Вырвать сына из лап системы

03.10.2023

Житель Алматинской области Сайлаубек Ажимолдаев продолжает свою тщетную борьбу с системой, посадившей на 18 лет лишения свободы, очевидно по ложным обвинениям, его сына Марата.

В 2016 году Марат Ажимолдаев был осужден на основании показаний 15-летнего подростка с серьезными ментальными проблемами. Якобы молодой человек совершил убийство пожилой женщины с целью ограбления. Несмотря на алиби и отсутствие иных доказательств кроме рассказа несовершеннолетнего, живущего в своем мире, следствие передало дело в суд, который с легким сердцем отправил парня на нары. Примечательно, что психиатрическую экспертизу проводил Алматинский областной центр психического здоровья, не имевший ни опыта для исследования душевного состояния несовершеннолетних, ни лицензии на это. Суд и здесь отвел глаза, как и на дополнительные показания, вошедшие в материалы дело, на русском оралманов, языком этим не владевших и не понявших о чем их вообще спрашивают.

– Кушпасов говорит: вот я спал в селе Торе, 47 километров отсюда (от Кырбалтабая – А.Г.), зашли НКВД там и давай, подписывай, что ты видел Ажимолдаева, показания. У меня две дочки, я побоялся, что они изнасилуют, поэтому подписал. Но сроду не видел Ажимолдаева, никогда в жизни, – делится Сайлаубек Ажимолдаев подробностями какими методами полицейские добивались нужных им показаний.

Наконец сама смерть старушки могла произойти по естественным причинам и… ТРЕМЯ днями ранее, чем опера узнали об «убийстве». Тем не менее по-колхозному сварганенное дело уже отняло у Марата почти 8 лет жизни.

Почему именно Марат стал жертвой деревенских полисменов? Незадолго до того, как попасть в руки стражей порядка, на него пытались повесить ограбление (излюбленная тактика расследования наших оперов). Парень оказался не при чем. Заставить взять на себя преступление не вышло, хоть и отделали в процессе убеждения Марата полицейские так, что домой тот вернулся весь в крови. Спускать рукоприкладство полицейским он не собирался, и по всей видимости поплатился за свое настойчивое намерение наказать зарвавшихся силовиков (см. «Есть человек, найдется дело», «На нет и дела нет», «Семь лет  – один ответ», «Отец за сына»).

В аналогичных ситуациях по опыту Казахстана все районные бастыки – полицейские, прокурорские, судейские – зачастую являющиеся другу дугу родственниками или, минимум, приятелями формируют мощную оборону. Понятно, что в таких цепочках если наказывать одного, тогда придется всех, так что в жертву приносят чужака – простого, не облеченного властью и связями человека. 

В такую страшную, но типичную для государства, где законы соблюдаются весьма условно, попала семья Ажимолдаевых.

Сайлаубек – далеко немолодой мужчина, проделал неблизкий путь из села Кырбалтабай (Енбекшиказахского района) в административный центр Алматинской области Конаев, чтобы выйти с одиночным пикетом в надежде привлечь внимание проходящих к своей беде. В согласовании за подписью Сауле Нурсолтановой – заместителя акима города Сайлаубека отправили на замусоренный пустырь, где давно не ступала нога прохожих. Так что пикетом назвать это трудно Больше выглядит как издевательство одной стороны и жест отчаяния – другой.

Однако мужчина не сдается. Намерение вырвать сына из лап казахстанского кривосудия стало его целью в жизни. Единственно, что крепко стоящий на ногах крестьянин за годы бесплотной борьбы (выплаты гонораров адвокатам, поездки в Астану) остался почти без средств и вынужден обращаться к соотечественникам, чтобы продолжать свою борьбу.

Желающие могут помочь Сайлаубеку Ажимолдаеву, отправив помощь на Kaspi по тел. 8 747 359 07 95