МИНИСТРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РК К.КАСЫМОВУ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МВД РК Б.БЕРДАЛИНУ ОБРАЩЕНИЕ На протяжении уже нескольких десятков лет во многих странах мира и на международном уровне решается вопрос введения и развития общественного контроля мест лишения свободы. Это связано с тем, что в закрытых учреждениях, к которым относятся, прежде всего, места предварительного заключения и лишения свободы, происходят серьезные нарушения прав человека. Находясь в таких учреждениях в условиях несвободы, человек попадает практически в абсолютную зависимость от их сотрудников, что создает большие возможности для злоупотреблений и нарушений. В этой ситуации наиболее эффективным средством предотвращения нарушений прав человека в местах заключения является общественный контроль. Общество вправе знать, что происходит в закрытых учреждениях, и как государство обращается с лишенными или ограниченными в свободе лицами, которые, к слову, по приговору суда или в силу иного распоряжения, не перестают быть людьми со своими законными правами и интересами. Контроль со стороны гражданского общества предполагает подотчетность и открытость со стороны администраций учреждений. В 1998 году Республика Казахстан ратифицировала один из основных международных документов – Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, и как государство-участник Конвенции взяло на себя обязательства, предусмотренные этим договором. Это означало, что Республика Казахстан должна предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения пыток и жестокого обращения на любой территории под его юрисдикцией. В мае 2001 года на заседании Комитета против пыток ООН был заслушан первичный доклад Республики Казахстан по реализации Конвенции ООН. Комитет ООН в целом выразил свою озабоченность состоянием с правами человека в Казахстане и выработал целый ряд рекомендаций, в том числе о необходимости обеспечения независимого общественного инспектирования мест содержания под стражей. Через шесть лет после ратификации Конвенции при поддержке Международной Тюремной Реформы (Penal Reform International) в Казахстане был предпринят ряд шагов по созданию законодательных, институциональных и практических условий для общественного мониторинга соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей (в местах лишения свободы и предварительного заключения). В 2004 – 2005 гг. по согласованию с Министерством юстиции осуществлялся регулярный общественный мониторинг следственных изоляторов в ряде областей Казахстана на предмет изучения условий содержания, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения. Отчеты по мониторингам, а также выработанные совместные рекомендации в некоторой степени помогли администрации следственных изоляторов улучшить ситуацию с правами заключенных в этих учреждениях. В том же 2004 году после передачи мест лишения свободы и предварительного заключения в ведение Министерства юстиции РК общественный контроль был установлен на законодательном уровне – в Уголовно-исполнительном кодексе РК, других законодательных актах, а также на основе Постановления Правительства РК от 16 сентября 2005 года №924 об утверждении «Правил образования областных (города республиканского значения, столицы) общественных наблюдательных комиссий». Несмотря на то, что общественные наблюдательные комиссии (ОНК) были в значительной степени ограничены в свободе осуществления общественного контроля (посещать исправительные учреждения и места содержания под стражей ОНК имеют право только в порядке, установленном Комитетом уголовно-исполнительной системы, то есть, исключен важнейший элемент общественного контроля – внезапность; ОНК до настоящего времени не имеют доступа в следственные изоляторы Комитета национальной безопасности и закрытые учреждения многих других ведомств; практически отсутствует финансирование деятельности ОНК, кроме ограниченной поддержки, которую оказывает некоторым ОНК Международная тюремная реформа и т.д.), их создание и деятельность представляли собой определенный прорыв в приближении к международным стандартам обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей. ОНК были созданы во всех регионах страны и сотрудники Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, как организации, занимающейся проблемами предупреждения пыток и жестокого обращения в местах содержания под стражей и реформирования пенитенциарной системы в течение более 15 лет, вошли в состав практически всех ОНК, а в Костанайской, Карагандинской, Мангистауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях и г.