Три суда над прессой: последняя инстанция

26.10.2013

 


24 октября в Алматинском городском суде прошли сразу два заседания по двум смежным апелляционным жалобам, касающимся газеты «Правда Казахстана». Первой была рассмотрена жалоба главного редактора Шарипа Куракбая, второй – жалоба Компартии Казахстана как собственником газеты; в обоих случаях предметом апелляции были вынесенные месяц назад Специализированным межрайонным административным судом (СМАС) решения – о приостановлении на три месяца выпуска газеты и о наложении штрафа на главного редактора.


 


Двойное наказание (отдельно редактора, отдельно собственника) было наложено адмсудом за одно и то же нарушение – указывание в выходных неправильной даты выдачи свидетельства о регистрации: вместо 2008 года был указан 2007-й. А чуть ранее, в начале августа, тот же адмсуд оштрафовал Ш.Куракбая за другое нарушение в выходных данных – указание тиража 8000 экземпляров, а 7000.


 


Тогда же и за точно такое нарушение (даже цифры 7 и 8 были те же!) тот же адмсуд приостановил на три месяца выпуск другого оппозиционного издания – «Правдивой газеты». А уже в сентябре та же судьба постигла и газету «Ашык аланы» («Трибуна»), которую приостановили на такой же срок за то, что летом этого года редакция, уходя в отпуск, не известила об этом Управление внутренней политики (УВП) акимата города Алматы.


 


Во всех трёх случаях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 350 Адмкодекса, были составлены чиновниками вышеназванного управления, являющегося также и уполномоченным органом Министерства культуры и информации по южной столице. При полной поддержке Алматинской городской прокуратуры и без малейшего внимания к аргументам защиты и объяснениям представителей редакций межрайонные административные судьи выносили одинаковые постановления о трёхмесячном «забанении» оппозиционных изданиях плюс в отдельных случаях также и о персональных штрафах.


 


Рассмотрение же городским судом апелляционных жалоб происходило в следующем порядке: по жалобе «Правдивой газеты» на постановление СМАСа от 13.08.2013 горсуд принял решение 25 августа, а по жалобам «Трибуны» и «Правды Казахстана» на сентябрьские постановления СМАСа горсуд вынес свои решения во второй половине октября. Решение же по делу «Правды Казахстана» от 25.10.2013 было последним в этом ряду и, как наш читатель уже, наверное, догадался, все три апелляционных акта вышестоящего суда относительно постановлений нижестоящего состояли в том, чтобы оставить последние в силе, а все жалобы пострадавших редакций оставить без удовлетворения.      


 


Следует отметить, что «Правдивая газета», приостановленная раньше всех, действительно прекратила выпуск с конца августа и не выпустила ни одного номера – ни в сентябре, ни в октябре. Газеты же «Трибуна» и «Правда Казахстана», у которых образовались перерывы длиною в месяц между первым и вторым судами, продолжали выпускаться до самого дня рассмотрения апелляций, с каковой даты решения о приостановлении выпуска «вступают в законную силу». Берём сей юридический оборот в кавычки не только ради соблюдения правил цитирования, но и для до того ещё, чтобы не отвлекаться на разбор законности постановлений СМАСа как таковых. Пытливого же на данный предмет читателя отсылаем  таковому разбору в нашей прежней статье «Судная неделя для двух оппозиционных изданий» от 12.08.2013 (см. по ссылке <http://respublika-kaz.info/news/politics/31982>).


 


Последний на сегодняшний день номер «Правды Казахстана» вышел 23.10.2013 – за день до последнего заседания горсуда, после которого придётся отправиться на вынужденный отдых до конца января 2014 года. Неделей ранее начался такой же отсчёт для газеты «Трибуна» («Ашык аланы»), редакцию которой наказали трёхмесячным осенне-зимним «баном» за летний месячный отпуск (вот уж где концентрация абсурда!). Однако журналисты и/или издатели этой газеты каким-то образом сумели получить в Минкультинформе новую регистрацию, и вот в ту же среду 23.03 из печати вышел первый номер газеты «Трибуна» («Саясат аланы»).


