Граждане «на выданье»: экстрадиция подозреваемых проходит медленно и не всегда удачно

29.04.2011

БЕГ ДЛИНОЮ  В  ШЕСТЬ  ЛЕТ

 

Его зовут Келес Мамбетов. Обвинение считает, что в марте 2004 года он убил свою знакомую, предпринимательницу из Астаны. Убийство произошло за городом, после совершения преступления Мамбетов на машине жертвы скрылся. По некоторым данным, он прихватил с собой крупную сумму денег, которая была при себе у женщины.

 

Мамбетов был объявлен в розыск. В какой-то промежуток времени его якобы видели в Чехии. Однако конец его затяжных бегов наступил в Испании, где ранее дважды судимый беглец сел за решетку в третий раз. По некоторым данным, за нанесение телесных повреждений. Тут его и опознали, как объявленного в розыск.

 

Генеральная прокуратура Казахстана отправила в Испанию ходатайство о выдаче Мамбетова. Переписка шла около года. Дело было еще в том, что у Казахстана с Испанией нет договора о выдаче разыскиваемых преступников. Однако в этом случае испанская сторона сочла доводы Генеральной прокуратуры РК убедительными и выдала Мамбетова нашему правосудию. Правда, только для проведения суда над ним. После этого он будет отправлен обратно в Испанию – досиживать свой срок.

 

Как сообщила «ОКО» государственный обвинитель Дарига Мусина, суд приговорил Мамбетова к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Подсудимый обжаловал это решение суда, написав в жалобе одну единственную фразу «Я не согласен с приговором». Так что, если приговор останется в силе, после возвращения из Испании Мамбетов снова станет «сидельцем».

 

НА  ВЫХОД,  ГРАЖДАНЕ,  ДОМОЙ!

 

В настоящее время Казахстан подписал, в частности, двусторонние договоры об экстрадиции с государствами СНГ. Договор с Турцией позволил вернуть в 2010 году на родину бывшего заместителя председателя Комитета по борьбе с наркобизнесом Аскара Исагалиева. Его подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями.

 

Как говорит начальник управления экстрадиции Департамента международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Альжан Нурбеков, сроки рассмотрения вопроса экстрадиции различны. К примеру, экстрадиция из России может затянуться

 

только из-за того, что российской стороной проверяется гражданство задержанного по всем субъектам РФ, и эта процедура занимает длительное время. Кроме того, необходимо отметить, что при экстрадиции – как и в Казахстане, так и в иностранных государствах – существует институт обжалования решений о выдаче (экстрадиции) в суд, что также занимает значительное время.

 

– В вопросах ареста разыскиваемых и их выдачи, при отсутствии международного соглашения, государства руководствуются в первую очередь своим внутренним законодательством, – говорит Альжан Нурбеков. – Какого-то единого временного стандарта не существует.

 

Впрочем, Генпрокуратура не собирается и впредь смущаться, если речь идет о необходимости экстрадировать гражданина из страны, с которой у Казахстана не имеется соответствующего договора. К примеру, сейчас высший надзорный орган ведет переговоры с властями Швеции о выдаче Авазбека Ирисметова, который подозревается в разбойном нападении.

 

ПРОБЛЕМЫ  ОСТАЮТСЯ

 

Однако есть и другая причина, по которой у Казахстана еще нет договоров с западно-европейскими странами об экстрадиции. Об этом говорят неохотно и мало. Запад сомневается в честности и беспристрастности нашего правосудия и поэтому, мягко говоря, не торопится брать на себя обязательства о выдаче тех, кто сбежал из нашей республики.

 

Как считает директор филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Астаны Анара Ибраева, опасения Запада по поводу необъективности нашего правосудия в отношении кандидатов на экстрадицию вполне обоснованы.

 

– То, что у нас есть проблемы с соблюдением прав человека, подтверждается и принятым на 2009-2012 годы Национальным планом действий в области прав человека. Так, в нем подчеркивается, что «положительные тенденции в развитии судебной системы в стране еще далеки от совершенства». Он был одобрен резолюцией Президента Казахстана 5 мая 2009 года. Также об этом говорится в рекомендациях государств-членов ООН в рамках Универсального периодического обзора по правам человека. Однако я не вижу каких-то серьезных подвижек в этой работе со стороны государства, и сегодня пока обсуждается План мероприятий Правительства Казахстана по реализации рекомендаций. Об этом говорит, в частности, нынешнее положение показательных дел, касающихся директора Бюро Евгения Жовтиса, журналистов Тохнияза Кучукова, Рамазана Есергепова.

 

Взять живущего ныне в Лондоне экс-руководителя «БТА Банка» Мухтара Аблязова. Он не намерен вести себя тихо, как Келес Мамбетов, о котором мы рассказали выше. Беглый банкир считает себя жертвой репрессий и добивается предоставления политического убежища в Великобритании. Добивается он этого с такой же настойчивостью, с которой наша Генеральная прокуратура жаждет его выдачи. Британцы смотрят на эти бодания, внимательно слушая обе стороны, и принимать решение не торопятся – вот такие у них вдумчивые юристы.

 

ИСТОЧНИК:

Газета «Око»

www.oko.kz/?p=3277

Дата публикации: 29 апреля 2011 г.

 


Добавить комментарий