Саша Ахметжанов: Если меня документируют, у меня все будет хорошо, мы будем нормально жить

16.06.2015

Саша Ахметжанов родился в Москве, лет 20 назад переехал с родителями в Казахстан. Отец был художником. Спился, бросил их. Мать тоже пьет. Во время пожара сгорели все документы, и они остались без ничего. У Саши есть сестренка и братишка, все они живут на съемной квартире. Работает один Саша. Тяжело. Он мечтает быстрее пройти процедуру документирования, получить образование и нормально жить и работать.

– Саша, расскажи немного о себе, о своей семье.

– Моих родителей зовут Алишер Ахметжанов и Майя Назаренко, у нас трое детей – я, сестренка Матильда и братишка Султан. Так вышло, что наши родители начали пить. Отец совсем спился и бросил нас. Все наши документы сгорели в старом доме.

– Сколько тебе лет?

– 24. Матильде 22 года, Султану 13 лет.

– Где вы родились?

– Я родился в Москве, Матильда в Ленинграде, Султан в Астане.

– Как вы оказались в Казахстане?

– У меня отец был художником, и как художник был свободный человек, много ездил, смотрел сам мир и нам показывал, работал. И когда мы сюда переехали, ему просто стало здесь плохо, он сдался, и начал пить и с этой водкой все это и пошло. Мамка тоже…, у нее тоже такие слабости были и мы, дети, практически сами выросли, втроем …

– Как вы приехали из Москвы, помнишь?

– Нет, не помню, маленький был.

– Где вы жили?

– В Казахстане где-то 20 лет уже живем, из них более 16 лет в Актау. С 2002 по 2008 жили в 8 микрорайоне, потом два года жили на даче, здесь случился пожар и все наши вещи, документы сгорели. Последние пять лет живем в шестом микрорайоне.

– У вас там своя квартира?

– Нет, снимаем.

– За сколько?

– Сто тысяч в месяц.

– Где деньги берете?

– Я работаю, подрабатываю.

– Где?

– Везде. На стройке, в ресторанах, еще где-нибудь. Сто тысяч надо по любому находить к концу месяца и платить за квартиру.

– Зарабатываешь только ты один?

– Да, больше никто не работает. Мама не зарабатывает, братишка еще маленький, учится в школе, в пятый перешел. Он в школу только в 10 лет пошел.

– А Матильда чем занимается?

– Она тоже работает в букмекерской конторе, но зарплата не такая уж большая и она девчонка, большую часть себе оставляет, я не знаю, что она с ними делает, куда тратит. А так мы с сестренкой и с братишкой любим друг друга, мы дружная семья.

– Получается, ты кормишь семью, и ты же платишь за квартиру.

– Да.

– Мама до сих пор пьет или уже перестала?

– Бывает, пьет…

– Я слышала, что у вас проблемы с документированием?

– Да. Мама получила статус лица без гражданства, братишка Султан получил гражданство Республики Казахстан, а я и сестренка Матильда еще ничего не получили, у нас вообще никаких документов нет. Сейчас этот вопрос вроде решается.

– Что ты хочешь?

– Чтобы быстрее это завершилось, мне тоже уже надо начать свою личную жизнь, жить, работать, найти нормального человека. Я школу так и не закончил, у меня нет образования, ни среднего, никакого. Я с малых лет работал, выживал, смотрел за братишкой, он тогда вообще был маленький.

– Сколько ты всего классов окончил?

– Я ни один класс толком не окончил.

– Но читаешь, пишешь?

– Конечно.

– Что ты еще умеешь делать?

– Я художник, рисую картины, эскизные проекты, делаю дизайнерские работы, подбираю цветовые гаммы, за это неплохо платят. Если бы у меня решился вопрос с документированием, и я бы получил образование, диплом архитектора, то это было бы очень хорошо. Но пока это мечты и к этому надо идти и быстрее добиваться. Если мне сейчас помогут сделать документы, у меня все будет хорошо, и мы будем нормально жить.

P. S.

Случай с Сашей и с его семьей мы попросили прокомментировать директора Мангистауского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Александра Муху:

– В нашем регионе это первый случай положительного опыта, когда мы на основании буквы закона смогли помочь человеку, то есть его матери получить статус лица без гражданства, а братишке – гражданство Казахстана. Но у них осталось еще двое старших детей, которые не имеют никаких документов, поэтому никуда не могут поступить, не могут найти постоянную работу, и мы сейчас занимаемся их документированием. К сожалению, у нас есть еще проблемы с получением статуса безгражданства и в целом с документированием таких людей, как Саша Ахметжанов и его сестренка, которые не имеют не только паспорта, но даже свидетельств о рождении. Такие лица остаются совершенно бесправными, не могут получить необходимые социальные услуги, образование, им недоступна бесплатная медицина и так далее.

Но, как говорится, надежда умирает последней. Как мы уже сообщали, с мая этого года впервые в трех регионах Казахстана, в т.ч. в Актау Управлением Военного Комиссара по делам беженцев начал реализовываться целый ряд мероприятий по снижению безгражданства в рамках совместного проекта ООН. Результаты такого шага налицо, в той же Мангистауской области после запуска данного проекта в бюро по правам человека и соблюдению законности позвонили сотни человек, и с ними ведется соответствующая работа. То есть таким лицам будет оказана помощь в получении необходимых документов и предоставлена возможность реализовать свои основные права, которыми они не могут воспользоваться из-за отсутствия документов.

ИСТОЧНИК:
Zakon.kz
www.zakon.kz/4720756-sasha-akhmedzhanov-esli-menja.html 


Добавить комментарий