Резолюция о ситуации с правами человека в Казахстане

15.03.2019

с просьбой о включении в повестку дня для обсуждения случаев нарушения прав человека, демократии и верховенства закона

в соответствии с правилом 135 Правил процедуры

о ситуации с правами человека в Казахстане (2019/2610 (RSP))

Барбара Лохбихлер, Хайди Хаутала
от имени группы Verts / ALE

B8-0204 / 2019

Резолюция Европейского Парламента о ситуации с правами человека в Казахстане

(2019/2610 (РСП))

Европейский парламент,

Принимая во внимание свою резолюцию от 12 декабря 2017 года по проекту решения Совета о заключении от имени ЕС Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и его государствами-членами с одной стороны и Республикой Казахстан с другой стороны, и свою резолюцию от 10 марта 2016 года о свободе выражения мнений в Казахстане,

 принимая во внимание законодательную резолюцию Европейского парламента от 12 декабря 2017 года о проекте решения Совета о заключении от имени ЕС Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и его государствами-членами с одной стороны и Республикой Казахстан с другой стороны,

 принимая во внимание Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA), подписанное в Астане 21 декабря 2015 года,

 принимая во внимание свои резолюции от 15 декабря 2011 года о состоянии реализации Стратегии ЕС для Центральной Азии и от 13 апреля 2016 года о реализации и пересмотре Стратегии ЕС-Центральная Азия,

 принимая во внимание выводы Совета от 22 июня 2015 года и 19 июня 2017 года о Стратегии ЕС для Центральной Азии,

 принимая во внимание ежегодные диалоги ЕС-Казахстан по правам человека,

 учитывая правила 135 (5) своих Правил процедуры,

в то время как 21 декабря 2015 года после нескольких лет переговоров Европейский Союз и Казахстан подписали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СПС), направленное на обеспечение широкой основы для усиленного политического диалога, сотрудничества в сфере внутренних дел и правосудия и во многих других областях; поскольку в этом соглашении делается сильный акцент на демократии и верховенстве права, правах человека и основных свободах и устойчивом развитии, а также на сотрудничестве гражданского общества, включая вовлечение гражданского общества в разработку государственной политики,

в то время как в последние несколько лет было отмечено тревожное ухудшение общей ситуации в области прав человека в Казахстане, включая жесткие ограничениями прав на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций; поскольку Казахстан принял репрессивный Уголовный кодекс вопреки рекомендациям ООН, ОБСЕ и ЕС; тогда как недавно принятый Уголовный кодекс содержит неопределенно сформулированные обвинения, такие как «клевета», «возбуждение социальной розни», «распространение заведомо ложной информации», «вмешательство членов ассоциаций гражданского общества в деятельность государственных органов», «нарушение порядка организации митингов», «поощрение несанкционированных собраний» и «провоцирование к продолжению участия в забастовкех»,

поскольку произвольное использование статьи 174 Уголовного кодекса («возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни») серьезно подрывает свободу выражения мнений, свободу собраний и свободу религиозных убеждений в стране,

в то время как постоянный государственный надзор и ограничения на свободу информации и выражение мнений, налагаемые властями, продолжают вызывать обеспокоенность; в то время как 25 октября 2018 года правительство приняло постановление, которое обязывает четыре правительственных учреждения (Генеральный прокурор, Министерство внутренних дел, Комитет национальной безопасности (КНБ) и Министерство обороны) блокировать интернет и сети связи в Казахстане в ситуация «чрезвычайного положения, связанного с социальными, природными или техногенными катастрофами».

в то время как свобода выражения мнений в Казахстане продолжает становиться все более ограниченной, в том числе путем введения нового противоречивого законодательства о СМИ, которое значительно ограничивает возможности журналистов свободно работать; тогда как было принято новое положение, которое делает процедуру получения информации от государственных органов по вопросам, представляющим общественный интерес, более сложной и трудоемкой, а также другое положение, которое требует, чтобы журналисты получали согласие на публикацию информации, которая, как считается, содержит частную, семейную или иную секретную информацию – размытые термины, которые могут быть используемы для широкого толкования, чтобы воспрепятствовать журналистским расследованиям по вопросам, связанным с коррупцией.

несмотря на то, что Конституция Казахстана защищает право на свободу объединений, в стране по-прежнему в значительной степени это право ограничено, поскольку Закон об общественных объединениях продолжает требовать, чтобы все общественные объединения регистрировались в Министерстве юстиции; тогда как в декабре 2015 года принятые поправки к закону налагали обременительные обязательства по отчетности и государственному регулирование финансирования через назначенный правительством орган, тогда как люди, занимающиеся незарегистрированной деятельностью могут столкнуться с административными и уголовно-правовыми санкциями.

