«Карусель», подарки, вброс – президент сохранил свой пост

04.04.2011

 


«Карусель, карусель, начинаем рассказ, прокатись на нашей карусели!» – звуки этой детской песенки из советского мультфильма весьма органично звучали бы на тех избирательных участках Актюбинска, где вели мониторинг наблюдатели. Также вовсю шла раздача подарков избирателям, а довершал картинку совсем уж бесхитростный вброс бюллетеней.


 


 


ОБЩИЕ НАБЛЮДЕНИЯ


 


По всем участкам – небывалая активность избирателей. Высокая явка объясняется опять же небывалым размахом подкупа, количеством недешевых подарков и их разнообразием. Раздача призов шла до самого вечера. Второе – «карусель», которая ракручивалась на каждом участке по 2-3 раза. Третье – вброс бюллетеней работниками школ, детсадов и прочих ведомственных заведений, в которых располагались участки.


 


Наблюдение Бюро в Актобе шло на четырех участках. Кроме нас присутствовало всего двое наблюдателей от партии ОСДП «Азат» и в одном случае наблюдатель от спонсора-хлебозавода, который выделил деньги на подарки избирателям.


 


ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ:


 


На участках от 5 до 7 кабин для голосования;


Председатели комиссий и секретари присутствуют;


В некоторых участках вывешены:


– списки членов избирательной комиссии;


– список телефонов вышестоящих организаций.


Зафиксировали на фото «карусель» из 12-ти человек оралманов на акиматовской машине. Участники карусели в Актобе предъявляли на всех участках свои удостоверения личности с наклеенной полоской зеленого стикера – для опознания «своих» членами избиркомов.


Когда Голосует «карусель», то другим гражданам, честно пришедшим на выборы, затруднительно получить бюллетень. Списки путаные, имена долго уточняют по компьютерной базе.


 


ПЕРВЫЙ избирательный участок № 23 (детсад № 10, ул. Жаманкулова) – наблюдатель Ольга Климонова.


 


7:00 – 8;00 – проголосовало 108 человек.


С утра люди пришли на участок раньше комиссии – в 5.50. ждут подарков, празднично одетые, пенсионерки в национальных  жупанах. Комиссия до семи часов ждет наблюдателей и поэтому не достает ящик с бюллетенями. Но наблюдатель от оппозиции приходит к 10 часам.


Начинают с небольшим опозданием. Дело доходит до небольшой давки: не совсем ясно, кому и за что раздают подарки. В результате начинаются откровенные требования призов. Мужик кричит: «Где мой суперприз – телевизор?». Некоторые старики плачут от радости. Два пенсионера получили подарки и забывают вкинуть бюллетени, их возвращают. Заготовленные продуктовые пакеты, которые разместили возле урны, заканчиваются минут через 15. Ажиотаж спадает.


Избирательную урну мне совсем не видно из-за столпотворения. Подсчет веду по головам тех, кто вышел из кабинок.


 


8.00 – 9.00 – проголосовало 87 человек


Народ идет из-за подарков, сказывается, что заранее всех оповестили о раздаче.


 


9.00 – 10.00 – проголосовало 137 человек.


Пошли валом студенты. Причем впереди меня на стуле сидит женщина со списком, по которому фиксирует молодежь. Список большой, на нескольких листах. Скорее всего, это студенты железнодорожного колледжа из ближайшей общаги. Подарки, оказываются, раздают и впервые пришедшим на выборы, но не этим студентам, а тем редким, которые идут с родителями или в одиночку. Этим же дают новые книги казахских классиков. Председатель комиссии то и дело благодарит, что пришли голосовать.


 


10.00 – 11.00 – проголосовало 210 человек.


Поехала «карусель». Толпа из 30-40 человек запруживает небольшой актовый зал. Урну совсем не видно. Люди получают бюллетени за считанные секунды, не хватает кабинок, заходят по 3-4 человека, находятся там очень долго до пяти минут. Многие в железнодорожной форме, лица злые, недовольные, одеты богато – это не из нашего района. Встретила соседей из нашего подъезда – всю семью из четырех взрослых работающих на «железке» человек. Они вообще никогда не ходят голосовать.


 


11.00 – 12.00 – голосует 162 человека.


Железнодорожники идут в форме, семьями. Панибратские возгласы типа «давно не виделись!» Возмущается один мужчина: «почему моей хозяйки с пропиской нет в ваших списках, а я – квартирант – могу голосовать?!» Пошли полицейские. Не похоже, чтобы радовались – идут, будто из-под палки. Пришла знакомая бабушка – божий одуванчик, она тоже никогда не ходила на выборы. Ей вручают пакет – уж слишком старая. Номинантов на пакет выбирает сама председатель. Вкусы у нее разные.


 


12.00 – 11.00 – голосует 174 человека.


Идет даже начальство в галстуках, рядом присел водитель, ждет шефа. Все явно работающие. Еще: многие не знают, куда нужно вбрасывать бюллетень. Из кабинки направляются в противоположную сторону и идут к наблюдателям. Впервые голосуют даже взрослые люди!!!


 


13.00 – 14.00 – голосует 68 человек.


