Суды двух инстанций признали незаконность призыва на воинскую службу адепта «Свидетелей Иеговы». Однако власти намереваются в будущем заткнуть подобную брешь в законодательстве.
17 мая 2023 года в районный призывной пункт города Рудного вызвали Даниила Смаля, где его сразу же задержали и доставили в воинскую часть № 28237 Алматинской области. 1 августа 2023 года Смаль подал административный иск против принудительного призыва на военную службу. 11 октября 2023 года военный суд Алматинского гарнизона рассмотрел иск Смаля и 9 ноября 2023 года гарнизонный суд признал приказ о призыве Смаля незаконным, после чего тот был немедленно освобожден. Военные подали жалобу в апелляционную инстанцию и снова проиграли.
Такова краткая история Даниила Смаля, вошедшая в отчет за 2024 год Комиссии США по международной религиозной свободе.
Однако почему молодой человек отказался от армейских тягот, и с чего вдруг суд пошел ему навстречу? Норвежская правозащитная организация Forum 18 подробно рассказала всю подоплеку дела.
«Любой вид военной службы, будь то с применением оружия или нет, несовместим с моими религиозными убеждениями», – сообщил Даниил в интервью Forum 18.
Осенью 2022 года 18-летний последователь церкви «Свидетелей Иеговы» Даниил Смаль представил в призывной пункт Рудного справку из «Центра Свидетелей Иеговы» о том, что он является «священнослужителем зарегистрированного религиозного объединения». Это должно было освободить его от призыва. Однако 17 мая 2023 года его вызвали по адресу призывного пункта и там сразу же «упаковали» отдавать долг родине в военной части в Алматы. Правда, в этом случае работники военкомата решили, что нашли приемлемый выход, поскольку данная часть находится под контролем Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Статья 36 Закона о военной службе и статусе военнослужащих включает в число лиц, освобожденных от призыва в мирное время, «священнослужителей зарегистрированных религиозных объединений». В то же время Казахстан не практикует альтернативную воинскую службу для тех, кто по религиозным (как «Свидетели Иеговы», некоторые баптистские церкви) или пацифистским убеждениям не могут брать в руки оружие или проходить воинскую службу в любой форме.
Даниил покинул воинскую часть только в ноябре 2023 года, когда Алматинский гарнизонный военный суд неожиданно признал его призыв незаконным, сославшись на Конституцию РК и Международный Пакт о гражданских и политических правах: «Согласно практике Комитета ООН по правам человека, право на отказ от военной службы на основании твердо придерживающихся религиозных убеждений является неотъемлемой частью права на свободу мысли, совести и религии и защищается статьей 18 [МПГПП]». Решение обязало тут же освободить Смаля от воинской повинности. Видимо, что-то почувствовав, судья предупредил военных, что неисполнение решения суда влечет штраф в 50 МРП.
Однако 50 МРП не испугали людей в форме. Под предлогом того, чтобы Даниил собрал свои вещи, его завели в воинскую часть и отказались выпускать. По совету адвоката матери Даниила пришлось обращаться в полицию и военную прокуратуру. Только к вечеру заместитель командира части согласился расстаться с солдатом в обмен на то, что его мать заберет заявление из полиции.
На этом военные не сдались и в декабре подали апелляцию с мотивировкой Алмата Сарсенова, начальника Костанайского областного Управления по делам обороны, что освобождение Смаля от военной службы по соображениям религиозных убеждений «может привести к массовым негативным последствиям и широкому общественному резонансу».
«В ходе призывных кампаний, – говорится в жалобе Сарсенова, – ряд призывников предъявляет справки от местных религиозных общин «Свидетелей Иеговы», что создает условия для отказа от призыва, и таких людей становится все больше от одного призыва к другому».
И все же теперь Военный суд в апреле 2024 года подтвердил правильность решения суда гарнизонного. На этом служивые решили остановиться и до Верховного суда дело не дошло.
Forum 18 сообщает о как минимуме шести случаях с 2017 года, когда в призывных пунктах отказывались принимать справки «Свидетелей Иеговы», а в отношении пяти парней возбуждались уголовные дела за уклонение от воинской службы (в настоящее время все они закрыты).
Теперь правозащитники опасаются, что казахстанские власти решили подстраховаться, чтобы кейс Смаля остался единственным в своем роде.
Еще с 2018 года где-то завис более чем спорный законопроект по ряду поправок в законодательство, связанных с религиозными объединениями и религиозной деятельности. Помимо новых ограничительных мер для верующих там есть пункт, направленный на сокращение потенциальных отказников от воинской службы по религиозным убеждениям. В законопроекте предусматривает изменение термина «духовенство» (включающего «служителей культа») на «служителя культа». Это ограничивает круг лиц, назначенных зарегистрированной религиозной организацией для совершения «духовного или проповеднического служения», только теми, кто «работает по юридическому документу зарегистрированного религиозного объединения, выданному на основании заключенного трудового договора». Иными словами, все «служители культа», которые работают без договора или добровольно в зарегистрированной религиозной организации, не будут освобождены от призыва на военную службу. В то же время некоторые объединения религиозных меньшинств изначально стараются минимизировать свои отношения с государством, в том числе и по процедуре служения как это понимается светским законодательством.
Ранее Комитет ООН по правам человека неоднократно рекомендовал Казахстану внедрить альтернативную военную службу для тех, кто по своим религиозным или иным убеждениям не желает проходить военную службу. Тем не менее власти страны так не сформировали подобный институт, хотя освобождают от призыва в мирное время священнослужителей зарегистрированных религиозных объединений. Это положение используют «Свидетели Иеговы», которым вера запрещает проходить воинскую службу где бы то ни было. Всех молодых мужчин они объявляют служителями культа. Что, впрочем, согласуется с международной практикой, поскольку считается, что религиозные общины сами, без указки государства, вправе решать кого считать священнослужителем.
Надо отметить, что «Свидетели Иеговы» в Казахстане – единственная религиозная община, которой удается отстаивать права своих приверженцев через правозащитные органы ООН. Да и в сравнении с тем, что власти Казахстан постоянно отказываются выполнять решения конвенционных органов Организации Объединенных Наций по индивидуальным жалобам можно только предполагать, каких усилий стоит заставить государство признать свои ошибки.
В 2017 году Верховный суд РК отменил штрафы за «незаконную миссионерскую деятельность» в отношении девяти верующих, наказанных еще в 2013 году. Для этого пришлось обращаться в Комитет ООН по правам человека.
В апреле 2018 года после решения Рабочей группа ООН по произвольным задержаниям из заключения был освобожден пожилой Теймур Ахмедов (официально он был помилован). Ранее его осудили на пять лет по обвинению в «разжигании религиозной розни».
Еще несколько административных судебных дел «Свидетелям Иеговы» удалось выиграть, возможно, без обращения в международные инстанции.
Что же до прохождения обязательной воинской службы, то, конечно, закон обязывает. Но вот факты только одной недели:
– Призывник из Туркестанской области выпрыгнул из окна шымкентского военкомата, решив свести счеты с жизнью, чтобы не платить деньги за отсрочку («От армии – в окно»).
– Военнослужащий Национальной гвардии после полугода службы неожиданно впал в кому. Родным сообщили, что солдат в уборной ударился головой о плитку («Из армии в кому: солдат-срочник борется за жизнь на больничной койке в Алматы»).
– Родители скончавшегося в Центральном военном клиническом госпитале минобороны в Алматы 18-летнего солдата рассказали, что их сына в армии били по почкам. Они связывают его смерть с этими побоями («Смерть 18-летнего солдата в госпитале Алматы: родители заявили, что сына без остановки били по почкам»).