ТРЕБУЕМ ОСВОБОЖДЕНИЯ РАМАЗАНА ЕСЕРГЕПОВА И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА!

16.02.2010

 

 

Уважаемые главы государств–членов ОБСЕ


Австрии, Азербайджана, Албании, Андорры, Армении, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Ватикана, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Лихтенштейна, Люксембурга, Македонии, Мальты, Молдовы, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Российской Федерации, Сан-Марино, Сербии, Словацкой Республики, Словении, Соединенных Штатов Америки, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Украины, Узбекистана, Финляндии, Франции, Хорватии, Черногории, Чешской Республики, Швейцарии, Швеции, Эстонии.

 

6 января 2010 года прошел год со дня ареста главного редактора газеты «Алма-Ата ИНФО» Есергепова Рамазана. В закрытом судебном процессе его осудили на 3 года лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима за сбор и разглашение информации, содержащей государственные секреты.

 

На самом деле служебная переписка руководителей Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – КНБ РК), приведенная Р. Есергеповым в статье «Кто управляет нашей страной – президент или КНБ?» («Алма-Ата ИНФО», №31 от 21 ноября 2010 г.), не содержала государственных секретов. Под грифом «секретно» высокопоставленные чиновники от КНБ пытались скрыть факты нарушений сотрудниками спецслужб законодательства республики, ограничения прав человека.

 

Из содержания опубликованных Р. Есергеповым документов становится понятно, что при поддержке «заинтересованных лиц» из окружения президента сотрудники КНБ незаконно вмешивались в деятельность прокуратуры, судов, генпрокуратуры, а также главы государства. Подобные сведения по Закону РК «О государственных секретах» не подлежат засекречиванию. Такой вывод содержится в независимой правовой экспертизе Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности под руководством Евгения Жовтиса и независимой филологической экспертизе доцента Казахстанского национального университета  Рахили Карымсаковой. Рамазан Есергепов выполнил свой гражданский и профессиональный долг, предав огласке общественно значимую информацию, – так считают многочисленные правозащитные и журналистские организации.

 

В защиту  казахстанского журналиста выступила не только казахстанская, но и международная общественность. Сразу после ареста Р. Есергепова представитель ОБСЕ  по вопросам свободы слова Миклош Харашти призвал власти Казахстана освободить журналиста. «Нахождение журналиста  под арестом, как и угроза осуждения на длительный срок, были бы нарушением обязательства члена ОБСЕ создавать безопасную атмосферу для журналистов, занимающихся общественно важными проблемами». Описываемые события происходили за год до вступления Казахстана  в должность председателя авторитетнейшей организации. К сожалению, заполучив кресло руководителя ОБСЕ,   власть страны продолжает игнорировать мнение международных организаций, среди которых Государственный департамент США, Евросоюз, Европарламент, «Репортеры без границ», Комитет защиты журналистов (Нью-Йорк) и др.  

 

Закрытый судебный процесс по делу главного редактора республиканской газеты прошел  с множеством процессуальных нарушений.

 

1. В нарушение требований уголовно-процессуального законодательства и международных обязательств Республики Казахстан в области обеспечения права на справедливое судебное разбирательство Есергепову не были вручены копии обвинительного заключения, приговора суда, постановлений апелляционной и надзорной инстанций под предлогом содержащихся в них государственных секретов. Вместо полноценных документов, необходимых для реализации права на защиту, ему предоставили с большой задержкой лишь копии выписок из резолютивной части названных документов.

 

2. Судами и прокуратурой Жамбылской области проигнорированы указания Верховного суда и Генпрокуратуры РК о рассмотрении по существу жалоб Есергепова о неправомерных действиях сотрудников органов национальной безопасности, прокуратуры и суда №2 г. Тараза в отношении Есергепова.

 

3. Вопреки нормам Международного пакта о гражданских и политических правах, Конституции и Уголовно-процессуального кодекса РК (далее – УПК РК) органы национальной безопасности,  необоснованно ссылаясь на Закон РК «О государственных секретах», отказали Есергепову в допуске к его защите выбранных им самим защитников.  Поводом стало отсутствие у них  доступа к государственным секретам, который сами же органы и оформляют. На основании этого было отказано в допуске к защите Есергепова адвокату, председателю коллегии по уголовным делам Верховного суда РК в отставке У.Ихсанову, супруге подсудимого Р.Есергеповой, президенту общественного фонда «Журналисты в беде» Р. Таукиной.

 

4. Грубо нарушая казахстанское и международное законодательство, судья А.Тлепов  вопреки воле подсудимого назначил ему адвоката Жамбылской областной коллегии адвокатов С. Сапаеву.  В устной и письменной форме Рамазан Есергепов отказывался от назначенного адвоката, так как она действовала ему во вред. Кроме того, она являлась адвокатом бывшего сотрудника КНБ Б.Жанузакова, проходившего по этому же делу. Таким образом, в ходе судебного разбирательства, а также при подготовке апелляционной и надзорной жалобы Есергепов не имел юридической помощи со стороны им самим выбранных защитников

 

5. В ходе судебного процесса Р.Есергепов заявлял о приглашении для дачи показаний свидетелей и специалистов, но даже специально приехавшие из Алматы свидетели не были допущены к участию в судебном заседании, что является нарушением ст. 343 УПК РК.

