КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
  • Главная
  • >
  • Работодатель и работник. Обязанности и права в период чрезвычайного положения. Экспресс-анализ.

Работодатель и работник. Обязанности и права в период чрезвычайного положения. Экспресс-анализ.

21.04.2020

Указом президента РК от 15 марта 2020 года № 285  введено чрезвычайное положение, которое (в соответствии с законом) введено как временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности. 

Здесь стоит поразмышлять, исходя из той задачи, которую мы поставили изначально: Работодатель и работник – обязанности и права в период ЧП. Уже первое приближение к пониманию того, что происходит, позволяет утверждать об ограничениях прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц. Причем, возложение на них дополнительных обязанностей – составляющая таких ограничений. Понятно, что гражданин, пересекающий границу предприятия для выполнения трудовой функции – работник. А руководитель юридического лица – работодатель, призванный правильно понять и воплотить в жизнь отдельные ограничения прав и дополнительных обязанностей, если таковые будут иметь место.

Указом президента Республики Казахстан «О введении чрезвычайного положения» от 15 марта 2020 г. конкретизируется причина введения ЧП: «…в целях защиты жизни и здоровья граждан ввести в соответствии с законодательством Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан…» (п.1), создается Государственная комиссия по обеспечению режима ЧП (п.2) и вводятся определенные меры и временные ограничения на период ЧП (п.3). В нашем случае необходимо внимательно рассмотреть эти ограничения. Пункт 3 Указа содержит 6 подпунктов, где, практически, каждый влечет собой определенные ограничения для юридических лиц:

1) усилить охрану общественного порядка, охрану особо важных государственных и стратегических, особорежимных, режимных и особо охраняемых объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

2) ограничить функционирование крупных объектов торговли;

3) приостановить деятельность торгово-развлекательных центров, кинотеатров, театров, выставок и других объектов с массовым скоплением людей;

4) ввести карантин, осуществить масштабные санитарно-противоэпидемические мероприятия, в том числе с участием структурных подразделений Министерства обороны Республики Казахстан и органов внутренних дел, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) запретить проведение зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также семейных, памятных мероприятий;

6) установить ограничения на въезд на территорию Республики Казахстан, а также на выезд с ее территории всеми видами транспорта, за исключением персонала дипломатической службы Республики Казахстан и иностранных государств, а также членов делегаций международных организаций, направляющихся в Республику Казахстан по приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

Понятно, что ряд юридических лиц, охваченный этими ограничениями – юридические лица государственные. Однако львиная доля вводимых ограничений ложится на плечи негосударственных предпринимательских структур, деятельность которых ограничивается или приостанавливается. Полагаю, что разъяснением того, что следует делать предпринимателям в таких случаях никто не занимался и поступать им приходится на свой страх и риск. Причем страх вполне оправданный, а риск не вполне прогнозируемый. Зона особой социальной напряженности возникает на любом предприятии, где работодатель (предприниматель) не утруждает себя пониманием некоторых особенностей чрезвычайного положения, а именно:

  • Нормы Трудового кодекса Республики Казахстан продолжают действовать на всей территории РК;
  • Нормы Уголовного кодекса Республики Казахстан (ст. ст. 152-156 Нарушение трудового законодательства и др.) продолжают действовать на всей территории РК;
  • Правосудие в местности, где введено чрезвычайное положение, осуществляется судами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан (Закон Республики Казахстан «О чрезвычайном положении», ст. 23), то есть на вей территории РК

Остановлюсь на двух понятиях, зафиксированных в ст. 1 Трудового кодекса РК, которые, как представляется, имеют непосредственное отношение к ситуации, в которой оказались мы все:

  • простой – временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера;
  • акты работодателя – приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, графики сменности, графики вахт, графики отпусков, издаваемые работодателем;

Первые дополнительные обязанности, которые возлагаются на руководителей организаций и предприятий (независимо от форм собственности), предпринимателей, субъекты малого и среднего бизнеса – это, во исполнение Указа президента о введении чрезвычайного положения в стране, принятие соответствующих актов работодателем о временной частичной или полной приостановке деятельности (организации, предприятия, субъекта МСБ). Замечу: не организация массового сбора в добровольно-принудительном порядке заявлений от работников об уходе в отпуск без сохранения заработной платы, а принятие соответствующих актов о временной частичной или полной приостановке деятельности. В равной степени это относится и к руководителям государственных учреждений и предприятий.