 


Оценивая все шесть процессов по всем трём газетам (по каждой из них был один процесс в СМАСе и один в горсуде), следует отметить как общую шаблонность, так и элементы индивидуального подхода.


 


Шаблонность выражается в применении к трём довольно-таки разным по содержанию и стилистике, но равно оппозиционным к правящему режиму изданиям одного и того же наказания, а также шаблонный ход судоговорения. Это когда представитель газеты и защита буквально распинаются, доказывая невиновность редакции во вменённом им нарушении, мизерность этих нарушений, в значит и несоответствие их предлагаемым наказаниям. В ответ на это представители же горакимата и прокуратуры отнюдь не заморачиваются поиском возражений или свежих аргументов и вообще лишних слов не тратят, а суперлаконично проговаривают одну и ту же мантру: «нарушение доказано, просим наказать» (на суде первой инстанции); «наказание вынесено правильно, просим оставить в силе» (на суде второй инстанции). После этого судьи не сходя с места оглашают резолютивную суть постановления: «назначить наказание в виде приостановления на три месяца» (в СМАСе) или «оставить постановление суда первой инстанции в силе, а апелляционную жалобу без удовлетворения» (в горсуде).        


 


Индивидуальный же подход к трём разным газетам выразился со стороны чиновников из УВП в конкретном выборе – к чему именно придраться: к мелкому ли несовпадению цифр тиражей (казус «ПГ»), к столь же мелкой ли заусенице между двумя соседними годами выдачи свидетельств о регистрации (казус «ПК») или совсем уж креативно – к нарушению редакцией требования, которое в законодательстве вообще отсутствует (казус «АА»). Ну и ещё одна особенность, в данном контексте прямо-таки верх оригинальности – это то, что на главреда «ПК» Шарипа Куракбая наложили ещё и персональный штраф, тогда как на его коллег-главредов Жанболата Мамая («АА») и Айгуль Исмагулову («ПГ») персональных штрафов решили не навешивать.       


 


…вот посещаем мы из года в год эти антиСМИшные процессы, наблюдая из раза в раз за всеми этими акимато-прокурорско-судейскими играми, особенно за их наиболее крохоборскими раундами. Это когда мэрские управленцы от внутренней политики выискивают в выходных данных изданий-жертв нарушения ублюдочно мизерные (цифирка 7 вместо цифирки 8 перед тремя ноликами в тираже или после двойки и двух ноликов в дате выдачи свидетельства о регистрации) или вовсе не предусмотренные законом (уходили в отпуск, не известив об этом департаментских акакиев акакиевечей).


 


И как-то даже жалко становится последних, что вынуждены они так сильно напрягаться по примеру ментовского курсанта из анекдота, которого на выпускном экзамене спросили придраться к телеграфному столбу не менее чем в трёх вариантах, на что экзаменуемый сходу выдал: «По какому праву тут окопался? Говори, с кем связи завёл? На какие средства гудишь?»


 


То ли дело было раздолье их предшественникам в царской России эпохи реакции и застоя в последнее двадцатилетие  XIX и первое пятилетие XX века, когда неугодные газеты закрывали с официальной формулировкой «за вредное направление». При такой простоте (что хуже воровства) административных нравов справиться с задачей составления протокола на смутьянскую щелкопёрню-газетёнку легко мог тупейший из чеховских унтеров Пришибеевых. Нынешних же его казахских потомков-коллег вынужденная оглядка на царящий вокруг XXI век поневоле заставляет напрягать извилины головного, спинного и костного мозгов, каковые мозги теоретически могут однажды разлететься во все стороны. На случай, если это когда-нибудь и с кем-нибудь из чиновных гнобителей независимых СМИ и впрямь произойдёт, поспешим заранее выразить наше сочувствие. Хотя жертвам властийной антиСМИшной паранойи адресовать наше сочувствие приходится уже сейчас.


 


Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта Bureau.kz,
наблюдатель на судебных процессах от КМБПЧиСЗ


 


Добавить комментарий