В «бахчевую» армию объявлен призыв

18.04.2012

Весной в актюбинских селах и городах начинается «призыв» в бригады батраков на шымкентские поля. В эту армию сгодятся все: хромые, больные, бездомные и безумные…


 


В актюбинский филиал Бюро обратилась с просьбой о помощи мать Артема Зенича – 25-летнего юноши с диагнозом ЗПР из райцентра Мартук. Два года назад Валетнина Зенич с Артемом уже побывали в рабстве на бахчах в Южно-Казахстанской области. Тогда им обещали золотые горы, но работать пришлось с утра до вечера за тарелку супа. Вдвоем с сыном-инвалидом они сбежали от хозяина только в декабре, в январе добрались до родного села. Им, бездомным, и в голову не пришло тогда жаловаться в полицию.


 


И вот теперь заявление в филиал Бюро и в районную прокуратуру помог составить Валентине волонтер правозащитной организации Асхат Шохом.


 


Незадолго до этого выходец из Узбекистана, несколько лет проживающий в Мартуке, некто Кенже Н., обещал Артему помочь поменять удостоверение. Зенич отдал ему три тысячи тенге. Но ни справки об уплате налога за смену удостоверения, ни старого документа Артем так и не получил. Зато бывший узбекский гражданин требует от семьи Зенич занять место в его бригаде и отправляться на поля под Шымкент. В противном случае документа им не видать.


 


– И такие случаи не единичны, – поясняет Асхат Шохом. – В прошлом году я встретил в нашей мечети двоих узбеков, приехавших на заработки. Они отдали свои документы Кенже и в результате все лето выращивали его арбузы. Искать помощи у правоохранительных органов побоялись. В мечеть ходили просить работы, сильно кушать хотелось… Я понимаю, без лоха – жизнь плоха, у них, может, принято своего родного брата наказывать. Но нам же надо что-то делать?!


 


Недалеко от Мартука в селе Жайсан расположен областной интернат для детей с задержкой психического развития. Артем Зенич – его бывший воспитанник, в свои 25 он не умеет ни писать, ни считать, мало приспособлен к взрослой жизни. Равно как и многие выпускники Жайсанского интерната.


 


Асхат Шохом знает пока только один способ борьбы с современной формой рабовладения: в своем доме он прописывает бывших интернатовцев, помогает им на первых порах, пока не найдут работу, не женятся, еще организовал для них обувную мастерскую, два года назад оформил опекунство над 23-хлетним Максимом.


 


– Я встретил его возле  магазина. Мальчишка сшибал копейку. Жил он у тетки, которая пропивала его пенсию. Теперь, когда есть деньги, бежит оформлять документы, ламинирует их, недавно получил загранпаспорт.


 


Шохом считает, что полиция вполне могла бы привлечь к уголовной ответственности южных наемников. Время как раз самое подходящее.


 


P.S. Когда материал уже был готов к печати, поступило еще одно заявление из Мартука. Татьяна Тараненко, многодетная мать, в 2006 году согласилась отправить свою 16-летнюю дочь все с тем же Кенже в Шымкент, где девочка, выпускница 9 класса мартукской школы, должна была торговать самсой и ежемесячно зарабатывать по 35 тысяч тенге. Это были большие деньги для многодетной семьи. Спустя несколько месяцев дочка позвонила матери по телефону и попросила приехать за ней. К тому моменту, когда Татьяна нашла деньги на дорогу, миновало 8 месяцев. Оказалось, что в Шымкенте девочка работала в бане у сестры Кенже. Матери заплатили 20 тысяч тенге за 8 месяцев работы дочери, остальное, сказали, вычли «за обеды». Ночью ребенок со слезами признался матери, что если ее не заберут домой, то утром повесится, поскольку на самом деле девочку заставляли обслуживать богатых клиентов бани…


 


Не дожидаясь рассвета, мать с дочкой уехали из пригорода Шымкента в город на вокзал, успели сесть в поезд и уже из окон уходящего состава увидели Кенже с сестрой и двумя полицейскими, которые искали их на перроне. Подавать заявление в полицию мать не стала. А в Бюро обратилась после того, как узнала, что Кенже и в этом году продолжает набирать бригаду рабочих из местных детей в Шымкент.


Добавить комментарий