Обращение к министру внутренних дел РК и председателю Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК

12.05.2012


                                                          


МИНИСТРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РК


                                                                       К.КАСЫМОВУ


                                                                      


ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА


УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МВД РК Б.БЕРДАЛИНУ


 


 


ОБРАЩЕНИЕ


 


На протяжении уже нескольких десятков лет во многих странах мира и на международном уровне решается вопрос введения и развития общественного контроля мест лишения свободы.


 


Это связано с тем, что в закрытых учреждениях, к которым относятся, прежде всего, места предварительного заключения и лишения свободы, происходят серьезные нарушения прав человека. Находясь в таких учреждениях в условиях несвободы, человек попадает практически в абсолютную зависимость от их сотрудников, что создает большие возможности для злоупотреблений и нарушений.


 


В этой ситуации наиболее эффективным средством предотвращения нарушений прав человека в местах заключения является общественный контроль. Общество вправе знать, что происходит в закрытых учреждениях, и как государство обращается с лишенными или ограниченными в свободе лицами, которые, к слову, по приговору суда или в силу иного распоряжения, не перестают быть людьми со своими законными правами и интересами. Контроль со стороны гражданского общества предполагает подотчетность и открытость со стороны администраций учреждений.


 


В 1998 году Республика Казахстан ратифицировала один из основных международных документов  – Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, и как государство-участник Конвенции взяло на себя обязательства, предусмотренные этим договором. Это означало, что Республика Казахстан должна предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения пыток и жестокого обращения на любой территории под его юрисдикцией.


 


В мае  2001 года на заседании Комитета против пыток  ООН был заслушан первичный доклад Республики Казахстан по реализации Конвенции ООН. Комитет ООН в целом выразил свою озабоченность состоянием с правами человека в Казахстане и выработал целый ряд рекомендаций, в том числе о необходимости обеспечения  независимого общественного инспектирования мест содержания под стражей.


 


Через шесть лет после ратификации Конвенции при поддержке Международной Тюремной Реформы (Penal Reform International) в Казахстане был предпринят ряд шагов по созданию законодательных, институциональных и практических условий для общественного мониторинга соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей (в местах лишения свободы и предварительного заключения).


 


В 2004 – 2005 гг. по согласованию с Министерством юстиции осуществлялся регулярный общественный мониторинг следственных изоляторов в ряде областей Казахстана на предмет изучения условий содержания, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения. Отчеты по мониторингам, а также выработанные совместные рекомендации в некоторой степени помогли администрации следственных изоляторов улучшить ситуацию с правами заключенных в этих учреждениях.


 


В том же 2004 году после передачи мест лишения свободы и предварительного заключения в ведение Министерства юстиции РК общественный контроль был установлен на законодательном уровне – в Уголовно-исполнительном кодексе РК, других законодательных актах, а также на основе Постановления Правительства РК от 16 сентября 2005 года №924 об утверждении «Правил образования областных (города республиканского значения, столицы) общественных наблюдательных комиссий».


 


Несмотря на то, что общественные наблюдательные комиссии (ОНК) были в значительной степени ограничены в свободе осуществления общественного контроля (посещать исправительные учреждения и места содержания под стражей ОНК имеют право только в порядке, установленном Комитетом уголовно-исполнительной системы, то есть, исключен важнейший элемент общественного контроля – внезапность; ОНК до настоящего времени не имеют доступа в следственные изоляторы Комитета национальной безопасности и закрытые учреждения многих других ведомств; практически отсутствует финансирование деятельности ОНК, кроме ограниченной поддержки, которую оказывает некоторым ОНК Международная тюремная реформа и т.д.),  их создание и деятельность представляли собой определенный прорыв в приближении к международным стандартам обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей.


 


ОНК были созданы во всех регионах страны и сотрудники Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, как организации, занимающейся проблемами предупреждения пыток и жестокого обращения в местах содержания под стражей и реформирования пенитенциарной системы в течение более 15 лет, вошли в состав практически всех ОНК, а в Костанайской, Карагандинской, Мангистауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях и г.Астана возглавили ОНК.  


 


Однако, в последние несколько лет ситуация с деятельностью ОНК значительно ухудшилась.


 


Несмотря на существование вышеупомянутого постановления Правительства РК стали возникать серьезные затруднения с доступом членов ОНК в исправительные учреждения и следственные изоляторы из-за отказов администрации этих учреждений.


 


Так, ОНК Костанайской области вынуждена была доказывать свою правомочность региональному Департаменту УИС в суде. Суд не установив «незаконности бездействия» в отказе ОНК в посещении ГУ «УК 161/4», отказал ОНК в удовлетворении иска.


 


Не выполняется ряд рекомендаций Специального докладчика ООН против пыток, посетившего Казахстан в 2009 году: в исправительных учреждениях отсутствует «доступный канал подачи жалоб», в то время как у представителей региональных наблюдательных комиссий эти жалобы нередко изымают, подвергая цензуре.