в то время как в 2018 году были зарегистрированы многочисленные угрозы свободе объединений, при этом многие подвергались преследованиям, задержаниям или судам в связи с их правом на законную и свободную работу, в частности, в связи с сохраняющейся тенденцией закрытия независимых профсоюзов и преследование их лидеров; в то время как, например, в сентябре 2018 года были возбуждены уголовные дела за «финансовые нарушения» против профсоюзного лидера Ерлана Балтабая из Шымкента, а в октябре 2018 года сотрудники правоохранительных органов обыскали его дом, хотя ему не сообщили о том, какой закон он якобы нарушил,

в то время как в 2016 году правоохранительные органы задержали более 1000 мирных демонстрантов, протестовавших против внесения изменений в Земельный кодекс, и более 30 из них были подвергнуты административному аресту; тогда как среди задержанных было 55 журналистов; в то время как гражданский активист Макс Бокаев по-прежнему содержится в тюрьме за участие в этих мирных митингах, что противоречит мнению № 16/2017 Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям, которое требовало его немедленного освобождения,

в то время как правительство Казахстана сотрудничало с трехсторонней миссией Международной организации труда (МОТ) высокого уровня и взяло на себя обязательство реализовать «дорожную карту» для решения вопросов МОТ, но не предприняло значимых шагов для реализации положений дорожной карты, таких как внесение поправок в Закон о профсоюзах, а также не выполнило предыдущие рекомендации Комитета МОТ по применению стандартов для пересмотра Закона о профсоюзах и Трудового кодекса и принятия всех необходимых мер для обеспечения Конфедерации независимых профсоюзов Республики Казахстана (КНПРК) и его филиалов реализации своих профсоюзных прав,

в то время как профсоюзные активисты Нурбек Кушакбаев и Амин Елеусинов были освобождены условно-досрочно в мае 2018 года, но им по-прежнему запрещено заниматься профсоюзной деятельностью; в то время как профсоюзный лидер Лариса Харькова сталкивается с аналогичными ограничениями, а также с продолжающимся судебным преследованием, а Ерлан Балтабай, другой профсоюзный активист из Шымкента, подвергается судебному преследованию по сомнительным обвинениям,

тогда как общество и правозащитники продолжают сталкиваться с репрессиями и ограничениями в своей деятельности, в том числе правозащитница Елена Семенова, находившаяся под следствием за «распространение заведомо ложной информации», и шымкентская активистка Ардак Ашим, обвиняемая в «возбуждении розни» за ее критические посты в социальных сетях и помещенная на принудительное психиатрическое лечение,

в то время как решение суда запретило незарегистрированное оппозиционное движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) под предлогом его «экстремистской» направленности; в то время как его предполагаемые или фактические сторонники сталкиваются с растущим преследованием, включая заключение в тюрьму нескольких человек, которые выразили поддержку ДВК в социальных сетях,

в то время как независимые журналисты продолжают подвергаться преследованиям, произвольным задержаниям и произвольным уголовным преследованиям, а журналист Асет Матаев остается под стражей после того, как суд отказал ему в условно-досрочном освобождении, несмотря на то, что он получил на это право после отбывания одной трети своего шестилетнего тюремного заключения,

тогда как власти Казахстана обычно отказывают в разрешении на мирные протесты, а полиция разгоняет даже несанкционированные акции, состоящие из одного человека, и произвольно задерживает организаторов и участников, как в случае демонстраций, проведенных 27 февраля критиками правящей партии “Нур Отан”, что демонстрирует пренебрежение международными нормами в отношении права на мирные собрания,

в то время как безнаказанность за пытки и жестокое обращение с заключенными и подозреваемыми остаются нормой, несмотря на приверженность правительства нулевой терпимости к пыткам, а власти так и не смогли достоверно расследовать заявления о пытках после силового подавления продолжительной забастовки нефтяников в Жанаозене в 2011 году,

тогда как прокуратура Алматы не нашла никаких доказательств достоверным утверждениям о применении пыток в отношении бизнесмена Искандера Еримбетова, приговоренного к семи годам лишения свободы по обвинению в крупном мошенничестве в октябре 2018 года, а Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям в 2018 году пришла к выводу, что его арест и содержание под стражей носит произвольный характер, потребовала его освобождения и выразила обеспокоенность по поводу утверждений о применении пыток во время его предварительного заключения;

в то время как Казахстан неправомерно прибегает к международным механизмам правовой помощи, системе уведомлений Интерпола и запросам о незаконной выдаче для преследования противников за рубежом; тогда как по запросу подкомитета Европейского парламента по правам человека был подготовлен отчет «Неправильное использование красных уведомлений Интерпола и их влияние на права человека», в котором упоминается несколько примеров злоупотреблений Интерпола со стороны Казахстана, в частности, дела Жанары Ахметовой, Татьяны Параскевич, Виктора и Ильяса Храпуновых; тогда как Казахстану был незаконно выдан из Кыргызстана блогер Муратбек Тунгишбаева и некоторое время ему отказывали в медицинской помощи в местах содержания под стражей;

