Заключенные в ШИЗО и ПКТ спят на голом полу и испражняются в пластиковые бутылки, а чтобы вырваться отсюда в обычный барак, глотают иголки и ложки… Представители Бюро по правам человека посетили Кушмурунскую колонию и под впечатлением от увиденного написали обращение генпрокурору РК. Общественники попросили Асхата Даулбаева не пересылать это письмо подчиненным в регион, а лично вникнуть в проблемы и разобраться. Иначе ничего не изменить.
Дурную славу Кушмурунская колония получила из-за своих сотрудников. Недавно за смерть заключенного перед судом предстали надзиратели и врач учреждения. А годом ранее, в ноябре 2010 г., на нары отправились начальник УК-161/4 и два его заместителя, признанные виновными по статьям «взятка» и «превышение власти».
Иголки, но не в сене
Сотрудники костанайского филиала Международного бюро по правам человека и соблюдению законности побывали в карантинном помещении, штрафном изоляторе (ШИЗО) и помещении камерного типа (ПКТ) – и камерах и были шокированы увиденным и услышанным. Все подробности экскурсии они описали генпрокурору РК.
– Некоторые заключенные в ШИЗО и ПКТ сообщили, что водворены сюда по надуманным причинам, – рассказывает директор филиала Бюро по правам человека, председатель общественной наблюдательной комиссии Анастасия МИЛЛЕР. – Многие нуждаются в медицинской помощи и вынуждены идти на крайние меры, чтобы добиться посещения врачей. Так, заключенный Оралов сообщил, что его отправили в ШИЗО, не объяснив, за что, не ознакомив с постановлением. В знак протеста он, не имея других законных способов, проглотил ложку. Но и после этого заключенный не был осмотрен врачом. Лишь когда мужчина нанес себе резаные раны, его вывели в медсанчасть. А уже на следующий день после выхода из ШИЗО Оралов был водворен в ПКТ на шесть месяцев. 24 октября заключенный Алибеков, не выдержав постоянных избиений сотрудниками учреждения и «активом» отряда, проглотил две иглы. Медицинская помощь ему также не оказывается.
Холодно, голодно
При посещении камер ШИЗО правозащитники обратили внимание на то, что помещения не оборудованы санузлами и раковинами. Заключенные вынуждены справлять естественные потребности в пластиковые бутылки, которые хранятся здесь же.
– В камерах холодно, не хватает освещения, отсутствуют вторые рамы, а в окнах большие щели, – говорит Анастасия Миллер. – Заключенные вынуждены спать на полу, так как часть коек неисправна и ложиться на них опасно. А в ШИЗО и ПКТ из постельных принадлежностей выдают только матрасы и старые одеяла, которые резко и неприятно пахнут.
Но фотографировать что-либо общественникам запретили, поэтому «фото доказательств наличия телесных повреждений и выявленных нарушений мы представить не можем», – пишут они прокурору.
Члены ОНК обращают внимание высокого чина и на поведение сотрудников колонии. Сопровождавшие их лица отказывались называть свои фамилии и не носили бейджи.
– Утверждения заключенных о том, что они затрудняются назвать имена надзирателей, которые оскорбляли их, а к некоторым даже применяли физическое насилие, заслуживают внимания, – считают правозащитники.
А это как посмотреть
«На момент посещения нами колонии в учреждении находился также помощник прокурора по надзору за законностью в исправительных учреждениях Костанайской области г-н Аманжулов. Как во время личной беседы пояснил нам спецпрокурор, никаких нарушений он не выявил. Заключенные также сообщали нам о неэффективности подачи жалоб спецпрокурору».
Общественники просят генпрокурора назначить проверку по всем указанным фактам пыток, жестокого обращения и грубого нарушения прав заключенных, внести в адрес департамента УИС Костанайской области предписание об устранении нарушений закона, взять под свой контроль расследование сообщений о пытках и жестоком обращении.
Виктория ФОР, Костанай (газета «Взгляд» за 23.11.2011
<https://respublikas.info/b/http://www.respublika-kz.info/files/news/issue/0/158.pdf>)