О пользе митингов и честных выборов

21.10.2011

 

Правозащитные организации в очередной раз призывают власти Казахстана изменить законодательство о выборах и разработать новый закон «О свободе мирных собраний». А судья Верховного суда (правда, уже в отставке) даже говорит о том, что протестные митинги полезны для государства, ибо помогают узнать мнение граждан по важным политическим вопросам.

 

 

* * *

О пользе митингов

 

Правозащитные организации в очередной раз призывают Казахстан изменить законодательство о выборах и разработать новый закон «О свободе мирных собраний»

С 1 марта этого года при поддержке Европейского союза в Казахстане реализуется проект по мониторингу исполнения Национального плана действий в области прав человека. Организаторы проекта – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), Центр исследования правовой политики (LPRC) и Международный центр журналистики MediaNet. Всего по итогам проекта в течение двух лет будет подготовлено 26 экспертных заключений.


На днях в Астане прошел круглый стол, посвященный обсуждению таких разделов Национального плана, как право на свободу мирных собраний и право на участие в управлении делами государства (свободные и справедливые выборы). Как считают правозащитники, «у казахстанцев де-юре существует право свободно и мирно собираться, однако де-факто оно касается лишь тех, кто лоялен к проводимой политике, режиму и правящей партии». Такое мнение высказал директор Карагандинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Юрий Гусаков.

Закрепленное в Конституции право “мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование” на деле ограничивается местными исполнительными и представительными органами власти, которые регламентируют их места и порядок. “Правовое регулирование свободы мирных собраний, охватываемых законом, имеет разрешительный, а не уведомительный характер и осуществляется исполнительными органами власти. Поэтому правоприменительная практика реализации гражданами Казахстана свободы собраний противоречива и в отдельных случаях носит дискриминационный характер”, – отмечается в экспертном обзоре по исполнению государственными органами Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы.

Впрочем, внимательно изучив рекомендации Нацплана, организаторы проекта пришли к выводу, что все десять пунктов, содержащихся в разделе “Право на свободу мирных собраний”, даже в случае их выполнения не повлияют на ситуацию. Исключение составляет лишь пятый пункт, касающийся внесения соответствующего законопроекта в парламент. Кстати, как сообщил секретарь Комиссии по правам человека при президенте РК Тастемир Абишев, Генеральная прокуратура поддержала разработку данного законопроекта. «Кто конкретно будет разрабатывать законопроект, будет определено правительством Казахстана. Это может быть Минюст при участии уполномоченных госорганов, в том числе Генпрокуратуры», – заметил Абишев. Он также немного забежал вперед, сообщив, что внимание в новом законопроекте будет “акцентировано на уведомительный характер проведения мирных собраний”.

Судья Верховного суда РК в отставке, кандидат юридических наук Раиса Юрченко и вовсе считает, что митинги приносят пользу государству. «Полезность в этих митингах, собраниях заключается в том, что будет известно мнение населения по разнообразным вопросам, которые встречаются в нашей жизни”, – прокомментировала она. В этой связи новый закон должен быть направлен не против, а за митингующих. “Я думаю, там не столько должно быть прописано о правах людей, которые хотят митинговать, сколько о поведении органов внутренних дел, которые должны обеспечивать и в этом вопросе соблюдение общественного порядка, чтобы никто не пострадал, чтобы митинги не превратились в драку», – высказала свое мнение судья в отставке.


Серьезной проблемой, по мнению правозащитников, остается способ формирования состава избирательных комиссий. По их мнению, формировать избирательные комиссии, включая ЦИК, необходимо из числа представителей всех политических сил в стране, в том числе оппозиционных.


Автор экспертного обзора Национального плана в части права на участие в управлении делами государства, юрист общественного объединения «Хартия за права человека» Амангельды Шорманбаев отмечает, что «по-прежнему оппозиционные политические партии не могут на равной основе с другими партиями формировать членов избирательных комиссий, в том числе и Центральной избирательной комиссии». А списки избирателей недоступны для проверки как представителям кандидатов и политических партий, так и наблюдателям.


Эксперты проекта, финансируемого Евросоюзом, отмечают, что в случае обнаружения нарушений возможность защиты значительно уменьшается, так как законодательство Казахстана не содержит четких критериев признания выборов недействительными. Кроме того, за выброс бюллетеней не предусмотрено уголовное наказание, только административное, что «можно охарактеризовать как поощрение фальсификаций».

Алла ИВАНИЛОВА, Астана (газета «Новое поколение» за 20.10.2011
<
http://www.np.kz/index.php?newsid=9510>)

 

 

* * *

Правозащитники настаивают на разработке нового закона «О свободе мирных собраний»

 

По мнению правозащитных организаций, право граждан Казахстана на свободу мирных собраний, гарантированное Конституцией страны, в законодательной базе отражено не в полной мере. Эксперты полагают, что изменить ситуацию с тем, чтобы законодательство полностью отражало гарантии прав и свобод граждан, возможно лишь скорейшим принятием нового закона, регламентирующего порядок проведения мирных собраний.

