Уважаемый господин Президент!
В настоящее время в Мажилисе Парламента РК рассматривается проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций» (далее проект закона).
Этот проект закона в случае его принятия серьезно ограничит права человека, в первую очередь, право на свободу объединения, право на свободный выбор деятельности, право на свободу убеждений, свободу слова и выражения мнения, т.е. все то, что составляет саму суть гражданского общества.
Данный проект закона будет противоречить Конституции РК, а именно ст. 23, закрепляющей право на свободу объединений, а также международным обязательствам нашей страны в области прав человека.
Подпункты 8-1, 8-2, 8-3 статьи 1 проекта противоречат пункту 5 статьи 6-1 и позволяют вводить монополию на предоставление грантов только единым Оператором на территории РК, вне зависимости от источников предоставления гранта (международные организации, дипломатические представительства, международные некоммерческие организации и т.д.). Данное противоречие в статьях закона позволяет в случае его принятия ввести монополию Оператора на предоставление грантов в любой момент без внесения дополнительных изменений в законодательство путем произвольной интерпретации закона.
Кроме того, вводится обязательное предоставление сведений о неправительственной организации в некую базу данных НПО. За непредоставление или предоставление неточных сведений в базу данных вводится административная ответственность в КоАП РК в виде штрафа в размере 25 МРП или приостановление деятельности НПО сроком до трех месяцев, а в дальнейшем ликвидация такой организации, что является грубейшим вмешательством государства в дела общественных объединений, в какой бы форме они ни были зарегистрированы. В условиях Казахстана такое положение приведет к преследованию независимых НПО и их закрытию, аналогично тому, что происходит в России и Таджикистане.
Принципиальным моментом, против которого мы выступаем, является то, что ст. 5 проекта закона ограничит сферы деятельности НПО, получающих гранты из любых источников, не только государственных. В данном перечне дозволенных сфер деятельности для НПО нет прав человека и демократии, а также защиты прав мигрантов, беженцев, иностранцев и лиц без гражданства, что приведет к тому, что правозащитные организации, занимающиеся защитой и продвижением прав и свобод человека, окажутся вне правового поля и могут быть закрыты в любой момент после принятия закона.
Уполномоченный орган в лице Министерства культуры и спорта будет наделен правом проверки сведений, предоставляемых НПО, филиалами и представительствами международных некоммерческих организаций в базу данных НПО. Именно его решения будут положены в основу того, какие НПО будут закрываться под предлогом непредоставления данных.
Таким образом, после принятия проекта закона в его нынешнем виде независимые неправительственные организации не смогут работать даже без получения грантов.
Особенно удручает тот факт, что Парламент, являясь демократическим органом, принимает недемократические законы, поскольку наиболее неприемлемые нормы проекта закона были предложены именно депутатами Парламента.
На всех стадиях работы над проектом закона мы, представители независимого гражданского общества, пытались привести нормы этого документа в соответствие с Конституцией Казахстана и принципами международного права в области прав человека, передовой зарубежной практикой и международными тенденциями в области обеспечения и защиты прав человека. Однако предложения и аргументация независимой общественности большей частью были проигнорированы.
В связи с изложенным, мы просим Президента как гаранта незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина:
1. Наложить вето на принятие Парламентом РК проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций»;
2. Направить проект закона на экспертизу в Конституционный Совет РК на предмет соответствия его положений Конституции РК, а также направить проект закона на авторитетную международную экспертизу, например, в Венецианскую комиссию Совета Европы, на предмет его соответствия ратифицированным Казахстаном международным договорам в области прав человека.