• Главная
  • >
  • Инвалидность не должна быть тождественна бесправности

Инвалидность не должна быть тождественна бесправности

17.04.2024

Комитет ООН по правам людей с инвалидностью вынес замечания по ситуации в Казахстане с обеспечением прав людей с инвалидностью и рекомендации по её улучшению. Ранее на эту тему были представлены государственный и альтернативный доклады, а уже после выхода замечаний международного комитета состоялось обсуждение проблем с активистами объединений людей с инвалидностью.

Комитет ООН по правам людей с инвалидностью размещается в Женеве и состоит из 18 независимых экспертов, осуществляющих мониторинг выполнения Конвенции о правах инвалидов государствами, ратифицировавшими конвенцию. Все государства, которые являются участниками этой конвенции, обязаны на регулярной основе представлять комитету Национальный доклады об осуществлении прав людей с инвалидностью, закрепленных в конвенции. Казахстан ратифицировал конвенцию в 2015 году. Национальный доклад по данной конвенции Казахстан впервые представил в 2017 году, а ещё через два года, то есть уже в 2019-м в Комитет ООН был направлен альтернативный доклад, подготовленный общественными организациями. Спустя ещё пять лет, в конце марта этого года Комитет ООН по правам людей с инвалидностью впервые огласил свои рекомендации по осуществлению норм данной конвенции в Казахстане.

Государственный доклад: всеобщее равенство

Доклад открывается сообщением о том, что понятие «инвалид» закреплено в законе «О социальной защите инвалидов». Согласно ему, инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. Термин «ограничение жизнедеятельности» означает полную или частичную утрату человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, – говорится в докладе.

Отдельным пунктом в докладе подчёркнут запрет на дискриминацию инвалидов по признаку их инвалидности. Виновные в нарушении прав и свобод инвалидов несут ответственность в соответствии с административным и/или уголовным правом.

В докладе сообщается, что с 2012 года во всех регионах Казахстана проводятся оценка состояния доступности людям с инвалидностью объектов социальной и транспортной инфраструктуры (инвентаризация/паспортизация) и их последующая адаптация под нужды лиц с инвалидностью. За период с 2012-го по 2016 годы паспортизация проведена на 27.828 объектах. Из них 17.506 объектов (62,9%) были признаны недоступными и требующими адаптации. В дальнейшем из этого числа были адаптированы 11.212 объектов (77,4%).

Законом «О государственных услугах» предусмотрена обязанность услугодателя по созданию необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями при получении ими госуслуг и обучению персонала навыкам общения с людьми с инвалидностью. Государственными нормативами в области архитектуры и градостроительства предусмотрены требования к зданиям и сооружениям, доступным для маломобильных групп населения, особенно при пожарах, аварийных ситуациях и опасных природных воздействиях.

В докладе говорится, что каждое лицо с инвалидностью в Казахстане имеет право на равную с другими лицами правовую защиту. Все граждане равны перед законом и судом, что в полном объеме распространено на людей с инвалидностью. Гражданин, который вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным, в связи с чем над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. В случаях выздоровления или значительного улучшения здоровья недееспособного, суд признает его дееспособным, после чего с него снимается опека.

Говорится в докладе и о равном доступе людей с инвалидностью к информации. Согласно закону «О доступе к информации» информатор обязан создавать необходимые условия для инвалидов при предоставлении информации. При размещении информационных стендов и других технических средств аналогичного назначения обладатели информации обязаны создать условия свободного доступа к ним людям с инвалидностью. Согласно закону «О телерадиовещании» не менее одной телепрограммы новостного характера должно быть обеспечено сурдопереводом или субтитрами.

В стране последовательно внедряется инклюзивное образование, определение и механизм которого Казахстан в числе первых из стран СНГ законодательно утвердил, внеся изменения в закон «Об образовании». Избиратели с инвалидностью участвуют в выборах президента, депутатов Мажилиса и маслихатов на равных основаниях с другими избирателями, в равной мере обладая как активным, так и пассивным избирательным правом.

