Только после обращения к депутату Парламента затеплились надежды на возобновление дела по гибели жителя Петропавловска в связи с последствиями встречи с полицейскими. Потерпевшей стороне предоставили документы, о которых следствие в свое время умолчало и предпочло бы, что бы их не существовало в природе.
Предыстория
4 июня 2017 года житель Петропавловска 25-летний Анатолий Рейбант скончался у себя дома через три месяца после встречи со стражами порядка. Застав его перед отъездом на вахту вместе с другом Анатолием Скатовым за распитием алкоголя в общественном месте, обоих доставили в опорный пункт, оттуда в Центр временной адаптации и детоксикации (ЦВАД), где полицейские подвергли Рейбант избиениям. От повреждения лицевых костей черепа мужчина умер, захлебнувшись рвотными массами. Однако полиция, а затем и Антикоррупционная служба отказываются видеть в этом причинно-следственную связь. Первый следователь продвигал версию совершения суицида таким неожиданным путем. Все эти годы пожилые родители Рейбант пытаются привлечь к ответственности виновных лиц – полицейских, экспертов, давших ложные заключения, и медработников за неоказание помощи. Последний раз дело в связи с кончиной Анатолия Рейбант прекращено Антикоррупционной службой по СКО 25 августа 2022 года.
(см. «Убийственный рефлекс», «Бег по кругу с препятствиями», «Еще один родительский протест», «Сладких снов прокурорским работникам», «Высший пилотаж игнора», «Сам виноват, что сразу не скончался», «Дело Рейбант: последний виток спирали», «Дело Рейбант: круговая порука держит круговую оборону», «Дело Анатолия Рейбант: нет тела – прощай, дело», «Дело Анатолия Рейбант: концы в землю», «Дело Анатолия Рейбант: издевательство без конца», «Дело Анатолия Рейбант: избавление от останков веры»)
Если сделаем вид, что верим полицейским, медработникам и экспертам, связавшим воедино все нагромождение нелепостей, то получим следующую картину.
Анатолий Рейбант был пьян (установлена средняя степень опьянения), в ЦВАДе полицейские его нежно успокоили и направили домой. Врачи, обнаружив у него ссадины и синяки (сам себе нанес), тоже отпустили с миром. Эксперт подтвердил, что переломов не было. А то, что через три месяца мужчина скончался, так все мы смертны, и опять же, перед смертью выпил.
В январе этого года состоялась встреча Ирины Григорьевны Рейбант – матери погибшего – с депутатом Мажилиса Парламента Дмитрием Колодой. Народный избранник проникся бедой землячки и направил депутатский запрос в Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК.
В полученном ответе, пришедшем на имя Ирины Рейбант, вдруг выяснилось, что Комитет дважды проводил внеплановые проверки по факту случившегося с Анатолием. В результате первой оказалось, что действиями врача-нарколога А.Солоницына (и на основе его заключения № 23 от 02 марта 2017 года) создана мнимая обоснованность доставления потерпевшего на территорию регионального Центра временной адаптации и детоксикации.
Врач-нарколог Солоницын, выдавший свое заключение не по форме, не стал вносить в него подробного описания клинической картины для определения степени опьянения. А ведь на него ссылались полицейские, обосновывая доставку мужчины. Отсюда подозрения, что заключение возникло постфактум, чтобы оправдать людей в форме, к тому времени уже хорошо избивших Анатолия.
Вторая проверка прошла по неоказанию Анатолию Рейбант квалифицированной медицинской помощи, из-за чего запущенные травмы привели к трагическому финалу.
Под контроль попали городская поликлиника №2 и многопрофильная областная больница. В этом случае эскулапы (хотя на тот момент имелись рентгеновские снимки) не стали рекомендовать пациенту осмотра невропатологом и не провели «тампонаду после репозиции костей носа» – то есть, не произвели остановку кровотечения после восстановления смещения костей носа из-за перелома. Однако же, самого смещения как следствия перелома, равно как и перелома, тоже, получается, не установили? И сообщение о якобы проведенной процедуре также возникли время спустя. Что отмечено в виде записи проверяющих о «некачественном оформлении медицинских документов».
– А ведь когда у нас было онлайн-заседание по результатам проверки, они же нам ответили «никаких нарушений не выявлено», – возмущается адвокат семьи Рейбант Татьяна Власова.
То, что у мужчины переломаны кости лицевого черепа, констатировали лишь при проведении второй судебно-медицинской экспертизы в Институте судебных экспертиз Алматы уже после эксгумации. Заключение – причинена средняя тяжесть здоровью и существовала возможность затруднения дыхания. Та первая экспертиза, петропавловская, за подписью эксперта Института судебных экспертиз по СКО Платко, зафиксировала только синяки и ссадины, совпавшие по времени с доставкой Анатолия в ЦВАР.
Однако ж, по результатам проведенной проверки Комитетом медицинского и фармацевтического контроля указано: выявлены «множественные (сочетанные) переломы лицевых костей и костей черепа. Сочетанная черепно-мозговая травма».
Тем самым врачи сознательно или неосознанно не только увели от ответственности полицейских (нет перелома – нет вреда здоровью), но и допустили своим бездействием летальный исход.
Кстати, утверждение, что перед смертью мужчина находился в нетрезвом состоянии также ранее опровергла алматинская экспертиза. В итоге остается растянувшееся по времени незапланированное убийство.
На основе новых данных, полностью меняющих картину происшествия, адвокат Власова направила в прокуратуру Северо-Казахстанской области обращение с требованием отмены постановления о прекращении уголовного дела, признания дела Рейбант исключительным и в этой связи поручить проведение досудебного расследования Службе специальных прокуроров. Поскольку все местные правоохранительные органы вкупе с надзорными уже доказали в этом конкретном деле либо свою профессиональную несостоятельность, либо заинтересованность.
Помимо того появляется логичный вопрос. А если проверки Комиссии проводились в марте 2022 года в период проведения следствия и привели к таким выводам, то почему о них ранее умолчали следствие и прокуратура? Тоже несостоятельность или все же заинтересованность?
В любом случае на каждый подобный случай, а таких по Казахстану наберется сотни если копнуть, никаких депутатов не хватит. Надежд на то, что те, кто давал клятву «служить и защищать» займутся своими прямыми обязанностями, особенно выявляя самих себя, никаких.