Уполномоченному по правам человека в
Республики Казахстан
г-же Э.А.Азимовой
Уважаемая Эльвира Абилхасимовна,
Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) выражает свою крайнюю тревогу касательно массового произвола в отношении граждан, намеривавших принять участия в митингах, запланированных на 1 марта по некоторым городам Казахстана.
Задержания участников возможных митингов 1 марта проходили по полученной информации в городах Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Актобе, Уральск, Атырау, Семей, Актау. Граждане, в основном, были задержаны при их попытке пройти к зданиям городских акиматов и площадям, участки улиц вокруг которых были оцеплены полицией. Многие активисты сообщали о задержаниях на выходе из своих домов и наблюдении за их квартирами. Сами задержания происходили как до, так и во время намечаемых митингов, хотя самого факта проведения митингов не было ни в одном городе.
По результатам мониторинга юристов КМБПЧ и региональных филиалов предположительно по г.Алматы было задержано около – 79 человек, в г.Нур-Султан – 31 человек, г.Актобе – 12 человек, г.Семей – 3 человека, г.Атырау – 10 человек, г.Шымкент – 13 человек, г.Уральск – 4 человека, г.Актау – 3 человека. Данный мониторинг насчитывает более 155 случаев задержаний по Казахстану.
Массовые задержания граждан, не зависимо от того, намеривались они принимать участие на митинге или нет, происходили с нарушением всех норм закона и приличия. Создавалось впечатление вседозволенности сотрудников внутренних дел.
Применяемая сила со стороны сотрудников внутренних дел в день намечаемых митингов была явно несоразмерной, так как несостоявшиеся митинги носили мирный характер. Несмотря на то, что граждане намеревались участвовать на митингах без получения предварительного разрешения как, того требует действующее законодательство «О мирных собраниях», было понятно, что граждане действовали мирно, никаких насильственных действий и иных правонарушений со стороны граждан допущено не было, не говоря о недопустимости нарушения конституционных прав граждан на свободу собраний в соответствии со ст. 32 Конституции РК: «Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование…».
В СМИ Министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев официально объявил массовые задержания 1 марта «превентивными мерами». С его слов, «Несмотря на неоднократные предупреждения генеральной прокуратуры, вчера часть граждан пыталась организовать проведение митингов в тех местах, которые были анонсированы запрещенной экстремистской организацией в Казахстане. Поэтому были приняты меры по пресечению нарушений общественного порядка. (…) Вчера для пресечения нарушения общественного порядка полицией были приняты превентивные меры».
«После профилактики практически все отпущены. Четыре только человека были привлечены к административной ответственности. Из них один привлечен к штрафу, второй – к административному аресту. И то двое – за сопротивление сотрудникам полиции, а один – за организацию и проведение несанкционированных митингов. Больше трех часов никого не задерживали. Если кто-то задерживался более трех часов, пожалуйста, обращайтесь, рассмотрим в законном порядке».
В соответствии с законодательством РК, превентивные задержания запрещены. Нет ни прямой, ни косвенной нормы законодательства, позволяющей применять превентивные задержания. Применение превентивных задержаний никоим образом не может быть осуществлено в рамках существующего в настоящее время законодательства, регулирующего процедуру задержания.
Более того, в отличие от уголовного Кодекса РК, Кодекс об Административных правонарушениях не предусматривает ответственность за подготовку к административному правонарушению, то есть, в соответствии с КоАП РК, не предусмотрено отдельное наказание за подготовку к нарушению ст. 488 КоАП РК «Законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций».
Из речи Е.Тургумбаева следует вывод, будто задержание на 3 часа является правомерным, однако в силу норм действующего законодательства данное утверждение неправильное и незаконное:
В соответствии с п.29) ст.7 УПК РК принудительное доставление в органы дознания и следствия входит в понятие фактического задержания. Доставление как действие не может произойти без факта ограничения свободы лица, которое считается задержанным с момента ограничения свободы и дальнейшего доставления в место последующего содержания в специализированном помещении. Таким образом, в отношении задержанного лица может быть применена мера процессуального принуждения в виде доставления на срок не более трех часов в целях выяснения причастности лица к уголовному правонарушению. Срок доставления включается в общий срок задержания. По окончании срока доставления лицу немедленно выдается справка о доставлении, за исключением случаев его последующего процессуального задержания. (ст.129 УПК РК)
Должностное лицо органа дознания, дознаватель, следователь составляют протокол задержания. Подозреваемый подлежит освидетельствованию для установления общего состояния его здоровья и наличия телесных повреждений.Протокол подписывается должностным лицом его составившим, подозреваемым и защитником (при его участии). К протоколу прилагается заключение медицинского освидетельствования.
Таким образом, в рамках уголовного производства протокол задержания составляется в течении 3-х часов, то есть после доставления, но не позже 3-х часов с момента фактического задержания. Таким образом, нарушение данного порядка по данному законодательству является неправомерным.
В связи с вышеизложенным утверждения Е.Тургумбаева в СМИ немотивированны и несостоятельны, более того, при занимаемой его должности вызывают сомнения в его соответствующей квалификации.
Многочисленные факты и свидетельства задержаний и различных видов нарушения прав человека являются недопустимыми в государстве утверждающей себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
В связи с вышеизложенным просим провести тщательную проверку изложенных фактов и представленной информации и принять необходимые меры реагирования по данной ситуации.
Приложения:
- Копия отчетов адвокатов, нанятых в рамках проекта КМБПЧ «Свобода собраний в Казахстане»
- Таблица задержанных по Казахстану, результат мониторинга журналистов.
С уважением,
Евгений Жовтис,
директор Казахстанского международного бюро
по правам человека и соблюдению законности