В Казахстане констатируют ухудшение ситуации с правами человека

15.03.2013

 

Журналистские репортажи о правозащитной пресс-конференции 13 марта 2013 г.  

 

* * *

В Казахстане констатируют ухудшение ситуации с правами человека

 

Правозащитники презентовали итоговый обзор по выполнению Казахстаном Национального плана в области прав человека на 2009—2012 годы. По их словам, ситуация с правами человека ухудшилась.

 

СЕРДЦЕ МАТЕРИ

 

У независимого журналиста Рамазана Есергепова 10 марта умерла мать. Ей 1 октября исполнилось бы 84 года, говорит Есергепов.

 

Кульзира Есергепова перенесла инсульт, когда ее сын Рамазан сидел в тюрьме города Тараз по обвинению в «разглашении государственных секретов». Мать близко к сердцу восприняла его тюремное заключение.

 

– Не только на матери сказалось мое тюремное заключение. У жены и у сына обострились болезни, – говорит Рамазан Есергепов.

 

Бывший главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов в 2009 году был приговорен к трем годам тюрьмы по обвинению в «разглашении государственных секретов». Он не признал обвинения и настаивал на том, что выполнял обязанности журналиста. Все его попытки в казахстанских судах обжаловать приговор оказались безуспешными.

 

– Теперь моя жалоба находится в Комитете ООН по правам человека, – говорит Рамазан Есергепов репортеру «Азаттыка».

 

О РЕАКЦИИ КОМИТЕТА ООН ПРОТИВ ПЫТОК

 

В Комитете ООН по правам человека рассматривают жалобу и председателя совета Казахстанского бюро по правам человека Евгения Жовтиса. И Жовтис, и Есергепов заявили о нарушении права на защиту и нарушении права на справедливое судебное разбирательство.

 

– Рамазан Есергепов и я прошли национальную систему правосудия, и наши жалобы направлены в Комитет ООН по правам человека. Обращаться в Комитет лицо может только по вопросам, связанным с нарушением его права по Международному пакту о гражданских и политических правах. Комитет не рассматривает дело по существу. Он не рассматривает, в чем обвинялось лицо. Комитет отвечает на вопрос: было ли или не было нарушено то или иное право, – поясняет Евгений Жовтис.

 

На нарушение прав человека ООН реагирует иначе, чем казахские государственные органы, утверждает правозащитник. Жовтис при этом привел в пример дело жителя Костаная Александра Герасимова, который в апреле 2010 года подал жалобу против Казахстана в Комитет ООН против пыток. Эта была первая жалоба с момента ратификации Казахстаном в 2008 году Дополнительного протокола к Конвенции ООН против пыток.

 

Герасимов заявил, что пять сотрудников полиции подвергли его пыткам в 2007 году, его били по почкам и угрожали сексуальным насилием. В жалобе он утверждает, что его дело не было должным образом расследовано и что никто не понес наказания за нарушения его прав.

 

– Наши власти сделали совершенно удивительную вещь для международного сообщества. Это полное незнание международных процедур и практики. Они пытались заставить господина Герасимова забрать свое заявление назад. И добились даже от него нотариально заверенного заявления, что он никаких претензий не имеет и что он просит Комитет не рассматривать его жалобу. Интересно, что Комитет не обратил внимания на это заявление Герасимова, принял решение в его пользу и против государства Казахстан и в решении указал, что государство пыталось еще и воспрепятствовать человеку обратиться к международным институтам, – говорит Евгений Жовтис.

 

По его словам, в Комитете не поверили во второе заявление Герасимова, поскольку исходили из общего контекста – человек жалуется на государство, и, очевидно, государство на него оказало давление, чтобы он это заявление написал.

 

ТРЕВОГИ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

 

В среду, 13 марта, казахстанские правозащитники в Алматы презентовали итоговый обзор выполнения Казахстаном Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы. По их данным, за четыре года выполнение рекомендаций к разделам Национального плана является неудовлетворительным.

