• Главная
  • >
  • Отложенная месть достанет и на зоне

Отложенная месть достанет и на зоне

15.03.2024

Третий год и третий месяц Казахстан живёт в послекантаровской реальности, но событийные новости по кантаровским делам приходят одна за другой. В один и тот же день 14 марта были преданы гласности две новости о положении в местах лишения свободы двух гражданских активистов из Астаны и Алматы, осуждённых в 2023 году в связи с январскими событиями 2022 года.

В обоих случаях речь шла о физическом насилии над политзэком со стороны других осужденных, наверняка сотрудничающих с администрацией колонии или тюрьмы, в обоих тюремно-лагерное начальство оборачивает внутрикамерный конфликт против его жертвы возбуждая против неё новое уголовное дело с перспективой нового срока или угрожая отказом в условно-досрочном освобождении. Расскажем подробнее о каждом из этих кейсов.

14 марта родственники осуждённого гражданского активиста и блогера Тимура Данебаева сообщили о том, что в СИЗО Астаны, где он содержится после появления в соцсетях видеозаписи избиения его сотрудниками колонии в Атбасаре, на него было совершено нападение одним из сокамерников. Ранее этот человек не раз нападал на других сокамерников, но надзиратели на это никак не реагировали. Теперь же всё оказалось по-другому: сотрудники надзора сходу зафиксировали этот инцидент, но представили его в таком свете, что зачинщиком конфликта был Даненбаев. При оценке такого поворота кажется довольно очевидной связь между наступлением 2 марта срока, после которого может быть подано заявление о выходе на УДО, в котором будет отказано автоматически, если в личном деле осужденного появится запись «склонен к конфликтам с сокамерниками».

Также 14 марта адвокат и общественные защитники гражданской активистки Айгерим Тлеужановой, отбывающей наказание в женской колонии поселка Жаугашты близ города Конаева, провели в пресс-центре Бюро по правам человека пресс-конференцию, на которой рассказали о возбуждении против неё нового уголовного дела по заявлению некоей солагерницы, которой Айгерим будто бы сломала палец в ходе словесного конфликта, перешедшего в драку. Адвокат осуждённой политзаключённой Анара Айдарханова высказала предположение о том, что возбуждение против её подзащитной нового уголовного дела может негативно повлиять на предстоящее рассмотрение кассационного ходатайства на тот приговор, по которому Тлеужанова уже отбывает четырёхлетний срок.

Двое других участников пресс-конференции, а именно гражданский активист Альнур Ильяшев и председатель Фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш Батталова, в прошлом сенатор казахстанского парламента, потребовали от сотрудников уголовно-исполнительной системы прекратить внутрилагерное преследование Айгерим Тлеужановой, а также призвали к справедливому пересмотру вынесенного ей приговора и освобождению ей из заключения.

Далее нам хотелось бы напомнить читателю о том, как и за что были осуждены Айгерим Тлеужанова в Алматы и Тимур Даненбаев в Астане. На случай же, если авторы прежних публикаций не акцентировали внимание на одном из аспектов этих дел, сделаем этот акцент заранее и назовём его отложенной местью за Кантар, поскольку не только приговоры обоим фигурантам этих дел были вынесены не в 2022 году, который начался с январских событий, а только в 2023-м, причём исходные уголовные дела возбуждались с таким же непонятным интервалом.

Те, кто пережил Кантар, наверняка помнят сделанное в те один из тех горячих дней весьма странное заявление президента РК Касым-Жомарта Токаева о нападении на Алматы двадцати тысяч иностранных террористов, никогда более не повторённое ни главой государства, ни кем-либо из его подчинённых и ничем не подтверждённое ни тогда, ни после. Однако именно это заявление и особенно наличие в нём прилагательного «иностранных» только и дало хоть какое-то основание для приглашения в страну контингента войск ОДКБ, большей частью российских, поскольку, устав этой межстрановой организации допускает такие интервенции только в случае нападения на какую-либо из стран-членов извне, и никак не в случае внутренних конфликтов. Точно также вошло в историю молниеносное прибытие в Казахстан и столь же молниеносное убытие из Казахстана этого самого контингента. С этими двумя историческими фактами прямо связаны истории Данебаева и Тлеужановой.

Ни тот, ни другая не были задержаны непосредственно в дни Кантара. О том, выходил ли Тимур Даненбаев в те дни на улицу, мы вообще ничего знаем, про Айгерим Тлеужанову известно, что она, услышав о приглашении контингента ОДКБ и опасаясь возможной оккупации Казахстана путинскими войсками (как мы знаем, это опасение впоследствии не подтвердилось, но в свете дальнейших событий вокруг Украины оно не кажется совсем уж бессодержательным), поехала в Международный аэропорт Алматы и обратилась к его администрации с призывом не принимать самолёты с иностранными военными, если такие начнут туда прибывать.

Сразу после своего посещения Айгерим покинула здание аэропорта, стопроцентно не имея какого-либо отношения к позднейшему нападению на это здание некоей агрессивной толпы, вообще не предъявлявшей каких-либо требований к властям, а тупо грабившей аэропортовские бутики при полном отсутствии охраны или полиции. Ни в первые дни после этого, ни в течение более чем года после никто не предъявлял Айгерим Тлеужановой каких-либо обвинений в разгроме аэропорта, а уже в марте 2023 она выдвигала свою кандидатуру на парламентских выборах, где её сначала зарегистрировали, потом сняли с регистрации, но без какой-либо привязки к Кантару. И лишь осенью 2023 года такое обвинение вдруг откуда-то возникает, начинается судебный процесс, по итогам которого Айгерим Тлеужанова получает реальный срок – три года лишения свободы за «организацию массовых беспорядков».

Что же касается Тимура Даненбаева, то он получил известность в феврале 2022 года, когда подал заявление в полицию Астаны с требованием привлечь президента Касым-Жомарта Токаева к ответственности за распространение ложной информации во время Январских событий, имея в виду то самое заявление о двадцати тысячах террористов. Это заявление Данебаева не имело никаких последствий не только для Токаева, но поначалу и для самого Данебаева. После начала войны в Украине он проводил в соцсетях эфиры, в которых критиковал российское вторжение в Украину, а также ввод войск ОДКБ в Казахстан в дни Кантара.

Арестовали же Данебаева уже в декабре 2022 года, вменив ему в вину его публикации периода с 10 октября по 12 октября по 12 ноября 2022 года. В августе 2023 года активиста и блогера осудили за «разжигание национальной розни и оскорблении национальной чести и достоинства» (какого именно народа или каких именно народов, осталось не вполне ясным) на три года лишения свободы, а уже в сентябре стало известно о пытках его в колонии, после чего его перевели в СИЗО Астаны, где он сейчас и пребывает.

О том, что происходило с Тимуром Даненбаевым в столичном изоляторе, а с Айгерим Тлеужановой в женской колонии близ Конаева уже в первую декаду марта этого года и о чём было заявлено на пресс-конференции 14 марта, мы уже рассказали в начале этой статьи.