 

6. На оглашение  приговора не были допущены ни родственники, ни журналисты, ни правозащитники, хотя ст.29 УПК РК гласит, что приговор суда и постановления, принятые по делу, во всех случаях провозглашаются публично. Слушания в апелляционной и надзорной инстанциях областного суда проходили в отсутствие осужденного.

 

7. Согласно ст. 17, ч. 2 Закона «О государственных секретах» граждане вправе обжаловать решение о незаконном засекречивании сведений. В ответ на попытки Есергепова опротестовать секретность опубликованных в газете документов  сторона обвинения сослалась на решение Постоянно действующей комиссии по госсекретам, сформированной внутри самого ДКНБ. В подтверждение этого приводятся заключения  документов, сделанные в ДКНБ по Жамбылской области и центральном аппарате КНБ РК, хотя очевидно, что привлеченные специалисты в этом случае не могут рассматриваться как независимые.

 

8. В данном уголовном процессе ДКНБ РК по Жамбылской области выступал одновременно и как потерпевшая сторона, и как следственный орган, и как эксперт, и как инстанция, решающая вопрос о выдаче или невыдаче допуска адвокатам Есергепова к его защите в суде.

 

Грубейшие нарушения норм Международного пакта о гражданских и политических правах, Конституции, УПК РК должны были бы стать предметом разбирательства на уровне Парламента, Генеральной прокуратуры и Верховного суда Республики Казахстан. Однако бездействие со стороны высших исполнительных, законодательных и надзорных судебных органов страны, а также продолжающиеся репрессии в отношении главного редактора дают основания для предположения, что власти Казахстана, учитывая слабое здоровье журналиста, желают его физического устранения.

 

Об этом же свидетельствуют и последние события. 6 января исполнился год со дня ареста Рамазана Есергепова, а это одна треть срока, назначенного ему в наказание за публикацию статьи. В соответствии со статьей 70 ч. 3 п. «а» УК с этого момента можно применить по отношению к нему условно-досрочное освобождение. Это подтвердил и заместитель Генерального прокурора А.Секишев в своем письме (№12/589-09) от 30.12.2009 в ответ на обращение cупруги журналиста.

 

Администрация колонии общего режима (УЖД 158/2, г. Тараз), где отбывает срок Есергепов, 12 января 2010 года приняла решение подать документы на условно-досрочное освобождение, т.к. никаких нарушений режима отбывания срока у Рамазана не было. Однако 23 января ему представили протокол заседания комиссии от 12 января 2010 г., где было указано: в УДО отказать ввиду того, что осужденный мало изучен. Эти действия администрации колонии можно объяснить лишь давлением «сверху». Рамазан находится в этой системе уже больше года, этого вполне достаточно, чтобы составить о нем мнение. Он просидел в Следственном изоляторе, а это жесткие условия тюрьмы, 11 месяцев. Все это время в камеру, где он находился, периодически подсаживали больных с открытой формой туберкулеза. Эти тяжелые (для человека с тремя микроинфарктами, страдающего сахарным диабетом, ишемической болезнью сердца) условия он перенес достойно, заслужил уважение со стороны сотрудников учреждения и заключенных. Помогал и помогает в правовых вопросах всем нуждающимся.

 

О давлении на администрацию колонии говорит и тот факт, что 26 января срочно была созвана еще одна комиссия, которая отказала Есергепову и в переводе в колонию-поселение, хотя сам Рамазан не подавал заявление на перевод. По казахстанскому законодательству осужденные за преступления небольшой и средней тяжести могут быть переведены из колонии общего режима в колонию-поселение по истечении одной четверти срока. Но кому-то, видимо, не понравилась перспектива облегчения участи журналиста.

 

В данное время главный редактор республиканской газеты находится в местах лишения свободы без адвокатской помощи, не имея на руках ни обвинительного заключения, ни приговора, ни одного постановления суда. В отсутствие защитников только он сам может подать жалобу в Надзорную коллегию Верховного суда, отправив ее через администрацию колонии, но у него отняли и эту последнюю  возможность защищаться, заблокировав доступ к высшим инстанциям. Как выяснилось, надзорная жалоба осужденного журналиста, отправленная в Верховный суд почти месяц назад, до адресата не дошла. Не поступили и многочисленные жалобы и заявления в Генеральную прокуратуру и Совет безопасности РК.

 

Грубейшие нарушения конституционных прав человека, международного и казахстанского законодательства, допущенные в деле Рамазана Есергепова, свидетельствуют о том, что власти Казахстана игнорируют демократические стандарты, мнение международного сообщества, принципы ОБСЕ. Приговор главному редактору республиканской газеты – это приговор свободе слова в Казахстане. Мы требуем освобождения Рамазана Есергепова и проведения объективного судебного разбирательства в Верховном суде РК с участием всех сторон.

                                                                                  

Общественный фонд «Журналисты в беде»

Штаб по защите Рамазана Есергепова

 

15 февраля 2010 года

 


Добавить комментарий

Смотрите также