Всемирный доклад 2024. Казахстан

12.01.2024

Никаких значимых мер не было принято властями Казахстана в 2023 г. для устранения устойчивых нарушений прав человека и обеспечения ответственности за прошлые нарушения. По прошествии двух лет после массовых антиправительственных протестов в январе 2022 г. лишь немногие должностные лица были привлечены к ответственности за применение избыточной силы против протестующих, произвольные аресты и лишение свободы, пытки и недозволенное обращение с задержанными.

В начале года увеличилось число насильственных нападений на журналистов на фоне стабильной практики со стороны властей применять избыточно широкие уголовные обвинения против критиков власти и активистов. Законодательство и правоприменительная практика сохраняют жесткие ограничения прав на мирный протест, свободу слова и свободу религии. Новое законодательство, усиливающее защиту женщин, так и не обеспечило криминализации домашнего насилия как отдельного состава преступления.

В феврале 2023 г. Казахстан подписал Третий факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка.

Парламентские выборы

Парламентские выборы 19 марта не в полной мере соответствовали демократическим стандартам. Миссия по наблюдению за выборами Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) отметила, что Казахстан принял поправки в законодательство, способствующие большей состязательности, однако «наблюдались значительные процедурные нарушения». Оппозиционные объединения по-прежнему сталкивались с серьезными препятствиями в регистрации.

Ответственность и правосудие

Расследование властями январских событий 2022 г. носило односторонний характер: по данным Генеральной прокуратуры, на фоне осуждения более 1 200 участников протестов и других лиц лишь несколько десятков сотрудников правоохранительных органов были «привлечены к уголовной ответственности». В Таразе, Кызылорде и Шымкенте расследования по фактам гибели десятков людей в этих городах были прекращены за отсутствием в действиях правоохранителей состава преступления. Как минимум 15 человек подверглись уголовному преследованию посмертно в нарушение права на справедливое судебное разбирательство.

Пытки и недозволенное обращение

Проблема привлечения к ответственности за пытки и недозволенное обращение остается очень серьезной. В январе 2023 г. правозащитные группы задокументировали случаи пыток и недозволенного обращения, которым подвергались задержанные после январских событий 2022 года: избиения, ожоги, электрошок и сексуальное насилие, включая изнасилование и угрозы изнасилованием в отношении задержанных обоего пола. Правозащитниками было зафиксировано 13 случаев пыток и недозволенного обращения в отношении несовершеннолетних. На момент подготовки этого обзора по следам январских событий по меньшей мере 23 сотрудника полиции были осуждены за пытки, однако десятки расследований по фактам пыток были прекращены на том основании, что заявления «не подтвердились».

В сентябре появилось видео, где сотрудники колонии избивают активиста Тимура Данебаева, приговоренного в июне к трем годам лишения свободы по избыточно широкому уголовному обвинению в «разжигании национальной розни».

В своих опубликованных в июне Заключительных замечаниях Комитет ООН против пыток выразил обеспокоенность «многочисленными, регулярно поступающими сообщениями» о пытках в Казахстане и настоятельно призвал правительство обеспечить ответственность по «всем актам пыток и жестокого обращения, в том числе случаям чрезмерного применения силы».

Оппозиция и критики власти

10 апреля суд в Алматы признал лидера незарегистрированной Демократической партии Казахстана Жанболата Мамая виновным в организации массовых беспорядков, оскорблении сотрудников правоохранительных органов и распространении заведомо ложной информации, приговорив его к шести годам лишения свободы условно. В июне апелляционная инстанция оставила приговор без изменения.

11 июля суд в Алматы приговорил активистку и журналистку Айгерим Тлеужанову, которую судили вместе с четырьмя другими людьми, к четырем годам лишения свободы по делу о попытке захвата алматинского аэропорта во время январских событий 2022 года. По тому же делу проходили еще четверо обвиняемых. Тлеужанова признала, что находилась в аэропорту, но отрицала какие-либо противоправные действия со своей стороны.

Власти по-прежнему возбуждали уголовные дела против мирных оппозиционных активистов, обвиняя их по статье 405 Уголовного кодекса в участии в запрещенных «экстремистских» организациях. В мае полиция арестовала по этой статье и по статье о финансировании «экстремистской» деятельности Марата Жыланбаева – лидера незарегистрированной оппозиционной партии «Алга, Казахстан!». Это произошло сразу после того, как он отбыл 20 суток административного ареста за организацию несанкционированного протеста в Астане.

Свобода собраний

Право на мирные собрания по-прежнему жестко ограничивается и контролируется полицией. Граждане, которые пытаются реализовать свое право на мирный протест, подвергаются задержанию, штрафам или короткому административному аресту. Родственников тех, кто был убит во время январских событий, полиция задержала 1 августа во время протеста у здания городской администрации Шымкента. Местный суд назначил одному пикетчику 5 суток, еще одному – 10 суток административного ареста. В Алматы также арестовывают этнических казахов, которые периодически проводят акции протеста против нарушений прав уйгуров в китайском Синьцзяне.

Свобода выражения мнений

В начале 2023 г. отмечался заметный рост числа случаев притеснений, угроз и нападений на журналистов. В январе – феврале имели место акты вандализма в редакциях СМИ, а также поджоги машин и квартир журналистов. 20 января посольства Евросоюза, США и Великобритании в Астане выразили в связи с этим обеспокоенность и призвали обеспечить ответственность по каждому случаю. Власти начали расследование.

Cуд в Туркестанской области 3 июля назначил журналисту Амангельды Батырбекову 20 суток административного ареста по статье о клевете за Facebook-пост об одном из депутатов парламента. 3 февраля суд в Астане на закрытом процессе приговорил блогера Махамбета Абжана к девяти годам лишения свободы по делу о «распространении заведомо ложной информации» и «вымогательстве».

