Сатирический пост в соцсетях не должен считаться уголовным преступлением, а одиночный пикет в поддержку арестованного блогера – административным правонарушением: так считают активисты в Алматы и других городах, выходя на пикеты. Полицейские и судьи руководствуются диаметрально противоположной установкой, отправляя блогера-сатирика в СИЗО, а пикетчиков – в спецприёмник.
Последние дни второй декады января и первые дни последней январской декады окрасились в Алматы, а затем и в других городах Казахстана в арестные и пикетные тона.
Краткая хронология арестов и пикетов
● 17 января был задержан, а 18 января арестован на 20 суток следственного ареста (по сложившейся практике этот срок могут потом продлевать до полугода, а то и до года) известный блогер Темирлан Енсебек, ведущий сатирического паблика QazNews24. Его обвиняют по уголовной статье 174 в разжигании национальной розни, а по некоторым сведениям также и социальной розни.
● 19 января в поддержку арестованного блогера провёл одиночный пикет активист Руслан Бикетов. Он вышел на перекрёсток пешеходной улицы Панфилова с проезжей улицей Кабанбай батыра и встал напротив главного фасада Оперного театра с плакатом, на котором было написано по-английски: «Моя страна больна, помогите её вылечиться и устанвоить демократию!» Через три минуты после выхода Руслан был задержан полицейскими и увезён в Алмалинское районное управление полиции, где на него составили протокол об административном правонарушении, а затем проведено онлайн-заседание межрайонного суда по административным правонарушениям, в завершение которого судья вынес постановление об аресте Бикетова на 15 суток по митинговой статье 488 КоАП РК.
● 20 января на том же месте провела одиночный пикет в поддержку арестованных блогера и защищавшего его пикетчика журналистка Асем Жапишева. Она держала в руках плакат с лаконичной фразой «Сатира – қылмыс емес» (Сатира – не преступление) и обратилась к собравшимся журналистам с речью о необходимости освободить всех казахстанских политзаключённых, включая супермарафонца Марата Жыланбаева, активистку Айгерим Тлеужан и журналиста Думана Мухамедкарима. Через десять минут полицейские задержали Асем и увезли во всё тот же Алмалинский райотдел, где ближе к вечеру провели такое же онлайн-заседание адмсда с точно таким же постановлением судьи об аресте пикетчицы на те же 15 суток.
● 21 января одиночные пикеты с плакатами «Сатира – кылмыс емес» прошли в двух других казахстанских городах, а именно в Костанае и Актобе, в обеих случаях пикетчики выходили к парадным подъездам областных драматических театов. В Костанае против ареста алматинского блогера-сатирика протестовал Сергей Зинченко, а в Актобе выступил Мусагали Даулбаев. Одновременно с этим в южной столице прошёл третий пикет у Оперного театра, который провела активистка Акмарал Джакибаева. Во всех трёх случаях пикетчики были задержаны полицией, после чего адмсуды в Алматы и Костанае вынесли постановления о наложении на правонарушителей денежных штрафов. Сведений о судьбе актюбинского пикетчика пока не поступало.
22 января в Астане вышел с пикетом Марат Мусабаев. Как и у вчерашних активистов, на куртке написан лозунг «Сатира — қылмыс емес!»
В реестр запрещённых текстов не включили, а за исполнение карают
Тем временем в защиту арестованного блогера Темирлана Енсебека выступил Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз». В интервью информагентству КазТАГ президента фонда Карлыгаш Джаманкулова сказала: «Мы внимательно следим за этим делом и выражаем свою обеспокоенность по поводу уголовного преследования блогера. Отдельной строкой нас беспокоит вопрос различия между авторством спорного текста и его распространением. Учитывая, что это уже первое дело, связанное с распространением именно этой песни, вызывает вопрос: почему этот контент сам по себе не был запрещен к распространению?»
По поводу песни «Орыстар» (Русские), за исполнение или цитирование которой блогера Енсебека предположительно обвиняют в разжигании национальной розни, аналогичное мнение высказала независимый эксперт в области прав человека Татьяна Чернобиль. В своём вчерашнем ФБ-посте она пишет: «Вернёмся к песне. Она существует, как говорят, ещё с начала 2000-х годов, а широкое хождение поначалу имела только в казахоязычных пабликах. Однако с началом агрессивной войны России против Украины эта песня стала также распространяться и среди русскоязычной аудитории, чем не раз триггерила её своим неприкрытым, прямо скажем, шовинизмом. Однако эта песня до сих пор не включена в официальный реестр экстремистских текстов. То есть использование самой этой песни в Казахстане официально не запрещено, но как снова показывает упрямая практика, очень даже наказуемо», – констатирует правозащитница.
Она напомнила прошлогодний случае, когда за шутливое исполнение пресловутой песенки привлекли к административной ответственности этнически русскую девушку Машу Кочневу – подругу Темирлана Енсебека. Ей тогда вменили мелкое хулиганство в связи с наличием в песне элементов обсценной лексики, но обвинять в разжигании национальной розни всё же не стали. Может быть и теперь казахстанским властям было бы умнее привлечь Енсебека по «административке», а не по экстремистской статье? Впрочем, некоторые комментаторы предполагают, что одиозная песенка – всего лишь предлог для расправы с блогером-сатириком, выдающим в эфир придумываемые им нарочито абсурдные новости о действиях казахстанских властей (его паблик вдохновлён известным российским интернет-сайтом «Панорама»), которые иногда почему-то невозможно отличить от реальных новостей.