• Главная
  • >
  • Апрельские тезисы к майскому Дню свободы прессы

Апрельские тезисы к майскому Дню свободы прессы

26.04.2024

В конце прошлой недели депутаты приняли новый закон «О масс-медиа», в начале этой недели прессозащитники рассказали о нескольких журналистских кейсах, а позавчера полицейские в Алматы задержали автора поста в защиту журналистов радио «Азаттык» – казахской редакции американской радиостанции «Свобода». Такая вот мозаика к приближающемуся празднованию Всемирного дня свободы прессы.

22 апреля в Астане прошёл брифинг по вопросу об участившихся случаях преследования журналистов в Казахстане. На брифинге выступили глава юридической службы общественного фонда «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова, а также адвокаты Адильжан Маутканов и Асель Токаева.

На брифинге говорилось о двух кейсах, а уже после возник и третий, как продолжение первого.

В первом случае речь идёт о прошлогоднем отказе казахстанского МИДа предоставить аккредитацию журналистам радио «Азаттык», которое является казахстанским подразделением международного радио «Свобода». Полгода после того отказа редакция «Азаттыка» судится с руководством МИДа и только поэтому ещё сохраняет возможность работать в Казахстане. По поводу отказного, а фактически запретительного решения МИДа и его фатальных последствий для журналистов и читателей «Азаттыка», если судебные органы намертво отвергнут «азаттыковский» иск, независимо друг от друга высказались в соцсетях два казахстанских журналиста – Асхат Ниязов в Астане и Джамиля Маричева в Алматы. По другим сведениям Ниязов репостил пост Маричевой, но здесь нет большого противоречия – он мог сделать репост с добавлением каких-то слов от себя. Так или иначе оба публикатора высказывали слова поддержки «азаттыковцам» как коллегам по цеху, а действия МИДа оценивались как покушение на свободу слова и прессы в Казахстане.

9 апреля полиция Астаны возбудила против журналиста Асхата Ниязова административное дело по статье о клевете, затем обвинение переквалифицировали в статью о распространении ложной информации, в обоих случаях журналисту инкриминировали его пост в поддержку коллег с радио «Азаттык». Сейчас дело рассматривает специализированный административный суд Астаны. Адвокат Асель Токаева, представляющая на этом суде интересы журналиста, рассказала о выдвинутых ею ходатайствах и заявила свою позицию о необходимости прекращения этого дела в связи с полным отсутствием в посте Ниязова состава правонарушения.

24 апреля в Алматы полицейские задержали журналистку Джамилю Маричеву по административному делу о распространении ложной информации, содержавшейся в её посте в поддержку «азаттыковцев». Очень впечатлили подробности этого задержания: оно было проведено поздним дождливым вечером на речном терренкуре, где Джамиля совершал спортивную пробежку. «Ты бежишь по терренкуру, а тебя вдруг догоняет участковый и просит ознакомиться с административным протоколом», – рассказывает Джамиля. Прямо с терренкура её доставили в управление полиции Бостандыкского района, где составили протокол об административном правонарушении, в качестве какового фигурирует тот самый пост в защиту коллег с радио «Азаттык». После более чем часового допроса Маричеву отпустили, сейчас она ждёт рассмотрения своего дела в специализированном адмсуде.

Что же до исходного административно-судебного кейса с отказом МИДа в аккредитации журналистам «Азаттыка» и поданным редакций иском о признании этого отказа незаконным, то адвокат Асель Токаева, представляющая также интересы журналистов как истцов, сообщила о возможности достижения медиативного соглашения по этому делу. В чём именно оно может заключаться, адвокат не сказала, следуя принципу «чтоб не сглазить», нам же представляется в качестве оптимального выхода пересмотр МИДом своего решения об отказе в аккредитации «азаттыковцев» и принятия решения об их аккредитации, в каковом случае реакция «Азаттыка» легко могла бы отозвать свой иск. «Худой мир лучше доброй ссоры», – говорит по этому поводу Асель Токаева, и с ней трудно не согласиться.

Добавим от себя, что такой исход скандального дела очень помог бы знаменитому однофамильцу адвоката «азаттыковцев» в осуществлении внешних связей возглавляемого им государства с ведущими демократическими странами Запада, которые едва ли останутся равнодушными к закрытию в Казахстане национального подразделения радио «Свобода». Как раз в эти дни ожидается визит в Астане министра иностранных дел Великобритании, а в прошлом и премьер-министра этой страны Дэвида Кэмерона, в ходе какового визита Казахстану очень важно было бы не выглядеть клоном путинской России, где сразу после военного вторжения в Украину радио «Свобода» признали нежелательной организацией, то есть попросту закрыли.