ЕП настоятельно призывает Казахстан соблюдать свои международные обязательства и уважать права человека и основные свободы; призывает власти Казахстана положить конец нарушениям прав человека и любым формам политических репрессий в соответствии с принципами и статьями 1, 4, 5 и 235, упомянутыми в EPCA;

Призывает казахстанские власти немедленно освободить политзаключенных Мухтара Джакишева, Макса Бокаева и Искандера Еримбетова в полном исполнении сообщений Комитета ООН по правам человека и Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям;

Подчеркивает, что более глубокие политические и экономические отношения с ЕС, как те, которые предусмотрены Соглашением о расширенном партнерстве и сотрудничестве, должны основываться на общих ценностях и соответствовать активному и конкретному участию Казахстана в политических и демократических реформах, вытекающих из его международных обязательств;

Настоятельно призывает правительство Казахстана внести поправки в статью 174 Уголовного кодекса о «возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» для предотвращения произвольных судебных преследований, нарушающих нормы в области прав человека, в статью 274 Уголовного кодекса, которая полностью запрещает «распространение заведомо ложной информации» и освободить активистов, журналистов и других критиков, которые в настоящее время содержатся под стражей по этим обвинениям;

Приветствует снятие запрета на выезд из Казахстана правозащитникам Елене Семеновой и Майгуль Садыковой и призывает к дальнейшему отказу от практики запрещения активистам посещать встречи по правам человека в ЕС;

Приветствует освобождение политических заключенных Владимира Козлова, Гюзяль Байдалинову, Талгата Аянова, Ержана Оразалинова, Сейтказы Матаева, Саната Досова, Едиге Батырова, Зинаиды Мухортовой, Саята Ибраева и нефтяников Жанаозена, а также профсоюзных активистов Амина Елеусинова и Нурбека Кушакбаева;

Осуждает практику принудительного психиатрического лечения; приветствует освобождение Ардак Ашим и Наталью Уласик из психиатрических клиник и призывает прекратить принудительное амбулаторное психиатрическое лечение, применяемое в отношении Ардак Ашим;

Выражает свою обеспокоенность тенденцией к политическим мотивам уголовного судопроизводства и количеством политзаключенных в Казахстане; обращает внимание на неуважение и нарушение прав заключенных в местах содержания под стражей в Казахстане;

Настоятельно призывает правительство Казахстана прекратить репрессии против независимых профсоюзов и снять ограничения на их деятельность, прекратить политически мотивированные уголовные преследования лидеров профсоюзов, отменить приговоры Ларисе Харьковской, Нурбеку Кушакбаеву и Амину Елеусинову и разрешить им возобновить их профсоюзную деятельность без вмешательства или преследования, а также решить вопросы в отношении уголовного расследования Ерлана Балтабая и пересмотреть Закона о профсоюзах 2014 года и Трудовой кодекс 2015 года с тем, чтобы привести их в соответствие со стандартами Международной организации труда (МОТ);

Осуждает практику пыток и жестокого обращения в местах лишения свободы и предварительного заключения и настоятельно призывает казахстанские власти тщательно расследовать случаи пыток; настоятельно призывает правоохранительные органы Казахстана прекратить практику получения принудительных признаний с помощью пыток и жестокого обращения;

Призывает власти Казахстана положить конец любым формам преследования, запугивания, давления и инициирования политически мотивированных разбирательств в отношении представителей гражданского общества, журналистов и блогеров;

Настоятельно призывает Казахстан обеспечить право на свободу выражения мнений и свободу собраний, выражает свою глубокую обеспокоенность по поводу воспрепятствования деятельности НПО и оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана»; настоятельно призывает власти Казахстана внести изменения в законодательство, касающееся СМИ, общественных объединений и политических партий в соответствии с международными стандартами свободы выражения мнений и свободы собраний;

Настоятельно призывает Европейскую службу внешних связей активно участвовать в миссиях по наблюдению за судебными процессами в сотрудничестве с ОБСЕ в целях мониторинга политически мотивированных судебных процессов и преследований по политическим мотивам и обеспечения равного предоставления права на справедливое судебное разбирательство;

Настоятельно призывает правительство Казахстана выполнить рекомендации Специального докладчика ООН по правам на свободу мирных собраний и объединений, пересмотреть Закон об общественных объединениях и условия доступа к финансированию НПО;

Призывает казахстанские власти провести полный пересмотр своего Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в сотрудничестве с группами по защите прав женщин и отменить или изменить все положения, касающиеся дискриминации по признаку пола;

Поручает своему президенту направить эту резолюцию в Совет, Комиссию, вице-президенту Комиссии / Верховному представителю Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, Специальному представителю ЕС по Центральной Азии, правительствам и парламентам государств-членов. и правительству и парламенту Казахстана.

ИСТОЧНИК:
http://www.europarl.europa.eu/doceo/document/B-8-2019-0204_EN.html?redirect 


Добавить комментарий