 

В области свободы слова не только не выполнено большинство рекомендаций Национального плана, но и наметилась устойчивая тенденция к ухудшению практически по всем направлениям.

 

– Все шесть рекомендаций, которые были в Национальном плане в области свободы слова, не выполнены. Либо они не могли быть выполненными, потому что они не имели смысла. Даже самая первая рекомендация, которая предполагала приведение законодательства о СМИ в соответствие с международными нормами, была не только не выполнена, но и усугублена. Потому что был принят целый ряд законов, которые можно считать если не одиозными, то чрезмерно активно критикуемыми как внутри страны, так и извне. В частности, закон о регулировании Интернета, закон о тайне частной жизни, целый ряд поправок в закон о национальной безопасности и так далее, – говорит председатель Медийного альянса Казахстана Адиль Джалилов.

 

Рекомендации Национального плана относительно задержания подозреваемого до сих пор не нашли отражения в уголовно-процессуальном законодательстве, говорит заместитель директора Центра исследования правовой политики Татьяна Зинович.

 

Руководитель информационного центра Казахстанского бюро по правам человека Сергей Дуванов привел статистические данные, которые, по его словам, подтверждают тезис о том, что по основным направлениям свобод и прав человека ситуация ухудшилась. Ухудшение ситуации произошло по таким разделам Национального плана, как «Право на свободу объединений», «Право на свободу совести и религии», «Право на свободу мирных собраний», «Право на свободу слова», «Право на участие в управлении государством», утверждает Сергей Дуванов.

 

– Сегодня Ак-орда попала в нехорошую ситуацию – реализации Национального плана нет, – говорит он.

 

Казахские власти отнеслись к реализации Национального плана действий в области прав человека на 2009—2012 годы, по словам правозащитников, как к имиджевому мероприятию, не пытаясь при этом сделать что-либо существенное для улучшения ситуации с правами и свободами граждан.

 

Власти Казахстана заявляют, что много сделали для выполнения рекомендаций ООН по правам человека, так и по реализации Национального плана действий в этой области. Представители правовых ведомств утверждают, что принимают меры по изменению законодательства с целью усиления борьбы с пытками.

 

Казис ТОГУЗБАЕВ, радио «Азаттык» (публикация от 13.03.2013 на сайте

<http://rus.azattyq.org/content/situatcia-v-oblasti-prav-cheloveka-uhudshilas/24927252.html>)

 

 

* * *

Известный правозащитник прокомментировал разницу в отношении Запада
к проблеме прав человека в Казахстане и в России

 

За четыре года реализации Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы выполнение рекомендаций к нему остается неудовлетворительным. Этот тезис стал основным в заявлениях ряда правозащитников, сделанных ими на встрече с журналистами в Казахстанском пресс-клубе. Официальный пресс-релиз мероприятия был озаглавлен так: «Казахстан только на 23% выполнил рекомендации Национального плана действий».

 

Согласно обнародованным оценкам, из 14 разделов плана ситуация заметно изменилась лишь по одному – правам ребенка. По восьми разделам, как, например, право на справедливое судопроизводство или права осужденных, улучшений нет. А по пяти разделам ситуация ухудшилась (в этой части находятся права граждан на участие в управлении и на свободу слова).

 

Все спикеры пресс-конференции жестко критиковали ситуацию вокруг Национального плана. Так, председатель Медийного альянса Казахстана Адиль ДЖАЛИЛОВ заявил, что в области свободы слова не только не выполнено большинство рекомендаций, но и наметилась устойчивая тенденция ухудшения практически по всем направлениям.

 

– Несмотря на возражения и конструктивную критику местных экспертов и международного сообщества, принят неоднозначный закон о телерадиовещании. При этом так и не принят закон о доступе к информации, несмотря на то, что это планировалось еще в 2011 году, – заметил г-н Джалилов.

