Опыт мониторинга детских учреждений

05.03.2013

 


Юрий ГУСАКОВ, директор Карагандинского областного филиала КМБПЧиСЗ


 


Опыт мониторинга детских учреждений в Республике Казахстан


 


ВВЕДЕНИЕ


 


В Республике Казахстан предпринимались и предпринимаются в настоящее время  различные по своей значимости и действенности шаги по подготовке проведения и непосредственному проведению мониторинга прав человека в различных государственных учреждениях. Государственные учреждения, в которых следует проводить мониторинг, различны по своему назначению, подчинены различным ведомствам и, что не маловажно, не смотря на двадцатилетний срок независимости государства, всё ещё переживают процесс становления.


 


В связи с этим обстоятельством особое внимание следует уделить государственным учреждениям, в которых проживают, временно находятся, отбывают наказание, проходят стационарное (амбулаторное) лечение, совмещенное с образованием, получают среднее образование с проживанием в учреждении несовершеннолетние граждане Казахстана.


 


Руководители государственных учреждений, властных органов, ведомств и соответствующих служб, выполняющих проверки, осуществляющих контрольные функции в таких учреждениях, ответственны за всё, что происходит в стенах того или иного учреждения с человеком, не достигшим совершеннолетия. Это ответственность за жизнь человека, его безопасность, состояние здоровья, реализацию прав и свобод, предусмотренных действующим в Республике Казахстан законодательством.


 


Для того, чтобы обеспечить соответствие учреждений стандартам или нормам действующего законодательства назначению, соответствие условий труда (службы) работающих в них (проходящих службу) людей, соответствие условий содержания и проживания для тех кто содержится или проживает (временно, постоянно или краткосрочно), различные государственные органы призваны и выполняют свои контрольные функции, проверяя разные аспекты функционирования государственных учреждений.


 


Однако в отличие от проверок и контроля, мониторинг предполагает несколько другой алгоритм подготовки, проведения его как такового и, что наиболее отлично, последующей работы с результатами. В этом смысле мониторинг сродни исследованию, предполагающему продолжение действий и принятие необходимых решений на различных уровнях. Эти уровни от руководителя учреждения до принятия или изменения законодательства, относящегося к правовому регулированию в этой сфере парламентом Республики Казахстан.


 


Кроме того, участие в группе, проводящей мониторинговые исследования, представителей некоммерческих (неправительственных) организаций, их опыт, квалификация и непредвзятость позволяют говорить о большей объективности исследования. Не исключается последующая работа государственных органов на основе исследований, проведенных некоммерческой организацией самостоятельно в виде точечного мониторинга прав человека в отдельном учреждении. Однако государственному органу, основывающему свои действия на таких исследованиях, следует пристально изучить инструментарий, используемый некоммерческой организацией, состав группы, проводившей исследование, опыт членов группы и квалификацию.


 


Что касается исследуемого учреждения, то «полярная критика» присутствует всегда. Конфликт неизбежен (см. схему 1). Проявления этого конфликта от перманентного до взрывного. Именно поэтому вся информация, полученная из одного источника, всегда подлежит проверке и сравнению. Особенно это касается учреждений, в которых содержатся или могут содержаться несовершеннолетние граждане нашей страны. Не следует забывать о том, что в группах, обозначенных как «Контингент» и «Персонал» конфликтные ситуации тоже неизбежны и зачастую приводят к нарушениям прав человека и  унижению человеческого достоинства именно по отношению к детям.


 


Полный текст статьи в формате pdf см. здесь



 


Добавить комментарий