КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Отец за сына

26.07.2023

Отец неправосудно осуждённого к 18-ти годам лишения свободы восьмой год добивается справедливого рассмотрения его дела. Последняя надежда – личная встреча с главой государства.

25 июля на главной площади города Есик (райцентр Енбекшиказахского района Алматинской области) состоялся одиночный пикет Сайлаубека Ажимолдаева, который добивается правосудия по делу своего сына Марата, осуждённого в 2015 году на 18 лет лишения свободы и продолжающего отбывать этот срок по сей день.

Марат Ажимолдаев, житель села Кырбалтабай, был осуждён Енбекшиказахским районным судом за кражу, разбой и убийство, которых не совершал. По самому тяжкому из этих преступлений – убийству пожилой женщины у осуждённого вообще было железное алиби – в указанный полицейским следствием момент убийства он находился за 38 километров от названного следствием места преступления, – утверждает Сайлаубек Ажимолдаев. Он говорит, что обвинение его сына в том убийстве основано на показаниях психически ненормального подростка, склонного к болезненным фантазиям. Наиболее же вопиющим представляется тот факт, что потерпевшая женщина вообще не была убита, а умерла своей смертью за три дня до той даты, которая фигурирует в приговоре.

(см. «Есть человек, найдется дело», «На нет и дела нет», «Семь лет – один ответ»).

Эти вопиющие обстоятельства и ряд других моментов, в том числе заявление Ажимолдаева младшего об избиении его полицейскими после задержания, когда пытались повесить на него кражу (есть веские подозрения, что посадка молодого человека стала «ответской» местных полицейских на его заявление о пытках), не были приняты во внимание ни Енбекшиказахским районным судом при первичном рассмотрении дела, ни Алматинским областным судом при апелляционном рассмотрении. К тому же впоследствии выяснилось, что экспертизу состояния подростка, на показаниях которого и базировалось обвинение, была проведена учреждением, не имеющим для этого ни специалистов, ни прав.

 Некоторой подвижкой было решение Верховного суда РК о направлении дела на новое рассмотрение в тот самый райсуд, который ранее уже осудил Ажимолдаева, однако новый приговор оказался идентичен старому.

Три года назад Сайлаубек Ажимолдаев проводил аналогичный пикет на площади Республики в Алматы, сейчас вышел на главную площадь в Есике. В подтверждение всего сказанного о горестной судьбе своего сына пикетчик продемонстрировал на камеру многочисленные документы – заключения экспертиз, ответы из разных госучреждений и прочие бумаги. В качестве последней надежды Сайлаубек обращается лично к президенту Касым-Жомарту Токаеву, призывая его ознакомиться с документами, подтверждающими невиновность несправедливо осуждённого Марата Ажимолдаева и виновность полицейских, сфабриковавших это дело, а также покрывающих их проделки прокуроров и судей.

– Я защищаю не только невиновность своего сына, но также честь и достоинство президента страны, которое попирают корыстные и недобросовестные чиновники, практикующие правовой беспредел. Господин президент, я обращался к вам 90 раз в письменном виде или электронной почтой, 27 раз ездил в Астану и просил о личном приёме. Обращаясь к вам сейчас, я надеюсь, что на этот раз вы наконец примете меня лично, ознакомитесь со всеми документами по делу моего сына и убедитесь в его невиновности. Я обращаюсь к вам как к гаранту Конституции, как к гаранту справедливости и правосудия. Я прошу вас обеспечить справедливое рассмотрение казахстанским судом уголовного дела моего сына, результатом такого рассмотрения мог бы стать пересмотр неправосудного приговора, – заключает Сайлаубек Ажимолдаев. 

Стоит отметить, что районный акимат с барского плеча позволил Сайлаубеку Ажимолдаеву митинговать (а в согласовании указано, что он может проводить «митинг» в составе одного человека) хоть весь день – с 9.00 до 20.00. Правда, щедрость была компенсирована иезуитством: протестующему дозволили выражать свое несогласие на пятачке 2х2 метра под палящим солнцем, любые попытки выйди за пределы квадрата пресекали бдительные полицейские.