11 августа в Жетысуской области журналистка Сандугаш Дуйсенова была задержана полицией по делу о нарушении неприкосновенности частной жизни. После задержания ее заставили полностью раздеться и записали это на видео. Позднее уголовное дело в отношении Дуйсеновой было прекращено. 18 августа журналистка КазТАГ Диана Сапаркызы подверглась нападению пятерых неизвестных, когда готовила сюжет о жертвах на шахте в Карагандинской области.

В конце июля в Казахстане было принято новое законодательство о СМИ, которое вводит ответственность за «размещение, распространение ложной информации» — избыточно широкая норма, создающая риски для свободы слова.

Трудовые права

Власти продолжают препятствовать попыткам работников создать и зарегистрировать независимые профсоюзы. В январе – апреле 2023 г. на западе Казахстана происходили трудовые конфликты: нефтяники требовали рабочих мест, увеличения оплаты и улучшения условий труда.  11 августа Отраслевой профсоюз работников топливно-энергетического комплекса зарегистрировал в Алматы свой филиал, что стало шагом вперед после того, как ему удалось перерегистрироваться после судебного приостановления деятельности в 2021 году.

Власти по-прежнему игнорировали призыв Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям от мая 2021 г. немедленно освободить осужденного активиста Ержана Елшибаева.

Насилие в отношении женщин и девочек

В апреле 2023 г. в Казахстане были усилены правовые гарантии защиты женщин, в том числе была ликвидирована возможность повторного примирения сторон в делах о семейно-бытовом насилии (ранее этим пользовались агрессоры), полиция получила право возбуждать административные дела без заявления потерпевших, срок административного ареста за нарушение защитного предписания был увеличен до 10 суток. Но Казахстан до сих пор не ввел отдельную уголовную ответственность за домашнее насилие – широко распространенное явление, которое носит во многом латентный характер. В Алматы городские власти продолжали препятствовать активистам в проведении женского марша 8 марта, в Международный женский день.

Права людей с инвалидностью

Обязательное медицинское освидетельствование и другие барьеры по-прежнему затрудняют детям доступ к инклюзивному образованию. В сегрегированных спецшколах и интернатах дети с инвалидностью страдают от изоляции, насилия, отсутствия заботы, механической фиксации и избыточной медикаментозной терапии. В августе в СМИ сообщалось, что 14 детей из государственного интерната в Караганде были госпитализированы с отравлением, один ребенок умер. Полиция начала расследование.

В июне Комитет против пыток выразил обеспокоенность в связи с тем, как обращаются с людьми с инвалидностью, и законодательством, «допускающим принудительную госпитализацию лиц с инвалидностью, в том числе детей, для наблюдения или для лечения».

Сексуальная ориентация и гендерная идентичность

В законодательстве Казахстана отсутствуют гарантии защиты от дискриминации по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В июне Комитет против пыток призвал правительство «отменить требование об обязательной хирургической смене пола», что является частью инвазивной и унизительной процедуры юридической смены пола в Казахстане.

Свобода религии

Религиозные группы сталкиваются с требованиями обязательной регистрации и жесткими ограничениями на распространение и продажу религиозной литературы. По данным профильных международных мониторинговых организаций, в январе – июне 2023 г. 10 человек и групп были привлечены к ответственности за «организацию и использование мест для молитвы без разрешения государства», как минимум 9 мусульман отбывали тюремные сроки за посты в соцсетях об исламе.

Бедность и неравенство

В Казахстане растет бедность, маргинализованные группы населения далеко не в полной мере могут пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами. Правительство декларирует курс на обеспечение социальной защиты, однако жесткие критерии назначения социальных выплат и высокий порог нуждаемости для потенциальных получателей адресной социальной помощи – главной программы социальной поддержки в Казахстане – отсекают множество нуждающихся. Малообеспеченные семьи также сталкиваются со стигмой и дискриминацией, когда пытаются оформить такие пособия.

Беженцы и лица, ищущие убежища

После 12-месячного содержания под стражей пятерых каракалпакских активистов по запросу Узбекистана об их экстрадиции власти Казахстана освободили их в разное время в период сентября – ноября 2023 года. В предоставлении статуса беженца им было отказано.

Ключевые международные акторы

В 2023 г. Казахстан посетили несколько высокопоставленных должностных лиц Евросоюза и США, в том числе госсекретарь США Энтони Блинкен (конец февраля), министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли (март), президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (июнь). В июне председатель Совета ЕС Шарль Мишель встретился с президентом Касым-Жомартом Токаевым на полях второй европейской встречи высокого уровня с президентами центральноазиатских государств в Кыргызстане.

В ходе диалога по правам человека ЕС-Казахстан и в рамках заседания Подкомитета по юстиции и внутренним делам в Брюсселе в марте, а также на заседании Комитета сотрудничества в Астане в мае европейская сторона вновь призывала к независимому расследованию январских событий 2022 года.

По итогам своего мартовского визита в Казахстан верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк призвал провести «ретроспективный» анализ январских событий 2022 г. и обеспечить всем пострадавшим «правосудие, возмещение ущерба и правду». Он также призвал власти криминализовать в отдельный состав преступления домашнее насилие и принять меры для «защиты журналистов» и «свободы выражения мнений».

В рамках первого саммита США – Центральная Азия на полях Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча президента Токаева с президентом США Джо Байденом, в ходе беседы вопросам прав человека большого значения не уделялось.

ИСТОЧНИК:

Сайт Human Rights Watch

https://www.hrw.org/ru/world-report/2024/country-chapters/kazakhstan