День политзаключённого в бывшем СССР и в сегодняшних РФ и РК

30.10.2014

 

30 октября в соседней России отмечают День памяти жертв политических репрессий, учреждён в октябре 1991 года решением Верховного Совета РСФСР путём совмещения его с прежним «антисоветским» Днём политзаключённого в СССР. По российскому примеру в Казахстане учреждён свой День памяти 31 мая, а вот День политзэка, посаженного не в сталинские, а в сегодняшние времена, можно отмечать и 30 октября вместе с российскими правозащитниками.

 

Ровно 40 лет назад, в предпоследний день октября 1974 года узники пермских и мордовских лагерей впервые отметили коллективной голодовкой и зажиганием траурных свечей День политзаключённого в СССР, придуманный одним из тогдашних сидельцев Кронидом Любарским.

 

В тот же день в Москве, в квар­тире академика А.Д. Сахарова и его жены Елены Боннэр их друг и соратник Сергей Ковалёв собрал пресс-конференцию, на которой было заявлено, что День политзэка будет отмечаться 30 октября ежегодно, пока в стране не прекратятся политические репрессии. Когда же через несколько месяцев, уже в 1975 году, был арестован теперь уже сам Ковалёв, то среди предъявленных ему обвинений была и организация той самой пресс-конференции.

 

Однако все последующие годы этот день отмечали в тюрьмах и лагерях голодовками с требованием свободы, а на воле – публичными заявлениями о положении политзэков и ситуации с правами человека в целом. Так продолжалось вплоть до массового освобождения в 1986-87 годах.

 

А в 1989 году, то есть ровно 25 лет назад, впервые в этот день уже не несколько десятков человек в разных уголках страны, а около трёх тысяч человек в центре Москвы с поминальными свечами в руках образовали живую цепь вокруг главного здания КГБ СССР на Лубянке. Затем они двинулись колонной с Лубянской площади на Пушкинскую с целью провести там митинг памяти жертв репрессий – как брежневско-андроповских, так и ленинско-сталинских, однако были разогнаны ОМОНом.

 

Но уже через год, 30 октября 1990-го, на той же Лубянской площади прошёл не просто митинг, а был установлен первый на территории СССР памятник жертвам государственного террора – Соловецкий камень. А ещё через год Верховный Совет РСФСР принял постановление «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий», объявлявшее таковым днём 30 октября. И все последующие годы в России этот день так или иначе отмечается мемориальны­ми акциями.

 

У нас же в Казахстане при наличии в 60-80-х годах некоторого числа инакомыс­лящих одиночек, привлекавшихся к уголовной ответственности по политичес­ким статьям, но в то же время при отсутствии сколько-нибудь структурированного диссидентского и правозащитного движения вряд ли кто-либо в те годы отмечал этот день. К нам он пришёл уже как День памяти жертв политрепрессий (преимущественно сталинских) в начале 90-х, в подтверждение чего могу вспомнить то, в чём сам тогда участвовал как активист созданного в 1989 году казахстанского общества «Мемориал» и Ассоциации независимых общественных организаций Казахстана (АНООК).

 

30.Х.1990 это было учредительное собрание Ассоциации жертв репрессий 30-50-х годов, объединившей в своих рядах несколько сотен очень пожилых людей, которым мы, полтора десятка гражданских активистов в возрасте от 20 до 40, помогали в чисто организационном плане.

 

30.Х.1991 уже мы сами провели первый в Алма-Ате митинг памяти жертв репрессий на площадке напротив старейшего здания ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ на углу улиц тогда ещё Дзержинского и Виноградова. Помимо прочего, хорошо помню из событий того дня попытку группки весьма неуравновешенных сталинистов сорвать митинг, впрочем, не увенчавшуюся особым успехом.

 

На следующий год в теперь уже полностью независимой Республике Казахстан был учреждён свой День памяти 31 мая. В этот день 1993 года в том же самом Сосновом парке был установлен… нет, не аналог Соловецкого камня, а всего лишь казённого вида плита с текстом «Здесь будет установлен памятник жертвам голода 1932-33 годов (политические репрессии 1918–1986 годов из обещальной надписи выпали). Впрочем, за прошедшие два десятилетия ни тому и ни другому никакого памятника так и не появилось.

 

Зато когда с 2002 года в Казахстане начали сажать за политику, слегка припудренную коррупционной и бытовой фабулой (дела Г.Жакиянова и М.Аблязова в 2002-м, С.Дува­нова в 2003-м и далее везде), тогда уж и поминальные церемонии у того камня превратились в общеполитические митинги. И спикеры на них говорят о настоящем и прошлом в едином контексте. А поскольку ситуация к лучшему не меняется, то я не удивился бы удвоению дней памяти и солидарности, когда на пару с 31.05 к нам вернулось бы и 30.10, тем более что РК и РФ теперь состоят в Евра­зийском союзе, который многим представляется реинкарнацией СССР.

 

Андрей СВИРИДОВ

 

Полную версию этой статьи см. в завтрашнем номере «Газеты новостей» 

 

 

Также про День политзаключённого в современном Казахстане см. на нашем сайте статью Казиса Тогузбаева «Политзаключенные в Казахстане: кто они?»

 

И ещё советуем прослушать сегодня аудиозапись двух российских бардов – песни Юлия Кима «Адвокатский вальс» (1970-е) и «Правозащитную цыганочку» Нателлы Болтянской (2000-е).

 


Добавить комментарий