 

Он также отметил, что в Казахстане до сих пор не ограничены сроки исковой давности и размеры исков по защите чести и достоинства, не декриминализованы клевета и оскорбление. При этом принят ряд законодательных актов, направленных на ограничение права граждан на получение и распространение информации: о тайне частной жизни, о национальной безопасности, о лидере нации, а также поправки, приравнявшие интернет-ресурсы к СМИ.

 

Некоторый позитив в оценку ситуации вокруг плана внесла Роза АКЫЛБЕКОВА, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ). Она подчеркнула, что это первый в истории стран Центральной Азии и Казахстана развернутый документ, «вобравший основные направления внутренней и внешней политики республики в сфере прав человека и содержащий предложения по совершенствованию механизмов и процедур их защиты”. И важным является то, что “над планом работали как представители государственных органов, так и гражданского общества». Однако в итоге и г-жа Акылбекова констатировала, что итоговый анализ обзоров по выполнению 14 разделов Национального плана показал цифру лишь в 22,6%.

 

В целом трудно говорить о том, что оценки выполнения Нацплана, сделанные на пресс-конференции, стали хоть в какой-то степени непредсказуемыми. Но по-настоящему значимые, во многом неожиданные заявления всё же прозвучали.

 

Председатель совета КМБПЧиСЗ Евгений ЖОВТИС, комментируя вопрос Панорамы о той традиции отношения к подобным оценкам в адрес Казахстана, которая сложилась у политиков западных стран, заявил:

– Естественно, мы сами себе задаем тот же вопрос – а зачем мы все это делаем, если нет никаких результатов? Может быть, этого делать не нужно? Я все же стою на позициях, что, если бы мы этого не делали, то стало бы еще хуже. Возможно, мы какие-то негативные процессы замедляем, на что-то влияем… Хотя не исключено, это самообольщение.

 

Почему же столь очевидна та разница, которую Запад демонстрирует в своем подходе к проблематике прав человека и основных свобод в Казахстане с одной стороны и в России с другой? На этот вопрос г-н Жовтис ответил следующим образом:

 

– Буду говорить достаточно прямо. Дело в том, что западная политика тоже конъюнктурна и в значительной степени основана на интересах, а не на ценностях и принципах. У них есть свои собственные интересы, геополитические и в сфере безопасности. У них идет постоянная “торговля” по поводу нашего региона с Китаем и особенно с Россией. То есть существует огромное количество пружин мировой политики, которые влияют в том числе и на отношение к правам человека. Они делают западную политику максимально прагматичной, а иногда близкой к циничной, – сказал Евгений Жовтис.

 

Ярослав РАЗУМОВ, газета «Панорама» от 15.03.2013 <www.panorama.kz>

 

 

* * *

Свободы в Казахстане нашлось всего на 22,6%

 

Политических прав у казахстанцев нет. Такой вывод можно сделать из заявления правозащитников, которые мониторили исполнение государством Национального плана в области прав человека на 2009–2012 годы. По их данным, налицо сплошные ухудшения, а согласно независимой экспертизе, выполнено только 22,6% рекомендаций.

 

Казахстанские правозащитники презентовали итоговый обзор по эффективности выполнения мер в области защиты гражданских и политических прав и свобод казахстанцев. В ходе мониторинга выполнения рекомендаций Нацплана было отмечено ухудшение ситуации с правами на свободу объединений, мысли, совести и религии.

Плохо обстоят дела и со свободой мирных собраний и митингов, свободой слова и правом на участие в управлении делами государства. По словам экспертов, налицо общая тенденция по ограничению основных политических прав и свобод. Причем усилилась она именно в годы реализации плана.

 

Если говорить о цифре 22,6%, то и здесь не всё гладко. Оказалось, что даже выполненные рекомендации плана содержали большое количество абстрактных пожеланий, исключающих конкретные мероприятия, ответственных и их исполнителей, а также сроки реализации. Естественно, что это изначально предопределило формальный характер этих рекомендаций и их выполнения.

