Марианна, не выдавай Мухтара ак-ордынцам!

01.08.2013

 

Вчера поздно вечером в Казахстане стало известно об аресте во французском городке Грассе ведущего казахстанского оппозиционера и диссидента Мухтара Аблязова, а уже сегодня в полдень у генерального консульства Франции в Алматы прошёл пикет. Генконсулу была передана петиция, адресованная президенту Франсуа Олланду с требованием ни в коем случае не выдавать Ак-орде, за которым она охотится по всему миру.

 

В петиции говорилось о том, что все уголовные обвинения против Аблязова шиты белыми нитками и лишь призваны затушевать главное – политический характер преследований Мухтара Аблязова и его соратников по оппозиционной деятельности. За последний год, напоминают авторы петиции, казахстанские власти заточили в тюрьму на семь лет лидера партии «Алга» Владимира Козлова, запретили саму эту партию как якобы экстремистскую, объединили в некое «единое СМИ» и разом закрыли все ассоциируемые с «Алгой» и Аблязовым средства массовой информации.

 

Теперь же они добиваются от других стран выдачи самого Мухтара, его близких и соратников по борьбе с репрессивным и коррумпированным режимом. Из Польши уже второй раз пытаются заполучить руководителя фонда «Гражданское общество» Муратбека Кетебаева, а из Испании – бывшего аблязовского телохранителя Александра Павлова, чтобы пытками и жестоким обращением выбить из него нужные показания на бывшего шефа.

 

В петиции говорилось о том, как распространены в казахстанских тюрьмах пытки и жесткое обращение, какие в Казахстане несправедливые заказные суды и сколько-нибудь политическим делам. В такую страну с таким государственным устройством и состоянием правоохранительной (на самом деле исключительно карательной) системы нельзя выдавать вообще никого, а тем более человека, которого правитель этой страны считает своим личным врагом и жаждет расправиться с ним любым способом.

 

В петиции, адресованной президенту Франции, напоминалось о недавних событиях в Италии, власти которой сначала пошли на поводу у Астаны и оказали её услугу в виде захвата в заложники жены и малолетней дочери Аблязова, зато потом это аукнулось сильнейшим политическим кризисом в самой Италии с громкими отставками. Неужели Париж готов наступить на те же грабли, на которые уже наступил Рим и набил себе столько вполне заслуженных синяков?

 

Все эти риторические и, наоборот, совершенно конкретные вопросы и аргументы против ареста и выдачи Мухтара Аблязова были озвучены в сегодняшней петиции на имя главы Французской республики. Всё то же самое повторили и ещё многое добавили от себя, выступая перед журналистами у дверей генерального консульства Франции, трое гражданских активистов Казахстана – бывший руководитель кустанайского филиала закрытой казахстанскими властями партии «Алга» Игорь Колов, бывший член политсовета этой партии, известный общественный деятель Жасарал Куанышалин и руководитель общественного фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина.    

 

Изображение

Игорь Колов с петицией. 

 

Приглашённые внутрь здания консульства на приём к генеральному консулу Гийому Маржеле, податели петиции спустя некоторое время вышли из здания и прямо здесь же сообщили журналистам о том, что петиция ими передана, а принявший её консул и обещал сегодня же передать обращение по адресу. Как отметил Жасарал Куанышалин, французский дипломат проявил чёткое понимание ситуации с гражданскими и политическими правами и свободами в Казахстане и необходимости твёрдой позиции в отношениях с правящим в этой стране режимом со стороны демократических государств Европейского союза.

 

Бахытжан Торегожина и Жасарал Куанышалин с журналистами.

 

В час, когда в Алматы закончилась акция у французского консульства (около часу дня), во Франции было ещё только восемь утра. Но уже через два часа у нас стало известно о том, что во французском городе Экс-ан-Прованс начался суд по делу об экстрадиции Мухтара Аблязова из Франции в Казахстан. Есть ли во Франции как стране, некогда давшей миру целых две великих декларации прав человека и гражданина [1], действительно независимый суд, причём независимый не только от их собственных властей, но и от нашей Ак-орды? Об этом мы узнаем, наверное, к концу сегодняшнего дня из того, какое решение примет экс-провансальский суд.

 

После того, как акция по вручению петиции завершилась, я проходил мимо здания консульства Франции – памятника старо-алматинской (верненской) архитектуры, построенного в конце XIX века семиреченским французом Полем Гурдэ. Двигаясь по века и эпохам далее по волнам позапрошлого столетия, мне представилось, как мог бы откликнуться на вчерашний арест в Грассе и сегодняшний суд в Экс-ан-Провансе великий французский поэт-демократ Пьер-Жан Беранже, никогда не чуравшийся в своих политизированных текстах острого и грубого словца, равно как потом и русские переводчики его песен. Вспомнилось также, о том, что буквально на днях президент Олланд  торжественно объявил символом Франции – Марианной 2013 года – одну из девушек протестной украинской группы Femen. И вот что у меня получилось на эту тему с перескоком через два столетия и два континента:     

 

Эй, Марианна, Марианна,
Не стань подстилкой Репресстана
[2]
Не смей Мухтара выдавать!
Не то конца не избежать

Всему французскому богатству –
Свободе, равенству и братству!

Вот такие впечатления сегодняшнего «Дня казахстанско-французской дружбы», точнее от первой его половины…

 

Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта Bureau.kz (фото автора)



[1] Имеется в виду собственно французская Декларация прав человека и гражданина  (1792) и Всеобщая декларация прав человека (1948), принятая на одной из первых сессий Организации Объединённых Наций в Париже.

[2] Репресстан = Казахстан как страна политических репрессий, а также тот центр, из которого эти репрессии исходят.

 

 


Добавить комментарий