Астана возглавили ОНК. Однако, в последние несколько лет ситуация с деятельностью ОНК значительно ухудшилась. Несмотря на существование вышеупомянутого постановления Правительства РК стали возникать серьезные затруднения с доступом членов ОНК в исправительные учреждения и следственные изоляторы из-за отказов администрации этих учреждений. Так, ОНК Костанайской области вынуждена была доказывать свою правомочность региональному Департаменту УИС в суде. Суд не установив «незаконности бездействия» в отказе ОНК в посещении ГУ «УК 161/4», отказал ОНК в удовлетворении иска. Не выполняется ряд рекомендаций Специального докладчика ООН против пыток, посетившего Казахстан в 2009 году: в исправительных учреждениях отсутствует «доступный канал подачи жалоб», в то время как у представителей региональных наблюдательных комиссий эти жалобы нередко изымают, подвергая цензуре. Практически ни одно из предложений ОНК, представленных в течение последних 3-5 лет и связанных с улучшением ситуации и соблюдения прав лиц, содержащихся в местах содержания под стражей, а также повышения эффективности общественного контроля за ними, не было принято руководством Министерства юстиции РК, Комитета уголовно-исполнительной системы МЮ РК. Ситуация не меняется и после обратной передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства внутренних дел РК. Среди этих предложений: – проведение полной паспортизации зданий, сооружений и жилых помещений учреждений КУИС на предмет их соответствия СНИП, ПТЭ, ПТБ, ППБ, санитарно-эпидемиологическим нормам (здания и сооружения в большинстве своем ветхие, как и жилые помещения, электропроводка в аварийном состоянии, приборы освещения и электрооборудование в большинстве случаев – кустарного изготовления и сборки, жизнь людей (персонал и осужденные) постоянно подвергается опасности; – принятие срочных мер запретительного характера (в том числе на законодательном уровне) в ситуации, когда, практически, во всех учреждениях осужденных привлекают к выполнению неоплачиваемых работ по «благоустройству» учреждений и прилегающих к ним территорий сверх установленного Уголовно-исполнительным кодексом РК ИК двухчасового срока в неделю и реализация в законодательстве и на практике запрета принудительного труда в исправительных учреждениях. – рассмотрение возможности дополнительного финансирования исправительных учреждений и мест содержания под стражей из местных бюджетов; – проведение демилитаризации уголовно-исполнительной системы, за исключением охраны учреждений, и ликвидация советско-казарменных анахронизмов в исправительных учреждениях: так называемые Советы правопорядка и другие самодеятельные организации и секции, дневальный-тумбочка, строй-песня и т.д.; – повышение уровня ведомственного, прокурорского и общественного контроля за питанием, бытовым обеспечением, медицинским обслуживанием и юридической помощью в местах лишения свободы; – повышение эффективности обжалования действий администрации учреждения и уровня гарантий безопасности заявителей и многие другие. В результате систематических нарушений представителями уголовно-исполнительной системы предусмотренных законом правил и условий осуществления общественного контроля, игнорирования жалоб, инициатив и рекомендаций ОНК, общественные наблюдательные комиссии уже двух областей – Костанайской и Карагандинской – приняли решение о приостановлении деятельности по мониторингу учреждений системы исполнения наказаний и следственных изоляторов. Еще ряд ОНК по тем же причинам также рассматривают возможность приостановки своей деятельности. С учетом того, что в декабре В связи с этим мы призываем руководство Министерства внутренних дел РК и Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК: – рассмотреть все факты ограничения или отказа в допуске Общественных наблюдательных комиссий на территорию исправительных учреждений, следственных изоляторов и привлечь к установленной законом ответственности должностных лиц, виновных в нарушении уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений и мест предварительного заключения; – обеспечить строгое соблюдение законодательства в части допуска членов ОНК на территорию режимных учреждений и издать для этой цели специальное инструктивное письмо; – тщательно рассмотреть рекомендации и инициативы ОНК и дать по ним аргументированные обоснованные ответы; – обеспечить взаимодействие ОНК и администрации мест содержания под стражей на основе взаимного уважения и разрешения конфликтных ситуаций на основе диалога и компромиссов; – рассмотреть совместно с ОНК предложения по установлению эффективных процедур деятельности создаваемых в стране национальных превентивных механизмов. 14 мая Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности Общественный фонд “Международная Правовая Инициатива” Общественный фонд Феминистская Лига Международный центр журналистики Medianet Есенбек Уктешбаев, председатель профсоюза работников промышленных, бюджетных отраслей, сферы услуг и агрокомплекса “Жаңарту” ОНК по Кызылординской области ОО “Центр развития и адаптации “Феникс” Детский Фонд Казахстана Центр исследования правовой политики ОФ Аман-саулык ОНК по Костанайской Области ОНК по по Западно-Казахстанской области ОНК по Карагандинской области ОНК по Мангистауской области ОНК по г. Астана ОНК по Восточно-Казахстанской области Татьяна Чернобиль, независимый эксперт Общественный фонд «Хартия за права человека» Представительство Penal Reform International по Центральной Азии
Обращение к министру внутренних дел РК и председателю Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК
12.05.2012