня уголовное дело по ст. 420 ч. 2 УК РК передать на рассмотрение по существу в суд любого другого региона Республики Казахстан в целях объективного, законного, непредвзятого судебного разбирательства».
В этой связи остается добавить, что данное ходатайство, судья Исахан единолично отклонил, при этом, не сочтя даже нужным удалиться в совещательную комнату.
Затем председательствующий судья Исахан таким же образом отклонил очередные ходатайства защиты, в том числе и ходатайство об возвращении на стадию предварительного слушания для рассмотрения и разрешения вопросов, подлежащих выяснению по поступившему в суд делу.
После всего этого суд приступил к допросу потерпевшей стороны – сотрудников колонии.
Все трое в ходе допроса в суде в унисон категорически утверждали, что в обыске подсудимого Султанбекова принимали участие лишь Кабдылов и Калдыбаев. Тогда как по утверждению подсудимого Султанбекова, именно Жиенбаев во время проведения обыска в его камере как раз-таки и пытался подкинуть ему в одежду запрещенные предметы. В этой связи (что самое интересное) допрошенный в последующем свидетель Нургалиев, который является начальником режимной части учреждения, показал, что для проведения планового обыска в камерах локальной части учреждения, где содержится подсудимый Султанбеков, в тот день он отправил именно троих сотрудников. Более того, в материалах уголовного дела подшит акт, который составляется по результатам обысковых мероприятии, где среди прочих лиц, принимавших участие в этом, стоит подпись Жиенбаева.
Во вторник судом был допрошен врач санчасти Алимбаев, показавший, что будучи экстренно вызванным во время проведения обыска в камеру Султанбекова для измерения артериального давления у подсудимого (поднявшегося вследствие возникшего конфликта между подсудимым и «потерпевшими») было в пределах нормы. Тогда как в материалах дела имеется видеозапись его показаний, где врач на камеру утверждал, что на тот момент у подсудимого артериальное давление подскочило до 140/90 и он, как врач, рекомендовал сотрудникам, производившим обыск, прекратить эти действия.
В среду не явился свидетель обвинения Молдажанов (начальник ДУИС по ВКО). Ранее по заявлению Султанбекова было начато досудебное расследование. В своем заявлении осужденный изложил не только факт, что Жиенбаев в ходе обыска камеры № 75, в которой отбывает наказания Султанбеков, пытался вместе с инспекторами Кабдыловым и Калдыбаевым подкинуть ему запрещенные предметы для фабрикации дисциплинарного взыскания, но и что Жиенбаев вымогал деньги как раз таки для Молдажанова. Тем не менее досудебное расследование, проведенное за пять дней, было прекращено под предлогом отсутствия события преступления.
Абсурдность рассматриваемого в суде обвинения в отношении Султанбекова заключается в том, что на сегодняшний день по обращению подсудимого в агентство п противодействию коррупции вновь проводятся досудебное расследования по заявлению все того же Султанбекова.
***
Куат Султанбеков до 2006 года занимался предпринимательской деятельностью, и в том же году был избран председателем Ассоциации предпринимателей г.Балхаш, где работал до своего ареста и осуждения в 2012 году.
По утверждению Султанбекова и мнению адвокатов и родственников, его осуждение стало возможным в результате преследования со стороны конкретных высокопоставленных чиновников, которые, используя свое служебное положение и влияние в Казахстане, начиная с 2012 года по настоящее время, посредством дачи указаний сотрудникам МВД, ДУИС и исправительных учреждений, регулярно организуют в отношении него провокации и систематически добавляют новые сроки к первоначальному.