 

«Отдельные рекомендации плана не затрагивали основных проблем, имеющихся как в законодательстве, так и в правоприменительной практике Казахстана в части обеспечения прав и свобод граждан Казахстана», – говорится в итоговом обзоре.

 

Про либерализацию лучше забыть

 

По словам заместителя директора Центра исследования правовой политики LPRC Татьяны Зинович, рекомендации национального плана относительно задержания подозреваемого до сих пор не нашли отражения в УПК РК. Также не были определены понятия «задержание подозреваемого» и «момент фактического задержания».

 

– Эти вопросы должны были найти отражение в законодательстве в первую очередь, но в итоге вопрос не решен и по сей день, – сказала она.

 

Эксперт отметила, что в национальном плане есть рекомендации, которым, судя по всему, не суждено будет сбыться.

 

– Я говорю о базовой рекомендации о передаче в ведение Министерства юстиции изоляторов временного содержания, находящихся в ведении МВД, и о предоставлении Общественным наблюдательным комиссиям права осуществлять проверки этих объектов без предупреждения. Полагаем, что данная рекомендация уже не увидит свет в новом национальном плане, о котором сейчас так много говорят, так как в последнее время мы видим только ужесточение, – считает г-жа Зинович.

 

Со свободой слова стало хуже

 

По словам председателя Медийного альянса Казахстана Адиля Джалилова, в области свободы слова не только не выполнено большинство рекомендаций Нацплана, но и наблюдается ухудшение практически по всем направлениям.

 

Так, несмотря на возражения и конструктивную критику местных экспертов и международного сообщества, принят неоднозначный закон о телерадиовещании. При этом так и не принят закон о доступе к информации, несмотря на то что это планировалось еще в 2011 году, – отметил эксперт.

 

Он также напомнил, что в Казахстане до сих пор не ограничены сроки исковой давности и размеры исков по защите чести и достоинства, не декриминализованы клевета и оскорбление. При этом принят ряд законодательных актов, направленных на ограничение прав граждан на получение информации (о тайне частной жизни, национальной безопасности, «лидере нации»), а также поправки, приравнявшие интернет-ресурсы к СМИ.

 

Впрочем, правозащитники отметили и положительную тенденцию. Правда, всего одну. По словам руководителя информационного центра КМБПЧиСЗ Сергея Дуванова, улучшение ситуации есть по одному разделу – «Права ребенка».

 

– За 4 года работы, направленной на улучшение ситуации с правами и свободами в Казахстане, только в 8% – «Права ребенка» – ситуация улучшилась, – заявил он, заметив, что в остальных случаях она либо осталась на прежнем уровне – 54%, либо стала хуже – 38%.

 

Проняло даже авторов

 

Сергей Дуванов заявил, что сегодня Ак-орда попала в нехорошую ситуацию, относясь к Нацплану как к имиджевому проекту, особо не требующему реализации. А главный правозащитник Евгений Жовтис в свою очередь отметил, что власти не делают для себя выводов из критики и продолжают закручивать гайки.

 

Любопытно, что и сами авторы Нацплана довольно скептически отзываются о казахстанской системе правосудия.

 

«Обвинительный уклон продолжает доминировать при рассмотрении уголовных дел. Косвенным подтверждением чему является крайне редкое вынесение оправдательных приговоров и сохранение в судейской среде осторожного отношения к подобным случаям… Наиважнейшим критерием, используемым при оценке справедливости судебного слушания, является соблюдение принципа равенства полномочий у защиты и обвинения. Законодательство и правоприменительная практика в Республике Казахстан показывают, что равенство полномочий сторон защиты и обвинения пока не достигнуто», – указывается в Национальном плане.

 

Светлана ГАВРИЛЕНКО, интернет-портал «Республика»

(публикация от 18.03.2013 <http://www.respublikakz.info/news/society/29248>)

 

 

 


Добавить комментарий