Дети – не однородная масса

02.05.2019

В рамках реализации совместного проекта «Изменение (трансформация) работы школ для детей с девиантным поведением и распространение услуг для детей и их семей в контакте с законом», осуществляемого Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане при поддержке Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК была выполнена оценка ситуации для развития услуг для детей с особыми эмоционально-волевыми и поведенческими потребностями в Восточно-Казахстанской и Кызылординской областях и анализ нормативных документов по предоставлению услуг детям с особыми эмоционально-волевыми и поведенческими потребностями в Республике Казахстан, а также разработан стандарт по предоставлению услуг детям с особыми эмоционально-волевыми и поведенческими потребностями и механизм его реализации.

В данном стандарте особое внимание уделяется принципу наилучших интересов ребенка и необходимости эмоциональной заботы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Права ребенка, закрепленные в соответствующей Конвенции, в частности, право на заботу и право на участие, право быть услышанным и др., красной нитью пронизывают разработанный стандарт.

Замечание общего порядка № 14 (2013) Комитета ООН по правам ребенка о праве ребенка на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению его интересов (пункт 1 статьи 3) гласит, что эмоциональная забота является одной из основных потребностей детей.      

Дети не являются однородной массой, и поэтому при оценке их наилучших интересов следует принимать во внимание фактор многообразия. Индивидуальность ребенка включает в себя такие особенности, как пол, сексуальная ориентация, национальное происхождение, вероисповедание и убеждения, культурная самобытность, личные качества. Хотя базовые универсальные нужды одинаковы для всех детей и молодых людей, форма их выражения зависит от самых различных личных качеств, физических особенностей, социокультурных аспектов, включая их развивающиеся способности. Право ребенка на сохранение своей индивидуальности гарантировано Конвенцией (статья 8) и должно уважаться и приниматься во внимание при оценке наилучших интересов ребенка.

Данный стандарт был выполнен юристами КМБПЧ при поддержке национального эксперта по вопросам защиты прав детей – клинического и семейного психолога, кандидата психологических наук, phd, профессора кафедры психологии и коррекционной педагогики Ириной Мацкевич и международного эксперта профессора Робин Хаар.

Согласно стандарту, получателями услуг являются дети с эмоционально-поведенческими особенностями и их семьи, которым необходима помощь в нормализации социализации и социальной реабилитации, находящиеся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:

– безнадзорность несовершеннолетних, в том числе девиантное поведение;

– нахождение несовершеннолетних в специальных организациях образования, организациях образования с особым режимом содержания;

– жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации;

– бездомность (лица без определенного места жительства);

– освобождение из мест лишения свободы;

– нахождение на учете службы пробации.

Социальные услуги для детей и семей должны быть направлены на полное развитие потенциала ребенка и осознание необходимости воспитания, признания, наделения полномочиями и структурированного воспитания ребенка, включая:

– уважение достоинства ребенка и его или его семьи, которое обеспечивает заботу, чувствительность, справедливость и уважение к детям;

– защита от дискриминации по любым признакам, таким как пол, возраст, инвалидность, социальное, экономическое или этническое происхождение, раса, цвет кожи, рождение, собственность, язык, религия, политические или иные убеждения, сексуальная ориентация или иной статус;

– социальная интеграция для обеспечения равенства, равных возможностей и положительных результатов для всех детей, включая детей из уязвимых групп;

– преодоление стигматизации определенных групп детей, испытывающих социальные предрассудки, путем поддержки позитивного самооценки и самоуважения;

– избегание зависимости от услуг путем поощрения самостоятельности и активности детей и семей.

В рамках стандарта также были разработаны механизмы реализации для проведения профилактики и предотвращения противоправного поведения на трех уровнях: первичная вторичная и третичная профилактика.

Данный стандарт был представлен 30 апреля 2019 года на конференции «Совершенствование подходов и услуг для детей в конфликте с законом», которая была посвящена основным изменениям законодательства РК в сфере защиты прав детей, находящихся в конфликте законом, работе по реформированию специальных организаций образования и повышению эффективности мер, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних в рамках нового законодательства.

Конференция объединила представителей государственных органов, гражданского общества, академических кругов, международных организаций; судей, депутатов и экспертов по защите прав детей.


Добавить комментарий