Счетная трагедия

16.01.2018

20 декабря Национальным бюро по противодействию коррупции были задержаны главные государственные аудиторы Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Ботагоз Копобаева и Алмагуль Жангирбаева. Их обвинили в получении части взятки в сумме 16 000 000 тенге от генерального директора «Казахавтодор» С.Мукашева и его заместителя Е.Шамишева за не отражение в аудиторском отчете выявленных нарушений нецелевого использования бюджетных средств. Также были задержаны Мукашев и Шамшиев вместе с главным бухгалтером предприятия, руководителями отделов и областных филиалов «Казахавтодора». В декабре прошлого года обеих женщин приговорили к пяти годам лишения свободы. И хотя по делу проходило более двадцати лиц, почему-то главные участники оказались на свободе, будучи переведенными в свидетели.

В Астане на прошедшей пресс-конференции адвокат Алмагуль Жангирбаевой Тойгуль Жангирбаева представила свое видение дела:

– В соответствии со статьей 24 УПК РК в отношении подозреваемых и обвиняемых должны исследоваться не только уличающие, но и оправдывающие их деяния, такового не наблюдалось. Это обязанность и суда, и прокурора, и следователя. По заявлению об исследовании поведенческих мотивов в этой части отказывают, что является нарушением справедливого судебного разбирательства. Более того, оказывалось психологическое давление, предлагалось признать вину, указать на руководство счетного комитета в обмен на то, что ее сделают свидетелем или отпустят под домашний арест.

Надо сказать, что сама Алмагуль тоже отметила этот и другие моменты в свой жалобе в Генеральную прокуратуру.

«Следователи избрали тактику игнорирования доводов стороны защиты. Условием возможного удовлетворения ходатайств защиты следователи поставили только одно: моё признание вины в предъявленном обвинении» – пишет Алмагуль.

Между тем, обвиняемая сообщает о своей полной непричастности к коррупционной схеме.

«В ходе проверки РГП «Казахавтодор» я самостоятельно выявила нарушения на сумму примерно 69 миллионов тенге. Руководство проверяемого РГП, признавая факт выявленного нарушения, было вынуждено ещё 06.12.16. произвести возврат этой суммы в республиканский бюджет». При этом ее коллега Копобаева «изложила в сводном акте аудиторского отчёта от 15.12.17. результаты своей проверки, где отразила установленные нарушения в размере 1 млрд 977 миллионов тенге в том виде, как это указано в отчёте. Я же к этому итогу отчёта никакого отношения не имею!»

Более того, женщина утверждает, что в момент передачи взятки она находилась у себя в квартире, «я даже не знала об этом факте. Я также не знала и до сегодняшнего дня не знаю о сумме полученных Копабаевой денег!» – сообщает она.

В то же время Копабаева, которая была руководителем проверки в РГП, а затем вела переговоры с руководством РГП о некоем вознаграждении за якобы положительные итоги проверки, дала «вроде бы дала признательные показания, одновременно оговорив меня», – заключает Жангирбаева. И в итоге Копабаева оказалась под домашним арестом, при том что вся сумма взятка обнаружена у неё в квартире.

Также из апелляционной жалобы Жангирбаевой стало известно, что видеозапись, где имеются доказательства о ее непричастности к делу, была не полной и содержит признак монтажа. В видеоматериале были замечены неровные склейки видеофрагментов, чему свидетельствует разница в минутах, а также оказалась замечена разная одежда следователя в одно и то же время. И как говорит адвокат, «Данный элемент наряду с отсутствием самой видеозаписи в материалах дела неопровержимо подтверждает фальсификации по делу».

Дополнительно защитник рассказывает:

– Когда Жангирбаева находилась в изоляторе первые 40 дней, у нее была температура, защитник и ее адвокат не раз обращались к руководителю следственной группы о том, чтобы предоставили медицинскую помощь, на что был получен ответ: «признайте вину и отпустим под домашний арест». Несмотря на то, что были предоставлены все документы, подтверждающие то, что Жангирбаева состоит на учете у онколога, невропатолога, кардиолога, однако все моменты были проигнорированы и следствием, и судом.

Из текста апелляционной жалобы Жангирбаевой: «…Главное судебное разбирательство проведено с нескрываемым обвинительным уклоном, без объективного исследования обстоятельств дела, с полным игнорированием заявленных защитниками ходатайств. Судья Кульбаева А.А. вообще не была озабочена соблюдением БЕСПРИСТРАСТНОСТИ в ходе процесса, она защищала интересы стороны обвинения, что и стало результатом дублирования ею в приговоре их сомнительных и не достоверных доводов».

Наконец, после присвоения статуса «посредника» передачи взятки Г.Рамазановой ее перевели в свидетели. «Это серьёзно или насмешка над законами? И, конечно же, как и все остальные граждане, считаю, что на статус замгендиректора РГП Рамазановой нисколько не влиял её супруг – прокурор Акмолинской области», – указывает в своей жалобе в Генпрокуратуру Алмагуль Жангирбаева.


Добавить комментарий