Правовое мнение о квалификации изнасилования и других преступлений сексуального характера, совершенных в местах содержания под стражей, местах лишения свободы или лечебных учреждениях закрытого типа, учреждениях ухода и опеки

31.08.2016

Уголовный кодекс РК предусматривает уголовную ответственность за ряд преступлений сексуального характера.

К ним относятся преступления, предусмотренные ст.ст. 120 «Изнасилование», 121 «Насильственные действия сексуального характера», 122 «Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста», 123 «Понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера», 124 «Развращение малолетних».

В этих статьях предусматриваются различные санкции: от трех – пяти лет до пожизненного лишения свободы в зависимости от квалифицирующих признаков и тяжести наступивших последствий.

Однако, ни одна из этих статей не содержит такого квалифицирующего признака как преступление сексуального характера, совершенное должностным лицом или лицом в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.

Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан №4 от 11 мая 2007 года «О некоторых вопросах квалификации преступлений, связанных с изнасилованием и иными насильственными действиями сексуального характера» также не касается этого вопроса.

А вопрос квалификации таких преступлений в отношении лиц, содержащихся в местах предварительного заключения, местах лишения свободы, лечебных учреждениях закрытого типа и других учреждениях ухода и опеки, имеет принципиальное значение.

Потерпевшие при совершении таких преступлений находятся в государственных учреждениях, в условиях лишения или ограничения свободы и в зависимости от должностных лиц государственных органов и учреждений.

Именно поэтому такие преступления, совершённые в указанных выше учреждениях, с нашей точки зрения, должны квалифицироваться по ст.146 УК РК «Пытки».

В выпущенном в 2004 году Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека Руководстве по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, известном под названием «Стамбульский протокол» в разделе «D. Обследование и экспертиза после применения определенных форм пыток», параграф 8 специально указано: «Пытки сексуального характера, включая изнасилование».

И далее в пунктах 215-232 подробно перечислены эта форма пыток и особенности проведения расследования и экспертиз, что предполагает очевидную квалификацию данного преступного деяния.

В частности указывается:

«215. Пытки сексуального характера начинаются с принуждения обнажиться, которое во многих странах постоянно сопутствует пыткам. Именно в обнаженном и беспомощном состоянии человек острее всего ощущает свою беззащитность. Нагота усиливает страх перед каждым элементом пытки, поскольку всегда существует вероятность стать жертвой жестокого обращения, изнасилования или содомии. Кроме того, частью сексуальной пытки являются словесные угрозы, оскорбления и насмешки сексуального характера, поскольку они усугубляют унижение и его оскорбительные аспекты, что является неотъемлемой частью этой процедуры. Грубое ощупывание женщин во всех случаях травмирует их и считается пыткой.

Существуют некоторые различия между сексуальной пыткой мужчин и сексуальной пыткой женщин, однако ряд проблем имеет отношение к представителям обоих полов. Изнасилование всегда связано с риском развития заболеваний, передаваемых половым путем, в частности вируса иммунодефицита человека (ВИЧ)89. B настоящее время единственный эффективный метод профилактики ВИЧ-инфекции должен использоваться в пределах нескольких часов после инцидента, и он не всегда доступен в странах, где применение пыток является обычным делом. B большинстве случаев пытки сопряжены с элементом сексуальной похоти … Лицам мужского пола часто угрожают тем, что они перестанут быть мужчинами, и последующей утратой уважения в обществе. Заключенных в нарушение культурных запретов могут помещать в камеру обнаженными вместе с членами семьи, друзьями или с абсолютно незнакомыми людьми. Их положение может усугубляться невозможностью уединиться при пользовании туалетом. Кроме того, заключенных могут заставлять совершать друг над другом сексуальное насилие, с чем особенно трудно справиться в эмоциональном плане. Страх женщин перед возможным изнасилованием, с учетом связанного с изнасилованием позора, определяемого социальными нормами, может усугубить полученную травму. He следует пренебрегать травмой, касающейся возможности забеременеть, что, естественно, не относится к мужчинам, и страхом перед потерей девственности и способности иметь детей (даже если факт изнасилования можно скрыть от потенциального мужа и остальных членов общества).

Если в случаях сексуального насилия жертва в силу социально-культурных условий или по личным причинам не желает, чтобы этот факт стал достоянием гласности, врач, проводящий медицинское обследование, учреждения, занимающиеся расследованием, и суды обязаны содействовать соблюдению права жертвы на неприкосновенность личной жизни. Для установления взаимопонимания с жертвами пыток, которые недавно подверглись сексуальному насилию, требуются специальная психологическая подготовка и надлежащая психологическая поддержка….
Жертву изнасилования, имевшего место во время пытки, редко освобождают, когда еще можно выявить признаки недавнего насилия. B подобных случаях следует учитывать многие факторы, которые препятствуют медицинскому освидетельствованию… .

При обследовании женских половых органов более чем через неделю после насилия редко удается обнаружить какие-либо физикальные доказательства. Позднее, после дальнейшей добровольной или принудительной половой активности женщины или после родов, может оказаться почти невозможным отнести какие-либо данные на счет конкретного случая инкриминируемого насилия. Поэтому самым важным компонентом медицинской экспертизы будет оценка экспертом исходной информации (например, соответствия между заявлениями о насилии и остро возникшими повреждениями, наблюдаемыми обследующим) и поведения данного лица с учетом культурного контекста пережитого данной женщиной».

Стамбульский протокол является основным документом, выпущенным Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, с целью внедрения международных стандартов эффективного расследования фактов пыток, которые запрещены в соответствии с Конвенцией ООН против пыток и других видов жестокого или унижающего достоинство обращения и наказания.

Республика Казахстан – участник этой Конвенции и, соответственно, должна следовать её положениям, которые составляют часть национального права и имеют приоритет над национальным законодательством РК, а также их интерпретации.

В этой интерпретации преступления сексуального характера, совершённые должностными лицами, лицами в официальном качестве или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия в отношении лиц, содержащихся в местах предварительного заключения, местах лишения свободы или учреждениях, входящих в сферу компетенции Национального превентивного механизма по предупреждению пыток, должны однозначно квалифицироваться как «пытки» в форме «пытки сексуального характера, включая изнасилование», как это определено в Стамбульском протоколе.

Полагаем необходимым скорейшее и тщательное изучение данного вопроса всеми заинтересованными государственными органами, прежде всего, органами прокуратуры, с целью принятия законодательных и практических мер по приведению законодательства и правоприменительной практики в Республике Казахстан в соответствие с международными стандартами, в том числе в части признания сексуальных преступлений, совершенных в отношении лиц, содержащихся в местах предварительного заключения, местах лишения свободы или учреждениях, входящих в сферу компетенции Национального превентивного механизма по предупреждению пыток, формой пытки и квалификации подобных преступных деяний по статье 146 УК РК.

 

Ж.Турмагамбетова,

исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека»,

член Комиссии по правам человека при Президенте РК,

член Совета по правовой политике при Президенте РК,

член общественного совета Министерства внутренних дел РК,

член Координационного совета Национального превентивного механизма

Е.Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности


Добавить комментарий