Заявление казахстанских НПО
Ситуация, складывающаяся в местах заключения РК вызывает тревогу и озабоченность казахстанской и международной общественности. На фоне всего этого, крайнее недоумение вызывает позиция КУИС в отношении проекта ОБСЕ «Права женщин и право на здоровье в женских исправительных учреждениях», к реализации которого должен был приступить весной этого года ОФ «Аман-саулык» в партнерстве с рядом НПО.
Женщины-заключенные относятся к одной из уязвимых групп, у которой имеются особые нужды и потребности в соответствии с международными обязательствами такими как:
1. Резолюция ООН 58/183 от 22 декабря 2003 года.
2. Резолюция ООН 61/143 от 19 декабря 2006 года.
3. Резолюция ООН 63/241 от 24 декабря 2008.
4. Венская декларация о преступности и правосудию: ответы на вызовы XXI века.
5. Резолюция 55/59 Генеральной Ассамблеи ООН.
6. Резолюция 56/261 Генеральной Ассамблеи ООН.
7. Бангкокская декларация о взаимодействии и ответных мерах: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.
8. Киевская декларация «Охраназдоровьяженщинвместахлишениясвободы World Health Organization Regional Office for Europe and United Nations Office on Drugs and Crime, Women’s Health in Prison: Correcting Gender Inequity in Prison Health (Copenhagen, 2009).
9. Двенадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, который состоялся в Салвадоре, Бразилия, 12—19 апреля 2010 года: Салвадорская декларация о комплексных стратегиях для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире.
Государство должно уделять больше внимания вопросу о положении женщин и девочек в тюрьмах, в том числе вопросам, касающимся положения детей и женщин в тюрьмах, в целях выявления и учета гендерных аспектов и факторов, связанных с этой проблемой.
КУИС категорически отказывается дать разрешение представителям НПО допуск в 3 женские тюрьмы для проведения исследования. Статьей 3 Закона РК «О государственной службе» и ст. 3 Закона РК «Об административных процедурах» закреплен принцип приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства. Исходя из этого принципа, КУИС как государственный орган, отстаивающий интересы государства, не имеет права ставить эти интересы выше прав женщин на здоровье в исправительных учреждениях, с целью защиты которых должно проводится исследование нашей организацией. Однако ни в одном ответе нам не названы интересы государства, которые мы якобы могли ущемить своими исследованиями. Очевидно, что отказ в сотрудничестве с нами явился лишь результатом проявления бюрократизма и волокиты, которые прямо запрещены ст.3 Закона РК «Об административных процедурах».
Кстати, в прошлом, 2010г., проводя исследование ситуации с оказанием медицинской помощи в женских тюрьмах в рамках международного проекта, ОФ «Аман-саулык» добивался разрешения на проведение исследований в системе КУИС в течение 6 месяцев и получил разрешения попасть в тюрьмы только после вмешательства Генеральной прокуратуры. Проведенное нами тогда исследование выявило серьезные нарушения и неоказание заключенным женщинам медицинской помощи. Не это ли было истинной причиной упорного нежелания КУИС пускать общественность в тюрьмы?
Между тем, почти год назад — 17 августа 2010г. Президент Назарбаев подписал указ «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в РК», в котором предусмотрены и меры, прямо затрагивающие пенитенциарную систему страны. При этом глава государства дал правительству и государственным органам 1 месяц на разработку плана мероприятий по реформе правоохранительной системы.
Отдельным пунктом правительству было поручено установить различные формы сотрудничества правоохранительных органов с институтами гражданского общества.
Мировой опыт показывает, что именно сотрудничество с гражданским обществом является ключевым фактором для эффективного решения существующих проблем в пенитенциарной системе.
Локальные стычки, вспыхивающие в местах заключения с тревожащей частотой, происходят именно из-за того, что места заключения остаются закрытыми для контроля со стороны общества. Позиция, занятая КУИС, красноречиво свидетельствует о том, что руководство КУИС не понимает происходящего, не желает перемен и не поддерживает реформу пенитенциарной системы, о которой глава государства объявил еще год назад. Опыт реализации рядом казахстанских НПО международных проектов красноречиво свидетельствует о том, что главным препятствием реформирования системы является сам КУИС. Отказ КУИС в проведении казахстанскими НПО исследовательской работы в тюрьмах в рамках проекта ОБСЕ говорит только об одном — что в тюрьмах действительно что-то происходит и имеют место нарушения, которые КУИС таким образом пытается утаить от общественности.
С уважением,
Бахыт Туменова — Президент ОФ «Аман-саулык» г.Алматы
Евгения Козырева — Президент ОО «Феминисткая лига» г.Алматы
Гульнар Каракулова — Директор Женского ресурсного центра ЮКО
Асель Нургазиева — Председатель ОО «Заман» ЗКО
Зульфия Байсакова — Председатель правления ОЮЛ «Союза кризисных центров» г.Алматы
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, обращайтесь:
Гулак Оксана — специалист по связям с общественностью ОФ «Амансаулык»
amansaulyk@mail.ru, тел.: 2 66 75 84