 


Практически ни одно из предложений ОНК, представленных в течение последних 3-5 лет и связанных с улучшением ситуации и соблюдения прав лиц, содержащихся в местах содержания под стражей, а также повышения эффективности общественного контроля за ними, не было принято руководством Министерства юстиции РК, Комитета уголовно-исполнительной системы МЮ РК. Ситуация не меняется и после обратной передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства внутренних дел РК.


 


Среди этих предложений:


 


– проведение полной паспортизации зданий, сооружений и жилых помещений учреждений КУИС на предмет их соответствия СНИП, ПТЭ, ПТБ, ППБ, санитарно-эпидемиологическим нормам (здания и сооружения в большинстве своем ветхие, как и жилые помещения, электропроводка в аварийном состоянии, приборы освещения и электрооборудование в большинстве случаев – кустарного изготовления и сборки, жизнь людей (персонал и осужденные) постоянно подвергается опасности;


 


– принятие срочных мер запретительного характера (в том числе на законодательном уровне) в ситуации, когда, практически, во всех учреждениях осужденных привлекают к выполнению неоплачиваемых работ по «благоустройству» учреждений и прилегающих к ним территорий сверх установленного Уголовно-исполнительным кодексом РК ИК двухчасового срока в неделю и реализация в законодательстве и на практике запрета принудительного труда в исправительных учреждениях.


 


– рассмотрение возможности дополнительного финансирования исправительных учреждений и мест содержания под стражей из местных бюджетов;


 


– проведение демилитаризации уголовно-исполнительной системы, за исключением охраны учреждений, и ликвидация советско-казарменных анахронизмов в исправительных учреждениях: так называемые Советы правопорядка и другие самодеятельные организации и секции, дневальный-тумбочка, строй-песня и т.д.;


 


– повышение уровня ведомственного, прокурорского и общественного контроля за питанием, бытовым обеспечением, медицинским обслуживанием и юридической помощью в местах лишения свободы;


 


– повышение эффективности обжалования действий администрации учреждения и уровня гарантий безопасности заявителей и многие другие.


 


В результате систематических нарушений представителями уголовно-исполнительной системы предусмотренных законом правил и условий осуществления общественного контроля, игнорирования жалоб, инициатив и рекомендаций ОНК, общественные наблюдательные комиссии уже двух областей – Костанайской и Карагандинской – приняли решение о приостановлении деятельности по мониторингу учреждений системы исполнения наказаний и следственных изоляторов. Еще ряд ОНК по тем же причинам также рассматривают возможность приостановки своей деятельности.        


 


С учетом того, что в декабре 2008 г. Республика Казахстан ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и взяла на себя обязательства в течение 3 лет создать систему регулярных посещений, осуществляемых независимыми международными и национальными органами, мест, где находятся лишенные свободы лица, с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, так называемых национальных превентивных механизмов, предусматривающих беспрепятственные регулярные, в том числе и внезапные, посещения мест содержания под стражей представителями общественности, описанная выше ситуация вызывает серьезную озабоченность.


 


В связи с этим мы призываем руководство Министерства внутренних дел РК и Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК:


 


– рассмотреть все факты ограничения или отказа в допуске Общественных наблюдательных комиссий на территорию исправительных учреждений, следственных изоляторов и привлечь к установленной законом ответственности должностных лиц, виновных в нарушении уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений и мест предварительного заключения;


 


– обеспечить строгое соблюдение законодательства в части допуска членов ОНК на территорию режимных учреждений и издать для этой цели специальное инструктивное письмо;


 


– тщательно рассмотреть рекомендации и инициативы ОНК и дать по ним аргументированные обоснованные ответы;


 


– обеспечить взаимодействие ОНК и администрации мест содержания под стражей на основе взаимного уважения и разрешения конфликтных ситуаций на основе диалога и компромиссов;


 


– рассмотреть совместно с ОНК предложения по установлению эффективных процедур деятельности создаваемых в стране национальных превентивных механизмов.


 


                                                                                              14 мая 2012 г.


 


Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности


Общественный фонд “Международная Правовая Инициатива”


Общественный фонд Феминистская Лига


Международный центр журналистики Medianet


Есенбек Уктешбаев, председатель профсоюза работников промышленных, бюджетных отраслей, сферы услуг и агрокомплекса “Жаңарту”


ОНК по Кызылординской области


ОО “Центр развития и адаптации “Феникс”


Детский Фонд Казахстана


Центр исследования правовой политики


ОФ Аман-саулык


ОНК по Костанайской Области


ОНК по по Западно-Казахстанской области


ОНК по Карагандинской области


ОНК по Мангистауской области


ОНК по г. Астана


ОНК по Восточно-Казахстанской области


Татьяна Чернобиль, независимый эксперт


Общественный фонд «Хартия за права человека»


Представительство Penal Reform International по Центральной Азии


                                                          


Добавить комментарий