Платформа «Гражданская солидарность»: Не принимайте плохо подготовленный закон о публичных протестах в то время, как страна находится на карантине в связи с COVID-19

22.04.2020
civic solidarity

Закон в целом не соответствует международным стандартам в области прав человека и в нём есть серьёзные и необоснованные ограничения по времени и месту собраний, а также обременительные обязанности, возложенные на организаторов.

Его Высокопревосходительству 

Президенту Республики Казахстан 

господину Касым-Жомарту Токаеву,

Копии: 

Верховному комиссару ООН по правам человека госпоже Мишель Бачелет 


Специальному докладчику по вопросу о праве на свободу мирных собраний и свободу ассоциации

господину Клеману Ньялетсосси Вуле


Директору Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ 

госпоже Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир


Уважаемый господин Президент,

Мы, нижеподписавшиеся члены Платформы «Гражданская солидарность» (CSP), призываем власти Казахстана пересмотреть принятие нового закона о порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан. 


Мы призываем тщательно рассмотреть рекомендации представителей гражданского общества Казахстана, включая подробный анализ законопроекта, представленный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, а также Международным центром некоммерческого права.   


Мы призываем власти изучить все применимые международные стандарты, Руководящие принципы БДИПЧ ОБСЕ, проект Замечания общего порядка №37 и кейсы, касающиеся Казахстана, рассмотренные Комитетом ООН по правам человека, а также заключительный доклад Майны Кьяя, Специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и свободу ассоциации, который осуществил официальный визит в Казахстан в 2015 году.

Мы также призываем власти направить этот закон на экспертизу либо в Панель экспертов БДИПЧ ОБСЕ по свободе собраний и ассоциации или в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, так как обе организации объявили о готовности осуществить такую экспертизу, или в Венецианскую комиссию Совета Европы.

Наконец, мы глубоко озабочены тем, что власти, как представляется, спешат принять этот закон, в то время как Казахстан, а в действительности и весь мир, находятся в середине глобальной пандемии, что значительно ограничивает возможности общества пользоваться самим этим правом, которого касается этот закон: правом на свободу собраний.  

Закон в целом не соответствует международным стандартам в области прав человека и в нём есть серьёзные и необоснованные ограничения по времени и месту собраний, а также обременительные обязанности, возложенные на организаторов, в частности:

— сохранение требования получать подтверждение властей до проведения мирного собрания, включая разрешение на проведение шествий и демонстраций;

— обширные требования в отношении направления уведомлений и заявлений на согласование;

— собрания (за исключением одиночных пикетов) продолжают быть разрешёнными только в специализированных местах, которые определяются местными властями; 

— только граждане Казахстана имеют право организовывать и участвовать в мирных собраниях;  

— обширный перечень оснований, по которым местные власти могут отказать в проведении собраний;  

— обременительный перечень обязанностей и увеличенная ответственность организаторов и участников собраний;

— запрет проведения «спонтанных» собраний.

Свобода собраний и ассоциации является постоянной проблемой в Казахстане в течении ряда лет. Право проводить мирные общественные протесты является жизненно важной частью любой современной демократии, и граждане Казахстана не могут быть лишены его и далее. 

Права, гарантированные в Конституции, должны уважаться на практике без навязывания правил, которые, как представляется, разработаны, чтобы продолжать сдерживать реализацию этого конституционного права. 

Подписано следующими членами Платформы «Гражданская солидарность»:

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (Казахстан)

Норвежский Хельсинский Комитет (Норвегия)
Общественное объединение «Кадір-қасиет» (Казахстан)
Центр исследования правовой политики (Казахстан)
Фонд «Общественный вердикт (Россия)
Центр развития демократии и прав человека (Россия)
Болгарский Хельсинкский Комитет (Болгария)
Женщины Дона (Россия)
Promo-LEX (Молдова)
Общественное Объединение «Правозащитное движение: «Бир Дуйно Кыргызстан» (Кыргызстан)
Deutsch-Russischer Austausch (Germany)
Македонский Хельсинкский Комитет (Северная Македония)
Центр гражданских свобод (Украина)
Хельсинкский Комитет Армении (Армения)
Хельсинкская Гражданская Ассамблея – Ванадзор (Армения)
Институт мониторинга прав человека (Литва)
Хельсинкский фонд по правам человека (Польша)

Международное партнёрство за права человека (Бельгия)

Truth Hounds (Ukraine)
Правозащитный центр «ZMINA» (Украина)
Албанский Хельсинкский Комитет (Албания)
Комитет против пыток (Россия)
Гражданский контроль (Россия)
Шведская сеть ОБСЕ (Швеция)
Crude Accountability (США)
OMCT – Всемирная организация против пыток (Швейцария)

20.04.2020
Платформа «Гражданская солидарность»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Смотрите также