Мы, родители 5-ти летнего Дарына Бисимбаева, обращаемся к Вам за помощью в сложившейся ситуации и защите конституционных прав нашего ребенка.
В нашей семье произошло горе. Наш малыш из абсолютно здорового ребенка стал «тяжелым» инвалидом, утратив все навыки – не сидит, голову не держит, не переворачивается, не разговаривает, у него эпилепсия, наш малыш ослеп… За эти годы болезни практически не было дня, когда наш малыш не плакал бы от боли. У него каждодневные приступы, которые вызывают боль и от которых он кричит…
В 2023 г. в суде г. Костанай была установлена вина районной больницы. Прокуратура посчитала наши требования законными и подлежащими удовлетворению. Решение суда вступило в законную силу, моральный вред взыскан.
В 2024 г. в Специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних г. Астаны была установлена вина областной детской и районной больниц. Суд обязал больницы выплатить компенсацию морального вреда. В столичном суде прокуратура также поддержала нас.
На протяжении судебного процесса ответчик (областная детская больница) заявлял ходатайства о прекращении рассмотрения дела, утверждая, что мать не имеет права предъявлять требования, так как она уже предъявляла их в 2023 г. в Костанае, ссылаясь на п. 15 НП ВС РК №7 от 27.11.2015 г. Суд отказал в удовлетворении ходатайства и отразил в своем решении причину –
«В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы представителя Областной больницы о прекращении производства делу ввиду тождественности субъективного состава, предмета и основания по настоящему иску с исковыми требованиями Бисимбаева М.З. в рамках рассмотренного гражданского дела в Костанайском городском суде, где истец выступал третьим лицом, а и истец Бисимбаев М.З. предъявил иск от всей семьи.
Следует отметить, что настоящее гражданское дело рассматривается по факту причинения вреда здоровью ребенка, привлечение истца в рамках рассмотрения гражданского дела в Костанайском городском суде в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не препятствует Молдашевой А.А. обращению в суд с самостоятельным иском. Суд данное обстоятельство не расценивает как процессуальное упущение, не усматривает законные основания для прекращения производство по делу по подпункту 2) статьи 277 ГПК. Поэтому Молдашева А.А. является надлежащим истцом.»
Однако апелляционный суд Астаны этот же пункт НП ВС РК трактуя иначе, удовлетворил жалобу областной детской больницы, изменив решение суда и исключив выплату компенсации. Прокуратура просила отказать в удовлетворении жалобы больницы. Апелляционная коллегия применяет и отражает в своем постановлении норму, регламентирующую порядок возмещения морального вреда по искам близких родственников, супруги/супруга погибшего, что считаем недопустимым и противоречащим Конституции Республики Казахстан и законодательным актам нашей страны. Специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних гражданское дело и принято решение по вопросу причинения вреда здоровью несовершеннолетнему ребенку.
Апелляционная коллегия доказанность вины медицинских учреждений в причинении вреда здоровью несовершеннолетнему ребенку оставляет без изменений, но при этом выплату суммы компенсации морального вреда отменяет.
В итоге вышло:
– вина двух больниц доказана;
– наш ребенок остался инвалидом на всю жизнь, лишившись полноценного детства и жизни. Нам всю жизнь ухаживать за ним, не имея возможности полноценно работать, да и, собственно, полноценно жить;
– апелляционный суд отменил выплату из бюджета государства 6 млн.тг.
Причиненный вред здоровью нашего ребенка принес нравственные, физические страдания его родным. Трагедия, произошедшая с ребенком, разделила нашу жизнь на «до» и «после». Сколько стресса, слез, страданий принесла болезнь нашего малыша. Понимание того, что наш ребенок на всю жизнь остался инвалидом, лишившись полноценного детства и жизни, приводит нас в дикий ужас. Никому не пожелаем того ужаса, что мы пережили и продолжаем с этим жить. За эти годы болезни мы забыли, что такое полноценная жизнь.
Законодательство Республики Казахстан в области здравоохранения основывается на принципах охраны материнства и детства, отнесения здоровья населения, качества и эффективности лекарственных средств к факторам обеспечения национальной безопасности.
Согласно статьям 2,3,23 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной нашим государством, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, без какой-либо дискриминации, независимо от состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Во всех действиях в отношении детей судами первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь.
Согласно статье 7 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной нашим государством, государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.
Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.
На основании изложенного просим:
– Генерального прокурора Республики Казахстан внести протест на постановление судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны от 10.05.2024 г.;
Председателя Верховного Суда Республики Казахстана внести представление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта.
С ув. родители Бисимбаева Дарына
Молдашева А.А., Бисимбаев М.З. тел. 8-747-513-92-80
ИЛЛЮСТРАТИВНОЕ ФОТО