«Захватчики»

12.07.2023

Вынесенные 11 июля в Алматы приговоры по делу «о захвате аэропорта» Алматы 5 января 2022 года поразили своей жесткостью, и в то же время были ожидаемы – когда на скамье подсудимых оказываются «политические», кнопки закон, справедливость и гуманизм отключаются автоматически.

Оппозиционный активист, уже ранее осужденный по политической статье Калас Нурпеисов (вменены организация массовых беспорядков, нападение на здание, неправомерное завладение автомобилем с применением насилия и грабеже) был осужден на 8 лет лишения свободы. Такие же сроки получили Жан-Айдар Карменов (вменены участие в массовых беспорядках, нападение на здание), Ермухамет Шилибаев (вменены участие в массовых беспорядках, нападение на здание), Нурлан Далибаев (вменены участие в массовых беспорядках, нападение на здание, неправомерное завладении автомобилем с применением насилия).

Журналистка, переводчица и гражданская активиста Айгерим Тлеужан (вменена организация массовых беспорядков) на 4 года займет вакантное место женщины-политзаключенной.

Помимо основных обвинений подсудимых обвинили в нанесении ущерба аэропорту в особо крупном размере – 313 миллионов тенге, субъектам предпринимательства – 414 миллионов, авиакомпаниям Air Astana и Scat – 5 и 1 миллион соответственно.

Длившийся четыре месяца суд смог разве что стопроцентно доказать, что Калас и Айгерим действительно были на территории аэропорта, оказавшись в поле зрения камеры.

Свидетели либо не могли опознать подсудимых, хотя те находились без масок, либо отказывались от своих слов, заявляя о давлении следствия.

Понятно, что назвать двух политически активных граждан организаторами беспорядков на особо охраняемой территории гораздо легче, чем объяснить откуда взялись там десятки людей в масках и почему их никто не ищет. Делая поправку на непрофессионализм наших органов, вполне допустимо, что искать их – занятие неподъемное. К тому же имеется риск, что поиск выведет на самих себя.

Остаются и другие вопросы:

– Что связывает «организаторов захвата аэропорта» с другими основными фигурантами январских событий? Осужденным бывшим председателем КНБ господином Масимовым и К, осужденным оппозиционным политиком Жанболатом Мамаем, подследственным руководителем ОПГ Арманом Джумагельдиевым (Диким Арманом)? Либо все они действовали автономно и просто так все совпало…

– Принимал и оправлял ли (или были такие намерения) в ночь захвата аэропорт рейсы, поскольку президент Казахстана с  01 часов 30 минут 5 января 2022 года ввел режим чрезвычайной ситуации, и если да, то как это коррелируется с режимом ЧС?

– Кто дал приказ силовым структурам покинуть аэропорт и насколько это правомерно?

– Кто отдал приказ и для чего освободить из приемника для административно осужденных Айгерим Тлеужан, находящуюся под арестом за раннее участие в мирной протестной акции?

Кто были люди в форме МЧС, довершающие разграбление бутиков, когда уже все закончилось? Руководство МЧС заявило, что это не их работники. Тогда почему их никто не ищет?

Пока не будет ответов на все поставленные вопросы, можно считать, что четырех подсудимых, пусть даже допустивших правонарушения, назначили ответственными, чтобы увести следствие в сторону и спрятать от общества и эту часть правды.


Смотрите также