В Актобе первая судебная инстанция подтвердила обоснованность отказа в предоставлении статуса беженцев гражданам Украины, уроженцам Казахстана, выехавшим с оккупированной территории.
Еще в ноябре этого года Специализированный межрайонный административный суд Актюбинской области оставил жалобу матери и сына из Донецкой области Украины без удовлетворения. В августе 2024-го они смогли покинуть зону боевых действий и добраться до Казахстана, где обратились за статусом беженцев.
Донецкая область с 2014 года находилась под контролем так называемой Донецкой народной республики, сейчас – частично оккупирована российскими войсками. Помимо постоянных обстрелов и риска для жизни, дополнительным аргументом стал отказ семьи от навязываемого российского гражданства.
Будучи уроженцами Актобе, они вернулись в Казахстан и остановились у родственников. Обратившись за получением статуса беженцев, через год они получили отказы из-за «отсутствия обоснованных опасений преследования».
Действительно, казахстанский Закон о беженцах не наделяет таковым статусом людей, бежавших от вон и стихийных бедствий. Также факт оккупации страны не является основанием для предоставления убежища. Однако после вторжения России в Украину как минимум 63 украинца смогли получить убежище в Казахстане.
Но, похоже, что в связи с общей тенденцией не предоставлять статус беженца никому, у жителей подвергшейся агрессии страны такие же шансы как у афганцев.
Мать и сын говорят, что даже если бы они хотели вернуться, с украинским гражданством их просто не пропустят в Донецкую область, организация, где ранее работала женщина, разрушена в результате обстрелов. У сына – тяжелое заболевание, но на медицинскую помощь в военной обстановке людям с «враждебным гражданством» вряд ли могут рассчитывать.
Согласно международному праву, включая Конвенцию ООН о статусе беженцев 1951 года и Протокола 1967 года, а также Рекомендации УВКБ ООН №12, последствия вооруженного конфликта могут приравниваться к преследованию и являться основанием для предоставления статуса беженца. Казахстан, как участник данных международных договоров, обязан применять их нормы напрямую, что подтверждено нормативным постановлением Верховного Суда РК. В статье 33 Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев говорится о запрещении высылки или возвращения беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность – напоминает Бюро по правам человека.
Теперь беженцы будут обжаловать судебное решение в вышестоящей инстанции. Юридическую помощь оказывает филиал Бюро по правам человека.
