День поддержки жертв пыток в южной столице

27.06.2013



День 26 июня был объявлен Международным днём поддержки жертв пыток по решению Генеральной ассамблеи ООН, принятой в этот день 1997 года. Спустя ещё год, 29 июня 1998 года,  к Конвенции ООН против пыток присоединилась Республика Казахстан, каковому событию в этом году исполнится 15 лет. К этому полукруглому юбилею казахстанские правозащитники как раз и решили дать общую оценку сегодняшней ситуации с пытками и жестоким обращением, которым подвергаются задержанные и подследственные в ходе задержаний, дознания и следствия, а уже осуждённые – в ходе отбывания наказания в местах лишения свободы.


 


Материалы целого ряда пыточных историй, отслеженных за последние годы, были представлены на пресс-конференциях не только в обобщенной и описательной форме, но также и в виде огромных баннеров с контуром Республики Казахстан и надписью «Безнаказанность порождает преступность!» Внутри контура «Пыточного Казахстана» были размещены, каждая в своём регионе, карточки с информационными данными о каждой из пыточных историй.


 




Большая карта пыточного Казахстана с фотографиями пострадавших.


 


Только за первую половину 2013 года правозащитные организации, составляющие Коалицию против пыток, получили 201 жалобу на пытки и жестокое обращение пострадавших или их адвокатов. Из двух сотен зафиксированных случаев 127 относятся к категории собственно пыток, а соответственно 35 и 39 случаев – к категории жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения. Для сравнения: аналогичное число обращений в 2012 году было 362, а в 2011 году – 411.


 


Республика Казахстан приняла на себя обязательство тщательно расследовать каждый такой случай и наказать виновных. В Уголовный кодекс РК была даже введена новая статья 141-1 («Пытки»), однако применяется она крайне редко, обычно виновные привлекаются лишь за «превышение должностных полномочий», а нередко и вовсе избегают уголовной ответственности и даже продолжают службу в органах полиции, следствия или пенитенциарной системы.


 


Обо всём этом на алма-атинской пресс-конференции в Казахстанском пресс-клубе говорили представители нашего Бюро – директор Роза Акылбекова, юрист Гульмира Куатбекова и директор Костанайского областного филиала Анастасия Миллер, а также глава организации «Хартии за права человека» Жемис Турмагамбетова, независимый эксперт Татьяна Чернобиль, адвокат Лейла Рамазанова и мать пострадавшего от пыток незаконно осуждённого Александра Горелика из Южно-Казахстанской области Гульнара Тургунова.


 




Спикеры вчерашней пресс-конференции в Казахстанском пресс-клубе.


 


Открывая пресс-конференцию, директор КМБПЧиСЗ Роза Акылбекова напомнила о том, как в 2009 году специальный докладчик ООН по борьбе против пыток Манфред Новак после визита в Казахстан сделал заключение, что в нашей стране «применение пыток и жестокое обращение однозначно выходят за рамки отдельных случаев». К сожалению, этот вывод всё ещё остается актуальным, а эффективные средства защиты от пыток и жестокого отсутствуют.


 


В своём выступлении руководитель общественной организации «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова сделала акцент на общемировом аспекте Международного дня в поддержку жертв пыток:


_- Пытки задержанных и подследственных, жесткое обращение с заключёнными – явление, к сожалению, общемировое, а не только постсоветское: возьмите хотя бы проблему Гуантанамо в Соединённых Штатах. Такие вещи в демократической стране точно так же недопустимы с правозащитной точки зрения, как и пыточная практика в российских или казахстанских отделах полиции и исправительных учреждениях. И чем более демократичным является или хочет казаться то или иное государство, тем менее оно может позволить себе оправдывать своих полицейских или чиновников, практикующих пытки и жестокое обращение с заключёнными. Терпимость государства к пыткам должна быть исключительно нулевой, и наш правозащитный долг добиваться этого от своего государства при поддержке международных организаций.


 




Спикерский микрофон в руках у Жемис Турмагамбетовой.


 


Директор Костанайского областного филиала КМБПЧиСЗ Анастасия Миллер напомнила о наиболее резонансных для Казахстана пыточных делах, возникших в представляемом ею регионе, раскрутка которых до международного уровня стоила немалых усилий костанайским правозащитникам. Именно по делу костанайца Александра Герасимова в прошлом году Комитет ООН против пыток впервые в своей практике вынес решение по Казахстану.


– Как известно, в Комитет ООН против пыток дела частных лиц попадают лишь после того, как были исчерпаны все возможности национальной судебной системы. Похоже, что такая судьба ждёт и рассматриваемое сейчас дело Александра Буханцева, в отношении которого местный суд не усмотрел факта применения пыток вопреки очевидным последствиям таковых. Круговая порука силовых структур, прокуратуры и судов – основа преступной безнаказанности, – говорит Анастасия Миллер.


 


Независимый эксперт в области прав человека Татьяна Чернобиль, представляющая в Казахстане «Международную амнистию», отметила универсальность рассматриваемой проблемы, актуальной едва ли не во всех странах мира. Другое дело, что в более демократичных странах действуют различные механизмы предупреждения пыток и реагирования на факты применения пыток.


