• Главная
  • >
  • «… нас лишили гражданства РК»

«… нас лишили гражданства РК»

06.08.2024

Группа осужденных женщин обратилась к Президенту страны с призывом обратить внимание, как минимум, на их конкретную колонию в связи с невозможностью выйти условно-досрочно или смягчить наказание, несмотря на требования законодательства.

«У нас сложилось мнение, что одновременно с вынесением приговора нас лишили гражданства РК, так как к осужденым гражданам РК не применяются нормы Конституции РК и действующего права РК». Таков лейтмотив коллективного обращения осужденных женщин, отбывающих наказания в колонии №23 области Абай.

24 июля 2024 года 19 осужденных женской колонии №23 (с. Шуак, Жарминский район, область Абай) подписали коллективное обращение на имя Президента РК в связи с систематическим «беззаконием» судов Абайской области. Имея все необходимое для условно-досрочного освобождения или замены наказания обитательницы спецучреждения остаются на нарах, поскольку суды выносят отказы со ссылкой на непогашенный ущерб.

При этом, согласно Нормативному постановлению Верховного суда, непогашенный материальный ущерб не может становиться препятствием в целом ряде случаев.

В тех случаях, когда вред, причиненный преступлением (материальный ущерб и моральный вред), по гражданскому иску не возмещен в силу таких объективных причин, как инвалидность осужденного или наличие у него заболеваний, препятствующих трудоустройству, и т. п., суд не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания только по этому основанию. В то же время установленные факты уклонения осужденного от возмещения причиненного преступлением вреда (путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы и т. д.) наряду с другими обстоятельствами могут служить препятствием к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

(из Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 2 октября 2015 года № 6)

Однако, как это неоднократно происходит, нижестоящие судебные инстанции не обращают внимания на требования Верховного суда. Отсюда – очередное двухзаконие.

Совсем недавно примерно о том же, но в контексте мужского контингента, писало интернет-издание Orda.kz. Где также акцентировалось внимание на мздоимстве для получения УДО или смены условий содержания.  

В случае колони №23 двухзаконие или беззаконие осуществляется, как считают обратившиеся, в паре «прокуроры» – «судьи».

Первые «при абсолютно идентичных статусных позициях осужденных ходатайствуют перед судами об удовлетворении ходатайства одного осужденного и возражают против удовлетворения ходатайства другого осужденного». В обращении приводится список из восьми счастливиц, к кому нормы закона применили (и в данном случае прокуратура указывает, что для применения статьи 96 УИК РК возмещение ущерба не требуется), тогда как подписанты остались ни с чем. Поэтому среди поставленных судам и надзорным органам вопросов доминирует: почему не соблюдается принцип единообразия закона? «Не это ли очевидный признак коррупции?» – задаются последовательным вопросом осужденные женщины.

Ведь не секрет, что в казахстанских реалиях каждый подобный акт милосердия может иметь свою цену, не включенную в официальные ценники.

Также возникает другой вопрос: почему суды на свое усмотрение «на глазок», посредством скверной видеосвязи, оценивают степень исправления заключенных, не принимая во внимание выданные учреждением характеристики?

С другой стороны, многие и рады бы возместить ущерб, но в условиях колонии – это дело недостижимое, когда работы нет, а если и есть, то оплаты хватает только на покрытие самого необходимого, того что недодают в стенах исправительных учреждений.

«В швейном цехе нашего учреждения среднемесячная зарплата за 8-часовой рабочий день составляет 250 тенге, что составляет 5000 тенге в месяц. О каком полноценном погашении ущерба может идти речь?»

И если бы женщины могли перейти в колонию-поселение и устроиться работать на гражданке, процесс возмещения пошел бы куда как оперативней. Но, похоже, прокуратуру это как раз и не устраивает.

К тому же весть процесс трудоустройства монополизировало предприятие «Енбек» перманентно пребывающее в проблемах или состоянии банкротства.

Но есть и те, кто по причине инвалидности и других тяжелых заболеваний не может рассчитывать даже на 250 тенге в день. У таких вообще нет никаких шансов. По крайней мере, как замечают авторы обращения, за пять лет Жарминский районный суд и суд области Абай не удовлетворил ни одного ходатайства, исходящего от нетрудоустроенных.

После перечисления всех накопившихся обид и проблем закрытого учреждения у президента просят помощи «в искоренении коррупционной судебно-правовой практики».

Вместе с обращением в редакцию Bureau.kz прислали несколько постановлений, в которых основанием для отказа для гуманизации стали непогашенные суммы (от полумиллиона до 40 миллионов тенге). И просто, достаточно прикинуть сколько лет потребуется выплачивать должное при заработной плате в пять тысяч.