Как мы уже упоминали выше, астанинского журналиста Асхата Ниязова за пост в поддержку «Азаттыка» сначала пытались обвинить в клевете на родное государство, а потом перерешили и обвинили в распространении ложной информации. На брифинге же Правового медиа-центра вспомнили о деле шымкентской журналистки Марины Низовкиной, обвинённой в клевете на местного полицейского начальника. Сначала межрайонный административный суд прекратил её дело за отсутствием в её посте состава правонарушения, но потом Шымкентский городской суд признал Низовкину виновной и приговорил ей к крупному штрафу.

Сейчас кассация на этот приговор находится на рассмотрении в Верховном суде РК. Представляющая интересы Низовкиной адвоката Асель Токаева очень надеется на то, что что высшая инстанция обратит должное внимание на ряд грубых нарушений со стороны суда апелляционной инстанции, который в процессе отмены решения суда первой инстанции незаконно вышел за пределы рассматриваемого дела, самовольно присовокупив к тому посту Низовкиной, на который жаловался заместитель начальника городского департамента полиции, другой пост того же автора, который в исходном заявлении и административном протоколе по нему вообще не фигурировал.

Если Марину Низовкину обвинили в клевете, Джамилю Маричеву – в распространении ложной информации, а Асхата Ниязова обвинили сначала в клевете, а потом заменили на распространение ложной информации, каковые статьи не предусматривают содержания в СИЗО, то положение Данияра Адилбекова гораздо хуже.

Сначала его обвинили в распространении ложной информации, но не по статье из КоАПа, а по сходной статье из Уголовного кодекса (наличие практически одинаковых статей в двух разных кодексах – особенность казахстанского национального законодательства). Потом обвинение переквалифицировали на уголовную статью о заведомо ложном доносе, по которой Адильбекова арестовали и поместили в СИЗО. Затем дело вновь переквалифицировали на распространение ложной информации и продолжают держать в СИЗО, несмотря на ходатайства его адвоката об изменении меры пресечения в связи с изменением формулы обвинения.

Данияр Адилбеков был задержан после обращения в полицию вице-министра энергетики РК Ерлана Аккенженова. В свою очередь арестованный журналист обратился из СИЗО к независимым журналистам Казахстана провести независимое расследование обращение в отношении вице-министра. «Призываю вас, независимые СМИ страны, провести журналистское расследование. У меня есть вопросы: была ли проверка в отношении Ерлана Аккенженова, чтобы утверждать, что [с моей стороны] это был заведомо ложный донос? Я не писал на него заявлений в правоохранительные органы, а лишь призывал, чтобы мои доводы были хоть как-то проверены. Я считаю, что меня преследуют за правду те, кто разворовывает страну и лоббирует интересы эксклюзивного покупателя казахстанской нефти – компании Vittol», – говорится в письме Адилбекова.

Адвокат журналиста Адильжан Маутканов указал на то обстоятельство, что дело его подзащитного расследует департамент полиции Алматы, но оперативное сопровождение по нему вели сотрудники КНБ, в чью компетенцию дела по таким статьям не входят. Также и во инкриминированных Адилбекову постах ничего не говорилось про шпионов или террористов, а исключительно про коррупцию.

Как видим, в трёх из пяти журналистских кейсов, о которых говорили на брифинге Правового медиа-центра, так или иначе фигурировала тема преследования журналистов за распространение ложной информации, фигурирующее как состав преступления сразу в двух кодексах – Уголовном и Административном. По поводу этой статьи глава юридической службы медиа-центра Гульмира Биржанова констатировала, что хотя возражать против её существования в принципе трудно, поскольку теоретически возможны случаи, когда распространения ложной инфы может повлечь реально тяжкие последствия для общества, вызывает большую тревогу существующая практика применения этой статьи, когда её используют для расправы с журналистами и зажима свободы прессы.

Мы же от себя добавим к этому, что всё рассказанное на брифинге 22 апреля очень красиво ложится в канву Всемирного дня свободы прессы, отмечаемого 3 мая. Все годы со времени учреждения этого праздника он был для нас «праздником со слезами на глазах», поскольку пресса в Казахстане (хоть в старом, хоть в новом) была и остаётся несвободной и нуждается в защите.