– Коалиция казахстанских НПО против пыток с удовлетворением констатирует создание в стране Национального превентивного механизма (НПМ), однако в то же время и не разделяет слишком уж радостного оптимизма по поводу его создания. Пока что у нас отсутствуют гарантии действительной независимости НПМ от правительства, из сферы действия НПМ исключены следственные изоляторы КНБ, закрытые психбольницы и специнтернаты, в каковые учреждения не предполагается доступ работающих в рамках НПМ правозащитников.


 


Независимый адвокат Лейла Рамазанова, ранее много лет проработавшая в нашем Бюро, рассказала о главных проблемах адвокатской защиты жертв пыток. Прежде всего это недопуск или несвоевременный допуск адвоката к его подзащитному, а также отказ в конфиденциальности свиданий адвоката с подзащитным.


В случае волокиты с допуском к пострадавшему налицо расчёт недобросовестных правоохранителей на естественное заживление следов побоев и пыток, когда уже ничего не докажешь. В случае с нарушением конфиденциальности также очевиден расчёт на то, что в присутствии следователя или надзирателя пострадавший заключенный не решится откровенно рассказать о пережитом и показать те же следы избиений, – пояснила Лейла Рамазанова.   


  




Адвокат Лейла Рамазанова и защитница своего сына Гульнара Тургeнова.


 


Жительница Шымкента, врач по образованию Гульнара Тургунова рассказала на пресс-конференции о том, каких трудов ей стоило добиться разрешения быть защитником собственного сына Александра Горелика, ложно обвинённого в тяжком преступлении по статье 96-1 и подвергнутого при задержании и сразу после жестоким пыткам, благодаря которым и было получены т.н. признательные показания.


– Даже встретиться со своим сыном и подзащитным мне впервые позволили только через 15 дней после его задержания. Тем не менее нам удалось найти подтверждение рассказу сына о том, как его избивали резиновыми дубинками, надевали противогаз и вставляли в дыхательную трубку зажжённую сигарету (всё это при 40-градусной жаре!). Такие «методы следствия» стоили Александру здоровья. И хотя на суде он не только отказался от выбитых признаний, но и опознал на видеозаписи одного из пытавших его полицейских – всё равно осуждён был он, а не они, – печально констатировала Гульнара Тургунова и сообщила, что продолжит и далее бороться за его освобождение и реабилитацию, а затем и наказание виновных.


 


Отвечая на вопросы журналистов об истоках правоохранительского садизма и о  возможности составлении «чёрного списка» должностных лиц, практикующих или покрывающих случаи пыток, директор КМБПЧиСЗ Роза Акылбекова констатировала, что такие списки уже составляются и публикуются в Интернете, а главная причина садизма людей в погонах есть безнаказанность и круговая порука. В некоторых случаях остаётся определённая надежда на прокуратуру как главный надзорный орган, в структуре которого есть спецпрокуроры, специально уполномоченные контролировать соблюдение законности в стенах силовых ведомств.


 




Роза Акылбекова и Татьяна Чернобиль отвечали на вопросы журналистов


даже и после завершения пресс-конференции.


 


В завершение пресс-конференции Роза Акылбекова высказала пожелание журналистам – осветить данную проблему в своих СМИ как можно шире, чтобы до всех дошла мысль о недопустимости пыток для получения самооговоров или показаний против других лиц, равно как и жестокого и унизительного обращения с людьми, которые уже приговорены судом к лишению свободы:


– Давайте помнить, что согласно действующей Конституции и законам никто в Казахстане не должен быть осуждён без вины, а тем более на основании собственных или чьих-то ещё показаний, выбитых пытками. И что ни во время следствия в ИВС или в СИЗО, ни после судебного приговора в местах лишения свободы никто не должен подвергаться издевательствам и унижениям.


 


Роза Акылбекова также напомнила, что Республика Казахстан, на территории которой регулярно происходят такие вещи, ратифицировала все международные документы о недопущении подобных действий и нулевой терпимости к ним. Однако ведь наша страна и в ОБСЕ была председателем, что ни разу не мешало ей нарушать элементарные обязательства рядового члена этой международной организации.


 


Итог пресс-конференции подвела, выступая на казахском языке, юрист КМБПЧиСЗ Гульмира Куатбекова, изложив суть призывов, с которыми правозащитные организации Казахстана обращаются  к президенту и правительству своей страны:


– незамедлительно и однозначно осудить применение пыток  в Казахстане;


– провести беспристрастное расследование всех сообщений о пытках и жестоком, бесчеловечном и унижающем достоинство обращении;


– привлечь к ответственности виновных в применении пыток;


– обеспечить возмещение ущерба жертвам пыток;


– с целью предотвращения пыток на ранних этапах задержания обеспечить доступ правозащитных НПО в изоляторы временного содержания, а с целью предотвращения пыток и жестокого обращения в закрытых учреждениях также обеспечить доступ туда правозащитных НПО;


– внести необходимые изменения и дополнения в национальное законодательство  Казахстана.


 


Записал Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта КМБПЧиСЗ


(фото автора)


 


Добавить комментарий