Поражает количество продуктовых наборов, их выносят теперь из-за кулисы на сцене. Вряд ли были закуплены на деньги детского сада или представителей комиссии. Там дорогой чай стоимостью около 500 тенге, конфеты, сахар… Пришла пенсионерка Людмила Свиридова, моя соседка, бывшая начальница на «Сельмаше»; бабку гонят сюда с другого участка, ее нигде нет в списках. Она тоже раньше не ходила голосовать, пришла за подаркам, но сильно на нервах, уходит с криком, не проголосовав и без подарка. Хотя пару часов назад во время «карусели» голосовали наши соседи без проблем.


 


14.00 – 15.00 – голосует 106 человек.


Спасибо властям за ликбез. Народ теперь будет знать, как к урне подойти. Немало тех, кто спутал участки. Значит, впервые голосуют и злятся, потому что нужно обязательно проголосовать.


 


15.00 – 16.00 – голосует 33 человека.


Наблюдателей больше не зовут кушать.


 


16.00 – 17.00 – голосует 36 человек.


Студентка Алмагуль Абишева не смогла проголосовать, потому что за нее уже кто-то проголосовал. Спрашиваю громко комиссию: что они думают по этому поводу, кто мог проголосовать за девчонку? В ответ тишина, головы склонили.


 


17.00 – 18.00 – голосует 48 человек, приехала урна – 48 голосов.


Узнаю по куртке и прическе женщину, которая голосовала утром в «карусели». Громко обращаюсь к ней, спрашиваю: почему пришла голосовать во второй раз? Она не оборачивается, молчит. Выбегает председатель комиссии, смотрит на избирательницу и тут же уходит. Та все-таки голосует и потом тихо мне говорит: «Вы меня спутали с кем-то». Общее состояние: ей стыдно, по виду ведь явно не бедная.


 


18.00 – 19.00 – голосует 37 человек.


«Карусель» с оралманами 12 человек. Плохо одеты и молчаливы, ни о чем не спрашивают, идут как роботы, знают, где урна и как заполнять бюллетень. Тогда как наши люди все время путаются, переспрашивают, уточняют, их водят к наглядному пособию. Оралманы приехали на двух машинах: «семерка» с госномером D693 АР и микроавтобус «Фольксваген». В машины их буквально набили.


 


19.00 – 20.00 – голосует 29 человек.


Люди нервничают из-за путаницы списков, не знают, где голосовать. Нужно успеть до закрытия участков. Приходит представитель горизбиркома, по-дружески просит меня показать перечень записанных мною нарушений, смягчить отчет и не обижать членов комиссии. Они нас боятся: оказывается, мы держим всех в напряжении, они боятся потерять свою работу – в участковой комиссии учителя и воспитатели детсадов.


 


ВТОРОЙ избирательный участок № 12 (казахская СШ № 42, ул. Герцена) – наблюдатель Майя Аликулова.


 


Комиссия заготовила 40 коробок конфет «Элита» алматинской фабрики для именинников, ветеранов, пенсионеров. В фойе торговали яблоками и апельсинами. 


Бюллетени вбрасывают работники школы. Знакомый муж соседки, хозработник этой школы, вкидывал пачки бюллетеней пять раз. Тем же непотребством занимается техничка школы. Пенсионерка вбросила два бюллетеня, наблюдатели ее заметили. Члены комиссии достают бланки из-под стола.


Кроме нас, в наблюдателях сидит спонсор выборов от хлебозавода, женщина представляется «Нур Отаном» и ни во что не вмешивается.  


 


ТРЕТИЙ избирательный участок № 37 (СШ № 36, ул. Красногорская) – наблюдатель Елена Слепнева.


 


Самый большой участок. Семь кабинок, голосование идет в спортзале, урна находится у противоположной стены за десятки метров от наблюдателей.


Слепневу, которая мониторит уже не первые выборы, поражает количество «карусельщиков». С ней вместе активный оппозиционер, зам. председателя Актюбинского филиала ОСДП «Азат» Сарсен Шаки.


Подкуп: первым избирателям достаются сервизы из кисешек и чайника, а также 3 блокнота, 30 коробок украинских конфет, 60 штук плиточного шоколада, 20 ежедневников, 4 фотоальбома.


Вбросы бюллетеней: заходит пять человек, каждому выдают по пять бюллетеней.


Ещё один вкидывает два бюллетеня. Сбились со счета людей, которые заходят в кабинки по нескольку раз.


 


ЧЕТВЕРТЫЙ избирательный участок № 76 (здание КЕГОК, район Махамбетовки – окраинная промзона) – наблюдатель Павел Изюмченко.


 


Участок небольшой и отдаленный, поэтому вбросами занимаются сами сотрудники комиссии. Уговорили наблюдателя пойти пить чай, он соглашается, но это у него такой маневр: через минуту возвращается и застает двух членов комиссии, которые пытаются протолкнуть в урну пучок бюллетеней. Одна из женщин отскакивает сразу, вторая доканчивает начатое.


Подарки избирателям: продуктовые пакеты, конфеты, масло подсолнечное, чай, колбаса.


Участникам «карусели» выдают на руки пачки бюллетеней, человек заходит с ней в кабинку и там долго раздумывает. Члены комиссии контролируют процесс, то и дело громко объясняя: «вместе бланки не сворачивайте, по одной, по одной». В «карусели» участвуют много молодежи.


 


Ольга КЛИМОНОВА, директор Актюбинского областного филиала КМБПЧиСЗ


 


Добавить комментарий