Полностью с докладом можно ознакомиться ниже:

Альтернативный доклад: существуют социальные и иные барьеры

Подготовленный общими усилиями 16-ти неправительственных общественных организаций в 2019 году, альтернативный доклад открывается критическими замечаниями в адрес властей самого общего характера. Вот лишь два сводных абзаца из этой части доклада:

– казахстанское законодательство прямо запрещает дискриминацию по признаку инвалидности, но не дает определения того, что представляет собой эта дискриминация, что делает запрет дискриминации пустой декларацией. В различных юридических и медицинских документах до сих пор используются дискриминационные и унизительные термины в отношении детей-инвалидов, ставя негативное клеймо «неполноценности», стигматизируют и не способствуют эффективной реабилитации и абилитации на практике.

– понятие «инвалидность» в казахстанском законодательстве не соответствует Конвенции о правах инвалидов, так как по-прежнему исходит из медицинского, а не социального подхода. Определение инвалидности фокусируется на физических нарушениях, а не на социальных барьерах. В основных законах, регулирующих защиту прав инвалидов, отсутствуют термины «разумное приспособление» и «универсальный дизайн». Однако такие акты не имеют такой же юридической силы, как законы, не применяются последовательно и систематически, часто игнорируются или произвольно трактуются строительными и проектными организациями с весьма низкой значимостью в иерархии правовых актов.

Далее авторы доклада констатируют факт отсутствия в Казахстане специализированного органа, ответственного за предотвращение дискриминации людей с инвалидностью, мониторинга её проявлений на республиканском и местном уровнях, а главное – борьбы с ней. Также они сетуют на отсутствие или крайнюю затруднённость доступа к социальным услугам инвалидов, проживающих в сельской местности.

Авторы доклада признают, что в целом в Казахстане повышается осведомлённость населения о правах людей с ограниченными возможностями и их проблемах, но констатируют, что государством принимаются далеко не все необходимые меры по повышению таковой осведомлённости. Большинство этих мер носят благотворительный характер и не представляют людей с ограниченными возможностями как членов общества, вносящих значимый вклад в его развитие. Также государством признаётся важность обеспечения доступности инфраструктуры, объектов и услуг для лиц с ограниченными возможностями, создание безбарьерной среды находится в политической повестке дня правительства страны, однако многие принятые меры остаются декларативными.

В действующих стандартах проектирования, строительства и эксплуатации транспорта в части их адаптации к потребностям лиц с ограниченными возможностями имеются существенные пробелы, они не всегда могут быть реализованы на практике и возлагают неоправданную нагрузку на малый и средний бизнес. Хотя в стандарты и правила введены такие понятия, как «разумное приспособление» и «универсальный дизайн», анализ технических характеристик и/или размеров бордюров, пандусов, лестниц, туалетных кабин, дверных проёмов и других приспособлений свидетельствует о том, что они не всегда учитывают потребности всех групп населения инвалидов, например, лиц с психическими расстройствами. При пользовании общественным автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом инвалиды по-прежнему сталкиваются с серьёзными проблемами.

В полицейской и судебной сферах не предусмотрено или недостаточно обеспечено предоставление инвалидам по зрению слуху сурдоперевода и/или тактильного общения, а также участия сурдопереводчиков на различных стадиях досудебного расследования и судебного разбирательства. Совсем никак не предусмотрено предоставления сурдоперевода инвалидам, являющимся членами присяжных заседателей. Есть проблемы с физической доступностью для инвалидов по зрению с передвигающихся на колясках зданий правоохранительных органов и судов.

По всем этим и многим другим темам в альтернативном докладе после каждой главки даются конкретные рекомендации по исправлению положения.

С докладом можно ознакомиться ниже:

Рекомендации Комитета ООН по правам людей с инвалидностью: есть некоторые достижения

Комитет ООН по правам людей с инвалидностью рассмотрел первоначальный отчет Казахстана на двух заседаниях 4 и 5 марта 2024 года, а на двух других заседаниях 18 и 19 марта принял заключительные замечания по этому отчёту. Всего замечаний – рекомендаций набралось 75 пунктов, часть из которых еще дополнительно разделены на подпункты. Из них достижения отмечены в первых шести, а остальное – сплошь обеспокоенности экспертов ООН.  