Почему это важно? По нескольким причинам. Первая – акт работодателя зафиксирует причину простоя (простой – это приостановка деятельности) и дату его начала – введение чрезвычайного положения в стране Указом президента РК или решение и постановление местных исполнительных структур, принятых в развитие упомянутого Указа, об ограничениях по определенным видам деятельности, не предусмотренных Указом. 

Вторая причина. Вовремя принятый акт работодателя упорядочит юридические последствия простоя для работников и работодателей. В частности, оформление времени простоя и условия оплаты времени простоя (ст. 112 Кодекса о труде в РК) будут определяться причинами, не зависящими от работодателя и работника. Что касается оплаты времени простоя – её размер не может быть ниже минимального размера заработной платы. Трудовой договор с работником или коллективный договор на предприятии могут содержать иные нормы. Однако минимум должен быть соблюдён в любом случае.

Третья причина. Принятые работодателем акты и доведённые работникам должным образом снизят социальную напряженность, сориентируют работников на действия в правовом поле, позволят совместно принимать решения для выхода из конфликтных и кризисных ситуаций. Если на предприятии или в организации действует профсоюз, то конфликтные и кризисные ситуации будут минимизированы.

Теперь о работниках. Сторона трудовых правоотношений в сложный период чрезвычайного положения. Сторона наиболее уязвимая. Как правило, работник выполняет трудовую функцию, получая заработную плату. Эта заработная плата уходит на оплату коммунальных услуг, приобретение товаров первой необходимости и продовольствия. Зачастую на иждивении работника есть несколько человек: дети, престарелые родители, нетрудоспособные члены семьи. Ситуация может усугубляться невыплаченными кредитами, ипотекой и товарами, приобретенными в рассрочку.

Как уже говорилось, действие Трудового и Уголовного кодексов Республики Казахстан Указ президента о введении чрезвычайного положения не приостановил. Обращения работников в судебные, правоохранительные органы и органы прокуратуры по поводу защиты нарушенных прав, восстановления прав, которые были нарушены или обращения за компенсацией причиненного вреда (материального, морального, здоровью) не запрещены и не приостановлены. Конечно, особая категория таких обращений – невыплата заработной платы, задержка таких выплат, принуждение к написанию заявления об отпуске без сохранения заработной платы (отпуск без содержания). Не следует отказываться от таких обращений. Кратчайший способ подачи: письменно, посредством почтового отправления. Лучше заказным письмом с уведомлением о вручении письма адресату. 

Отдельно стоит присмотреться к возможности привлечь работодателя к уголовной ответственности за нарушение норм трудового законодательства. К сожалению, таких работодателей становится всё больше, а правоприменительная практика возбуждением уголовных дел, доведением их до судебного рассмотрения и вынесением обвинительных приговоров не пополняется. 

В заключение. Понятно, что причины введения чрезвычайного положения не зависят от воли работодателя или работника. Государство, в определенной степени, несет ответственность за риски, потери, неудобства и издержки. Предполагается помощь государства организациям и предприятиям. Одним из условий предоставления и получения такой помощи является правовая составляющая действий, как вовлеченных в процесс преодоления пандемии, так и пострадавших от этого процесса. 

Предполагается также и «работа над ошибками» после окончания мероприятий по введению чрезвычайного положения и реализации всех мероприятий и ограничений, которая будет проделана везде и всюду. Правовое русло разрешения конфликтных ситуаций и кризисных явлений, конечно, предпочтительнее. Однако до цивилизованных отношений сторон в трудовых правоотношениях еще очень далеко. И об этом не сейчас.

Юрий Гусаков
15 апреля 2020 г.
Подготовлено в рамках проекта “Трудовые права в Казахстане


Добавить комментарий