Обращение к Правительству РК «О необходимости обеспечения должного уровня безопасности труда казахстанских рабочих»

28.01.2022

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (далее – КМБПЧ) выражает крайнюю обеспокоенность возникновением всё новых несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью на территории Республики Казахстан.

Ежедневно тысячи наших граждан выходят на работу, несущую потенциальную опасность для их жизни и здоровья. События последних лет показывают, что такая опасность все чаще переходит из потенциальной в реальную.

Так, по заявлению председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК Ербола Нургалиева, за последние 5 лет (2016-2020 годы) количество пострадавших на производстве уменьшилось на 10,7% (с 1683 до 1503 человека), в том числе количество погибших – на 16% (с 248 до 208 человек).

Несмотря на то, что уполномоченные государственные органы предпринимают определенные меры, направленные на снижение травматизма на рабочих местах, ситуация на предприятиях остается далека от идеальной.

Так, 7 ноября 2021 года в Карагандинской области на шахте «Абайская», входящей в АО «АрселорМиттал Темиртау», погибло шесть шахтеров. Правительственная комиссия по расследованию причин и ликвидации последствий аварии на шахте «Абайская» Угольного департамента АМТ, в состав которой вошли все заинтересованные государственные органы, возглавляемая министром по чрезвычайным ситуациям, пришла к выводу, что в данной трагедии 100% вины лежит на транснациональной компании.

Более того, по данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, в текущем году было проведено 32 проверки опасных производственных объектов АО «АрселорМиттал Темиртау» (по особому порядку – 9, внеплановых – 23). При этом было выявлено 2269 нарушений требований промышленной безопасности, наложено 24 административных штрафа на сумму 18 млн 822 тыс тенге, направлено 11 исков в суд о приостановке эксплуатации 34 опасных производственных объектов и технических устройств, которые в свою очередь могут привести к угрозе жизни и здоровью работников.

23 января 2022 года появилось очередное сообщение о гибели рабочего, вызванной падением башенного крана в г. Алматы. В результате 49-летний крановщик получил травму, несовместимую с жизнью, и скончался до приезда скорой. Предварительная версия о причинах гибели рабочего – неисправность конструкции крана.

Однако, как мы считаем, данные меры не носят системный характер и не предупреждают такого рода трагедий в будущем.

С 2019 года КМБПЧ оказывает содействие гражданам по делам, связанным с производственным травматизмом, вследствие чего мы регулярно обнаруживаем трагические закономерности в возникновении и расследовании несчастных случаев. Причины, вызывающие данные трагедии, связаны зачастую как с пробелами действующего законодательства, так и с проблемами его правоприменения.

Исходя из этого, мы считаем, что механизмы реализации государственной политики в сфере безопасности труда не приводят к желаемым результатам и нуждаются в кардинальном изменении.

В 1996 году Казахстан ратифицировал Конвенцию Международной организации труда (МОТ) №155, которая распространяется на все отрасли экономической деятельности и требует разработки национальной политики в области безопасности труда. В соответствии со ст. 9 Конвенции проведение в жизнь законодательства и правил по безопасности и гигиене труда и производственной среде обеспечивается надлежащей и соответствующей системой инспекции.

В 2006 году Казахстан ратифицировал 187 Конвенцию Международной организации труда, согласно которой, взял на себя обязательства содействовать постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве.

В этой связи мы предлагаем:

  1. Направить все возможные усилия на предупреждение несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью.
  2. Усилить роль контрольно-надзорных органов власти в сфере трудовых отношений и безопасности труда.
  3. Осуществление контрольно-надзорных функций должно применяться к субъекту, вне зависимости от его формы собственности, места регистрации или же категории предпринимательства, поскольку незамедлительное реагирование и ответственное отношение государственных органов станет залогом безопасности трудящихся.
  4. Проводить эффективное расследование и защищать интересы работников, не имеющих надлежащим образом оформленных трудовых отношений либо же имеющих «скрытые» формы трудовых отношений, без какой-либо дискриминации[1].
  5. Повсеместно, через независимые профсоюзные организации и коллективы трудящихся внедрять на предприятиях органы рабочего контроля в сфере безопасности труда, которые станут эффективным средством борьбы за безопасность на производстве. При этом важно включить право рабочих на полное или частичное приостановление работы на предприятиях, где имеются нарушения безопасности труда до их полного устранения. Такое приостановление работы должно толковаться не как забастовка, а как вынужденный простой, возникший по вине работодателя.
  6. Привести законодательство в соответствие с рекомендациями МОТ и международными обязательствами Казахстана.

[1] . В одном из известных нам случаев, орган государственной инспекции труда заявил, что неофициальное трудоустройство или сотрудничество по гражданско-правовому договору лишает работника каких-либо выплат при несчастном случае (https://www.nur.kz/incident/accident/1937943-rabotal-po-ustnoy-dogovorennosti-gibel-kazahstantsa-pri-prokladke-teplotrassy-ostalas-beznakazannoy/).


Смотрите также