В первом же из них Комитет высоко оценил сам факт ратификации Казахстаном в 2015 году профильной конвенции, а в 2023 году – факультативного протокола к ней. Также комитет высоко оценил меры, принятые Казахстаном как государством-участником для осуществления положений конвенции, в частности принятие законодательных мер, направленных на содействие права инвалидов.

В то же время Комитет высказал обеспокоенность вот по каким поводам:

– использование в Социальном кодексе устаревшей медиальной модели инвалидности вместо современной правозащитной модели, а также тот факт, что функциональные возможности людей с ограниченными возможностями в Казахстане продолжают определять оценку инвалидности, что приводит к недостаточной представленности детей и взрослых с ограниченными возможностями в государственных реестрах;

– наличие дискриминационных положений, в том числе уничижительной терминов, затрагивающих лиц с ограниченными возможностями, в отдельных статьях Гражданского и Уголовного кодексов, а также Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения;

– неполный учёт прав людей с ограниченными возможностями в отраслевых программах и ограниченная информация о политике по улучшению положения таких людей, живущих в сельской местности, а также мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища;

– широко распространенные поведенческие барьеры, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями в государственных учреждениях со стороны специалистов и персонала.

В этой связи Комитет рекомендовал Казахстану как государству-участнику Конвенции по правам людей с инвалидностью:

– пересмотреть и изменить положения Социального кодекса, Правил проведения медико-социальной экспертизы и порядка раннего выявления детей с инвалидностью с целью принятия концепции инвалидности в соответствии с её правозащитной моделью;

– установить правила и процессы для выявления и оценки правовых и экологических барьеров для людей с ограниченными возможностями на основе требований и предпочтений, сформулированных общественными организациями, объединяющими инвалидов и представляющих их интересы;

– провести всесторонний обзор национальных законов и подзаконных актов с целью гармонизации их с Конвенцией;

– обеспечить, чтобы реализация Национального плана действий по правам человека до 2025 года включала в себя целевые программы для лиц с ограниченными возможностями, проживающих в сельской местности, а также мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища.

Разумеется, это далеко не полое изложение весьма объёмного документа, с полным текстом которого можно ознакомиться по ссылке:

Проблемы людей с инвалидностью глазами активистов

11 апреля в дискуссионном клубе «ПолиТон» тему принятия Комитетом ООН по правам людей с инвалидностью в увязке с реальным положением людей с ограниченными возможностями обсудили активисты профильных общественных организаций, в своё время участвовавшие в разработке Альтернативного доклада о положении людей с инвалидностью в Казахстане.

Руководитель объединения инвалидов «Шарасыздар» («Подранки») Галия Тобатаева указала на низкую обеспеченность доступа инвалидов-колясочников к жилым домам и общественным зданиям, обеспечить каковой требует одна из самых известных норм конвенции. Об этой и других проблемах активисты объединений не раз говорили на проводимых ими митингах в Алматы и других городах, а также пытались отстаивать свои права в судах.

Как минимум пять таких исков подавал правозащитник и эксперт по вопросу доступа к информации людей с нарушением зрения Мусагали Дауылов. Наиболее известной из его судебных тяжб стала многолетняя эпопея по обеспечению слепым и слабовидящим гражданам возможности проголосовать на выборах (отсутствие специальных трафаретов для обращения с бюллетенями) и выпуска аудиоматериалов и приложений для гаджетов типа вызова такси по «Яндексу» на казахском языке. Главная проблема здесь с выполнением судебных решений уполномоченными госорганами.

Координатор медиа-проекта «За равный доступ» Жаслан Сулейменов обозначил ещё и такой аспект проблемы, как положение лиц с инвалидностью в местах лишения свободы, каковое можно приравнять к жестокому обращению и даже пыткам. Жаслан с удовлетворением отметил, что этот вопрос нашёл своё отражение в рекомендациях Комитета ООН по правам людей с инвалидностью, теперь дело за выполнением или игнорированием этих рекомендаций казахстанскими властями.


Смотрите также