• Главная
  • >
  • Признание случившегося или избегание правды? Суды над обвиняемыми в пытках полицейскими станут проверкой серьезности намерения Казахстана выполнять свои международные обязательства

Признание случившегося или избегание правды? Суды над обвиняемыми в пытках полицейскими станут проверкой серьезности намерения Казахстана выполнять свои международные обязательства

28.09.2022

Совместное заявление Международного партнерства по правам человека (МППЧ), Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ), Коалиции НПО Казахстана против пыток и Всемирной организации против пыток (ВОПП)

В августе 2022 года в городе Талдыкорган в Казахстане началось рассмотрение первого дела в отношении сотрудников правоохранительных органов, обвиняемых в применении пыток в отношении лиц, задержанных во время и после событий января 2022 года. Международное партнерство по правам человека (МППЧ), Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ), Казахстанская коалиция против пыток и Всемирная организация против пыток (ВОПП) серьезно обеспокоены процессуальными нарушениями, наблюдавшимися в ходе судебных слушаний по данному делу, и призывают власти Казахстана соблюдать международные нормы в области прав человека и выполнить свое обязательство привлекать к ответственности за злоупотребления в отношении лиц, задержанных в связи с беспорядками в январе 2022 года.

Волнения в Казахстане в январе 2022 года стали следствием мирных демонстраций, начавшихся 2 января на западе страны, в Мангистауской области, против повышения цен на сжиженный газ и переросших в результате в масштабные антиправительственные протесты. Тысячи людей были задержаны правоохранительными органами во время и после протестов, которые официальные власти объясняли происками иностранных “террористов”. И хотя никаких подтверждающих доказательств этому представлено не было, Казахстан пригласил силы Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) для подавления беспорядков. По официальным данным, в результате январских событий погибли по меньшей̆ мере 238 человек. Правозащитники же считают, что погибших может быть намного больше. Правительство Казахстана пока отказывается поддержать призывы к проведению международного расследования случившегося.

Также поступали многочисленные сообщения о пытках и жестоком обращении задержанных представителями власти в ходе и после волнений. Официально казахстанские власти признали 15 сотрудников силовых структур подозреваемыми в применении пыток и других противоправных методов дознания и следствия. Однако, результаты мониторинговых наблюдений и документирования правозащитными группами в стране показывают, что в действительности намного больше представителей̆ власти применяли пытки, но остаются безнаказанными за содеянное ими.

Начиная с 9 сентября 2022 года, Коалиция НПО Казахстана против пыток и Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) мониторят слушания в Талдыкорганском городском суде по делу о пытках участников январских событий представителями власти. На сегодняшний день состоялось четыре слушания  по делу. Следующее слушание пройдёт 30 сентября.

Всего пятеро представителей̆ власти – трое сотрудников криминальной̆ полиции, один сотрудник местной полицейской службы и один курсант[1] – предстали перед судом по обвинению в пытках (статья 146 Уголовного кодекса РК) участников протестных акций. Потерпевшими по делу признаны двадцать четыре человека, включая трое несовершеннолетних, которые пережили пытки в стенах Департамента полиции Алматинской области в г. Талдыкорган после январских событий.

Вместе с тем, выпустившие данное заявление организации разделяют беспокойства жертв пыток и их родственников о процессуальных нарушениях, наблюдаемых в ходе судебного процесса. Во-первых, не все потерпевшие были должным образом уведомлены о первом заседании, и большинство не получили сообщения о времени начала процесса. Вполне возможно, что некоторые потерпевшие не получили уведомления, потому что проходят обвиняемыми по уголовным делам в связи с январскими событиями, и их телефоны были изъяты на время следствия, и они пользуются другими номерами. Возможно, суды просто использовали телефонные номера потерпевших из имеющейся базы данных, не убедившись в их актуальности. В результате на слушании было всего 10 потерпевших.

Во-вторых, в зале суда потерпевшие и подсудимые сидели бок о бок друг с другом, что безусловно ужасно для эмоционального и ментального состояния жертв пыток. Некоторые из жертв до сих пор переживают посттравматический̆ стресс в результате обращения с ними талдыкорганскими полицейскими. Один потерпевший̆, в результате резко поднявшегося у него в ходе суда 15 сентября артериального давления, потерял сознание прямо в зале суда. Несовершеннолетних потерпевших сопровождают в суде их родители, переживающие за их безопасность. Наблюдались конфликты в суде между подсудимыми и потерпевшими, а также их родственниками. Один из подсудимых полицейских агрессивно повел себя в отношении родственника одного из потерпевших, который̆ его сфотографировал. Он пригрозил тому расправой̆, если он не удалит снимок. Адвокаты подсудимых также поддержали их ходатайства запретить фотографировать себя в зале суда.

