К ГОДОВЩИНЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПРИГОВОРА ПО ДЕЛУ Е.ЖОВТИСА

03.09.2010

 

Ровно год назад, 2 и 3 сентября 2009 г., в Балхашском районном суде Алматин­ской области проходил судебный процесс по обвинению ведущего казахстан­ско­го пра­во­­защитника, директора Казахстанского международного бюро по пра­вам человека и соблюдению законности Евгения ЖОВТИСА в нарушении Пра­вил дорожного дви­жения, повлёкшем по неосторожности смерть человека. В конце второго судебного дня был вынесен приговор – 4 года лишения свободы в колонии-поселении, в даль­нейшем оставленный в силе Алматинским областным судом и надзорной коллегией Верховного суда РК.

 

Баканасский судебный процесс и увенчавший его обвинительный приговор ярко и недвусмысленно демонстрировали предвзятость, политическую ангажированность и политический заказ. В суде ни сторона защита, ни многочисленные наблюдатели не смогли увидеть попытки разобраться в обстоятельствах дела, а увидели лишь стремление власти отомстить известному правозащитнику за его деятельность во имя продвижения в стране демократичес­ких принципов и ценностей, верховенства закона и соблюдения прав человека.

 

Ровно год назад, вечером 3 сентября 2009 г., осуждённый правозащитник был взят под стражу и затем, после двухмесячного пребывания в СИЗО г. Талдыкоргана, эта­пирован в колонию-поселение ОВ 156/13 г. Усть-Каменогорска, где находится и по сей день. Многочисленные протесты казахстанских и международных общест­вен­ных организаций в защиту Евгения Жовтиса, подробно аргументированные до­клады независимых юристов о вопиющих нарушениях закона в деле Жовтиса, раз­но­образные выступления в защиту неправосудно осуждённого правозащитника до сих пор не дали результата.

 

От Баканаского суда эстафета своеобразного применения законов в отношении Е.Жовтиса перешла к органам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК.

 

Вопреки законодательству, предусматривающему отбывание нака­за­ния в местах заключения, расположенных вблизи места жительства осуждённого, Евге­ний Жов­тис был направлен в колонию-поселение, спешно перепрофилирован­ную сразу по­сле вынесения приговора в отношении правозащитника.

 

Сразу после прибытия в колонию на Жовтиса было наложено взыскание за отказ от принуди­тельного трудоустройства на работу, для которой правозащитник не имеет соответствующей квалификации. После истечения срока действия этого взыскания на осуждённого было наложено новое взыскание – за просмотр телевизионного ре­портажа о матче Чемпионата мира по футболу.   

 

Между тем, наличие взысканий лишает Евгения Жовтиса формального права на условно-досрочное освобождение, а также используется администрацией колонии-поселе­ния как предлог для лишения Жовтиса возможности выходить в город, про­живать и работать вне колонии. Хотя по закону такое право автоматически предо­ставляется всем осуждённым, содержащимся в колонии-поселении, что как раз и составляет главное отличие этого типа исправительных учреждений от всех других типов колоний и тюрем. Но для усиления изоляции репрессированного правозащит­ника власти пошли на беспрецедентное превращение для него одного режима ко­ло­нии-поселения в общий режим содержания под стражей. К сожалению, все уси­лия международных правозащитных организаций и правительств демократических стран по исправлению данного положения также не дали каких-либо позитивных результатов.

 

Будучи профессиональным юристом, Евгений Александрович даже и в местах ли­шения сво­боды пытается отстаивать свои права в суде, подавая из колонии-посе­ления иски к администрации учреждения об отмене наложенных на него взысканий. Однако ни один из четырех судов, в которых побывали иски Жовтиса (Усть-Каме­но­горский городской и Восточно-Казахстанский областной, а затем Ал­ма­линский рай­онный и Алматинский городской суды) ни разу не взялся рассматривать иски по су­ществу дела. Каждый из судов отфутболивает дело другому суду под смехотвор­ным предлогом невозможности установить место проживания истца.

 

Более того, есть все основания полагать, что отказ властей Казахстана от прове­дения давно ожидаемой амнистии к 15-летию Конституции РК мог иметь одним из мотивов также и острое нежелание выпускать на свободу Евгения Жовтиса. И не только его, но и других политических узников – журналистов Рамазана Есер­гепова и Алпамыса Бектурганова, политических активистов Ермека Нарымбаева и Айдоса Садыкова, осуждённых уже в этом году. Те статьи Уголовного кодекса, по которым все они были осуждены, и те сроки лишения свободы от 2 до 4 лет, на которые они были осуждены, очевидно, могли бы подпасть под амнистию.

,

Спустя ровно год после судебного процесса и вынесения приговора по делу Евге­ния Жовтиса, из какового года 9 месяцев пришлись на 2010 год как срок председа­тель­ства Казахстана в ОБСЕ, мы вынуждены констатировать, что в судьбе осуж­денного правозащитника ничего не изменилось к лучшему. Страна всё больше от­катывается к авторитаризму и преследованию всех инако­мыс­лящих.

 

Казахстанское  международное бюро по правам человека
и соблюдения законности

 

Алматы, 3.09.2010

 


Добавить комментарий

Смотрите также