 

Такие выводы правозащитники сделали в специальном экспертном заключении по соответствующему разделу Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы. Аналогичные заключения делаются по каждому из разделов плана – в рамках реализуемого с весны текущего года проекта по мониторингу исполнения Национального плана (проект реализуется при поддержке Европейского союза).

По словам секретаря Комиссии по правам человека при президенте РК Тастемира АБИШЕВА, комиссия уже выработала свою позицию по вопросу проведения мирных собраний, и с этой позицией уже даже согласились чиновники.

 

«Генеральная прокуратура при участии гражданского общества, а также при участии других заинтересованных государственных органов будет разрабатывать законопроект о проведении мирных собраний в Казахстане», – заявил г-н Абишев, уточнив, что в данном проекте будет сделан акцент «на уведомительный характер проведения мирных собраний».

 

Представители правозащитных организаций к этой информации отнеслись скептически.

 

Директор Карагандинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Юрий ГУСАКОВ подчеркнул, что законопроект этот необходимо принимать как можно скорее, и обязательно при этом учитывать как мнение правозащитных организаций, так и международные стандарты. «Мастера создания законопроектов должны использовать в своей работе руководящие принципы БДИПЧ/ОБСЕ по подготовке законодательства о свободе собраний, – уверен правозащитник. – Центральным пунктом здесь лежит руководящий принцип презумпции в пользу проведения собраний. Иначе он называется просто – государство должно видеть себя помощником мне – гражданину РК, и каждому из нас в реализации этого права. Государство должно помогать, оно должно помочь мне реализовать это право, поскольку это – право».

 

Сегодня же право граждан «мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», хоть и закреплено в Конституции, существует лишь де-юре. Де-факто же им, по мнению г-на Гусакова, могут воспользоваться лишь те, «кто лоялен к проводимой политике, режиму и правящей партии». При этом гарантированное Конституцией право ограничивается местным исполнительным и представительным органом власти, которые регламентируют места и порядок их проведения. Поэтому, делает вывод эксперт, «правоприменительная практика реализации гражданами свободы собраний противоречива и в отдельных случаях носит дискриминационный характер».

 

Судья Верховного суда РК в отставке, кандидат юридических наук Раиса ЮРЧЕНКО подчеркнула: «Если в Конституции право закреплено за каждым, то это право не требует никаких дополнительных разрешений». Что же касается мирных собраний и митингов, то, по ее мнению, они идут государству на пользу – поскольку «будет известно мнение населения по разнообразным вопросам, которые встречаются в нашей жизни». Разумеется, мирные собрания не должны нарушать права других граждан, мешать работе организаций. Но в целом, уверена судья, новый закон должен быть «за» мирно митингующих. Что же касается подзаконных актов (к примеру, внутриведомственных приказов и инструкций МВД), то по мнению г-жи Юрченко, в них «не столько должно быть прописано о правах людей, которые хотят митинговать, нежели о поведении органов внутренних дел, которые должны обеспечивать и в этом вопросе соблюдение общественного порядка, чтобы никто не пострадал, чтобы митинги не превратились в драку».

 

Еще один экспертный отчет правозащитников касается раздела Национального плана о праве граждан на участие в управлении делами государства (свободные и справедливые выборы). Тастемир Абишев уверенно заявил, что действующее законодательство «соответствует нормам Международного пакта о гражданских и политических правах. Также Казахстан реализовывал многие рекомендации ОБСЕ, в том числе и БДИПЧ ОБСЕ».

 

Но, согласно заключению правозащитников, есть «ряд существенных проблем, которые не позволяют проводить демократические и свободные выборы». В экспертном отчете отмечается, что «ни одни выборы Президента после 1995 года не проводились точно в срок, определенный в Конституции Казахстана». Акцент делается и на то, что согласно практике проведения демократических выборов в странах-членах ОБСЕ, «изменения и дополнения законодательства не допускаются в период, непосредственно предшествующий проведению выборов, особенно если способность избирателей, политических партий или кандидатов исполнить свою роль может оказаться нарушенной».

 

А согласно принципам Европейской комиссии за демократию через право, «фундаментальные элементы закона о выборах (…) не должны подлежать изменениям и дополнениям менее чем за один год до проведения выборов». Впрочем, возможны и исключения – в случаях, когда в законодательстве или методе его применения обнаруживаются недостатки и возникает эффективное политическое и общественное согласие по поводу необходимости их устранения.

 

В качестве серьезного недостатка правозащитники отмечают порядок формирования состава избирательных комиссий. Их необходимо формировать из числа представителей всех политических сил в стране, в том числе оппозиционных. Однако, отмечается в отчете, «по-прежнему оппозиционные политические партии не могут на равной основе с другими партиями формировать членов избирательных комиссий, в том числе и Центральной избирательной комиссии». Для обеспечения проведения свободных и демократических выборов правозащитные организации рекомендуют создать постоянно действующую рабочую группу по выработке предложений по изменению избирательного законодательства с обязательным участием представителей всех политических сил, в том числе оппозиционных, и представителей гражданского общества.

 

Ирина СЕВОСТЬЯНОВА, Астана (газета «Панорама» за 21.10.2011
<
http://panoramakz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=13077&Itemid=1>)

 


Добавить комментарий