Ходатайства юристов, представляющих потерпевших, об изменении подсудимым меры пресечения с подписки о невыезде на содержание под стражей, не были поддержаны судьей, по причине «неполноты» ходатайств. Адвокат утверждал, что подсудимые не нарушали закона ни в ходе следствия, ни в суде, и потому необходимости заключения их под стражу он не видит. Он также заявил, что подсудимые не представляют угрозы для потерпевших. Однако, жертвы пыток и их семьи боятся, что оставаясь на свободе, бывшие сотрудники полиции смогут оказывать влияние на ход судебного процесса сами либо с помощью своих вчерашних коллег-полицейских. Жертвы пыток собираются подать судье собственное ходатайство на этот счет.

На сегодня, вопреки всем имеющимся материальным доказательствам, жертв вынуждают нести бремя доказывания: они должны доказывать, что их пытали. Потерпевшие не чувствуют себя в безопасности и боятся, что, если им не удастся доказать собственные пытки, то их самих обвинят в клевете или заведомо ложном обвинении (оба эти правонарушения в Казахстане влекут лишение свободы).

Кроме того, журналисты и другие представители СМИ не могли как следует осветить судебное заседание, так как под суд был выделен небольшой зал, вместимостью всего 15 человек, и журналисты были последними, кого пустили в зал заседания. В результате, всего несколько журналистов смогли посетить первое судебное заседание по этому делу. Для второго заседания журналистам, не вошедшим в зал, позволили наблюдать за происходящим по экрану в отдельной комнате. Однако, звук и изображение были настолько плохими, что журналисты говорили, что могли понять лишь немногое из того, что происходило в зале суда. Несмотря на малую вместимость зала суда, во время судебных заседаний в зале суда находилось более 50 человек.

В ходе судебного заседания 9 сентября 2022 года потерпевший Арман Тенизбаев, которого задержали 8 января 2022 года и пытали прижиганием утюгом после задержания, заявил, что из троих пытавших его тогда полицейских только один предстал в результате перед судом.

В ходе суда 15 сентября 2022 года потерпевший Даурен Аитов, которого задержали 10 января 2022 года, в подробностях рассказал суду о том, как его пытали сотрудники полиции после задержания, включая прижиганием утюгом одним сотрудником полиции, пока пятеро других удерживали его. В суде же присутствовал только один из всех пытавших Даурена Аитова.

Заслушав эти показания, судья предложил отправить дело на дополнительное расследование. Однако, вследствие того, что процесс проходил на казахском языке, а оба юриста, предоставленные жертвам Коалицией̆ Казахстана против пыток, не говорят на казахском, а судебная переводчица с казахского, участвующая в заседании суда в соответствии с законом, не переводила полностью всё, о чем говорилось в ходе процесса, юристы, представляющие интересы потерпевших, выступили против решения судьи направить дело на дополнительное расследование, хотя их подзащитные поддержали это решение. В результате, судья приостановил слушания до 30 сентября 2022 года, чтобы потерпевшие и их юристы смогли согласовать свои позиции.

Организации, выпустившие этот документ, призывают власти Казахстана доказать верность своей широко заявляемой политике нулевой терпимости к пыткам и взятого на себя обязательства привлекать к ответственности тех, кто повинен в жестоком обращении с людьми, задержанными в связи с январскими протестами.

На практике данное обязательство означает следующее:

Жертвам пыток на всех этапах судебного процесса должны быть предоставлены все необходимые меры защиты и безопасности. Судебные заседания должны проводиться с учетом личной ситуации каждой жертвы, чтобы избавить жертву от повторной травматизации, в соответствии с нормами пункта 34 Замечания общего порядка №3 (2012) Комитета против пыток об осуществлении статьи 14 государствами-участниками, с предоставлением им адекватных и необходимых мер защиты.

В делах по пыткам бремя доказывания переносится на государство, и жертвы не должны нести бремя доказывания.

Заявители о пытках, нашедших впоследствии или нет подтверждение в суде, не могут преследоваться по закону, в том числе находиться под угрозой̆ привлечения к уголовной ответственности.

Все суды по делам о пытках должны быть открыты и доступны для общественности и журналистов.

Начавшиеся в Казахстане судебные процессы по обвинениям в пытках после январских событий 2022 года являются проверкой серьезности намерения правительства Казахстана выполнять свои международные и внутренние обязательства в области соблюдения прав человека в целом и по борьбе с пытками в частности.