Жили – били

24.01.2013

В последние дни силовые структуры и судебные органы вывалили на журналистов море информации. Немудрено – настало время отчетов по итогам работы в минувшем году. Статистику госорганов «разнообразят» подсчеты правозащитников. Ими собран материал, о существовании которого в государственных конторах предпочитают молчать…

 

Любопытные материалы находятся в распоряжении костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ). В эксклюзивном порядке с ними ознакомился корреспондент «Времени». Эта небольшая подборка инцидентов с заключенными костанайских колоний вызывает немало вопросов.

 

В конце прошлого года родственники отбывающего наказание в костанайской колонии строгого режима Геннадия Извекова, устав писать письма в официальные инстанции, вновь обратились к гражданским активистам. По словам заявителей, заключенного в зоне постоянно прессуют: якобы Извекову регулярно достается от сотрудников администрации. Один из последних фактов его избиения зафиксирован 28 октября. Делами скорбными Извекова правозащитники занимались не раз. И они уже знают: связанные с его личностью подобные факты не получают должного расследования. Почему? Это известно Всевышнему и, может быть, сотрудникам какой-то силовой структуры. Но и тот и другие по жизни, как правило, молчат. Даже когда Извеков, доставленный в режимный отдел, вдруг по какой-то непонятной причине разбивает головой стекло. И сразу после этого получает наказание: его бьют резиновыми палками и заковывают в наручники. Получается, мотнул башкой не по делу – получай хорошую дозу спецсредств?

 

Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников колонии, заключенный «отказался от прохождения СМЭ и не имел никаких жалоб и претензий». Однако родственники Извекова настаивают: избитого зэка вынудили отказаться от экспертизы.

 

Мать сидящего в той же колонии Александра Антоненко узнала, что он сильно избит и помещен в штрафной изолятор. Ей также стало известно, что побои сидельцу нанесли сотрудники зоны. На запрос КМБПЧиСЗ пришел прокурорский ответ со ссылкой на слова самого избитого сидельца. Антоненко в ходе проверки пояснил: его избили за… отказ написать объяснительную по факту нарушения правил внутреннего распорядка. Закованного в наручники нарушителя уложили лицом в пол и отходили резиновой дубинкой. Однако специальный прокурор, сняв показания с зэка, во внимание их не принял. Основой его отказа в возбуждении уголовного дела стали показания сотрудников зоны, которые применяли спецсредства. Кроме того, выяснилось: проверяющий руководствовался инструкцией по применению сотрудниками исправительных учреждений КУИС Минюста специальных средств, которая… уже год как утратила силу!

 

Все в той же колонии строгого режима заключенный Александр Семенов ощутил закон силы сразу, как только его привезли сюда в автозаке. Как говорится в заключении о законности применения спецсредств, «при выходе из автомашины (автозака) осужденный Семенов А. споткнулся и ударился лицевой частью головы в проем двери и в последующем упал на выходные ступеньки, при этом получил телесные повреждения в области лица». И лишь после этого, утверждается в документе, к отказавшемуся от обыска и ругнувшемуся матом зэку были применены спецсредства. Там же указано, что «в течение двух минут его били резиновой дубинкой (ПР-73) по мягким частям тела». В результате Семенов заявил об отсутствии претензий к сотрудникам учреждения и отказе от прохождения судебно-медицинской экспертизы.

 

Интересно, что при всем при этом в документе напрочь отсутствуют показания самого Семенова, каких-либо свидетелей и медработника.

 

Сын заключенного Рашита Мухаметова обратился к правозащитникам после того, как его отец был жестоко избит в кушмурунской колонии общего режима. Заявитель также сообщил, что этот инцидент – дело рук сотрудников УК-161/4. В этой истории тоже немало странного. Так, разбирательства показали: заключенный Мухаметов при разговоре с зам¬начальника по режимно-оперативной работе Кирилловым «стал вести себя буйно, кричал, грозился покончить с собой, 2-3 раза ударился головой о шкаф, хотел разбить головой стекло». Что-то подобное нам уже где-то встречалось, не правда ли?

 

На следующий день после «разговора» заключенный вогнал себе в живот гвоздь, в результате чего оказался в аулиекольской райбольнице с кровоподтеками, гематомами и царапинами на голове и лице, а также с проникающим ранением брюшной полости с повреждением внутренних органов. Сам Мухаметов пояснил: он совершил попытку суицида, не выдержав издевательств контролеров. О результатах экспертизы по этому делу до сих пор ничего не известно, однако постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников уже вынесено.

 

Комментарий в тему

 

Анастасия Миллер, директор костанайского филиала КМБПЧиСЗ:

 

– Из переписки с надзорным органом мы узнали удивительные вещи: оказывается, до сих пор не существует каких-либо инструктивных документов, регулирующих применение специальных средств. Тем не менее сотрудники уголовно-исполнительной системы руководствуются Законом «О правоохранительной службе», в котором насчет спецсредств не регламентировано ничего: ни их перечня, ни порядка (и тем более – интенсивности) применения, ни мер безопасности заключенного. Конечно же, в этих случаях нарушения прав заключенных налицо.

 

– Но не получается ли, что раз не прописаны запреты, значит, и нарушений как таковых сотрудники УИС не совершают?

 

– Вряд ли с этим соглашусь. Потому что действующее законодательство предусматривает применение спецсредств лишь в целях прекращения общественно опасных деяний. В чем была общественная опасность поведения заключенных, попавших под горячие дубинки контролеров? В том, что один из них свалился со ступенек автозака, а другой бился головой о шкаф?..

 

Правозащитники уверены: каждый подобный случай должен становиться предметом тщательного рассмотрения. Когда начнут возникать вопросы об адекватности наказаний, когда станет обязательной доказанность применения спецсредств, когда за незаконные избиения в зонах начнут наконец привлекать к ответственности виновных – тогда, верно, и статистика силовиков заиграет свежими красками, и законности в жизни станет больше. Хоть за колючкой, хоть на воле…

 

ИСТОЧНИК:

Газета «Время»

www.time.kz/index.php?module=news&newsid=31413

 


Добавить комментарий