Двоих работников колонии, как они вполне резонно посчитали, сделали крайними, когда в одном из отрядов в результате драки скончался осужденный. Зато все непосредственные ответственные за порядок наказания каким-то образом избежали.
В декабре 2022 года в Павлодарский филиал Бюро по правам человека обратились бывшие сотрудники павлодарской колонии АП-162/4. Толеген Таканов и Азат Кабиденов в связи с постановлением старшего прокурора генпрокуратуры (службы специальных прокуроров) о прекращении уголовного дела по «Халатность» в связи с амнистией. Такой расклад не устроил осужденных, считающих себя невиновными в принципе.
За сутки до Дня победы 2021 года произошел конфликт между заключенными, и трое избили своего товарища по несчастью так, что Юрий Комм скончался на месте, однако стало известно об этом на следующий день.
Несмотря на наличие множества непосредственных охранников и военнослужащих, все были признаны невиновными, помимо Таканова и Кабиденова. При этом первый занимал должность начальника отряда по воспитательной работе среди осужденных (в его обязанности, согласно внутренней инструкции, не входило проверка койко-мест в период обхода), второй занимал должность старшего инспектора по профессиональной и служебной подготовке (работает только с сотрудниками учреждения).
Из показаний осужденных, имеющиеся в материалах дела, после избиения Комм другой осужденный дал поручения остальным скрывать травмированного на время обхода сотрудниками учреждения. Что и было выполнено: то есть на момент обхода, избитый отсутствовал в спальном месте. В то же время впоследствии подозреваемые сотрудники, проверяя жилую зону, осматривали общий порядок и выявляли обращения и жалоб со стороны осужденных. Однако все было в порядке, жалоб не заявляли.
Дальше выяснилось, что с приказами, нарушение которых вменены сотрудникам, они в глаза не видели и никак с ним не соприкасались. Данный довод, кстати, был подтвержден письменным ответом Департамента уголовно-исполнительной по Павлодарской области.
В то же время факт нарушения объективности со стороны органа досудебного расследования имел место быть. Осужденные круглосуточно находились под наблюдением военных подразделения Национальной гвардии, также в тот день дежурными заступали заместитель начальника по воспитательной работе закрытого учреждения, начальник оперативного отдела, инспектор-теолог (последний непосредственно контактировал с Комм Ю. 8 мая). Более того, в тот день он и дал команду «отбой» в данном отряде, что подразумевает непосредственный визуальный контакт с каждым осужденным и не выявил у Комма состояния нуждающегося в медицинской помощи.
23 июня 2021г. Департаментом агентства по противодействию коррупции по Павлодарской области в отношении заместителя начальника по воспитательной работе учреждения, начальника оперативного отдела, дежурного помощника начальника, инспектора по теологической и реабилитационной работе по факту ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей возбуждено уголовное дело по статье «халатность», впоследствии прекращенное за отсутствием состава преступления. Военнослужащие также избежали привлечения к уголовной ответственности.
Зато 6 декабря помощник Генерального прокурора РК Таштенов возбудил уголовное дело по той же статье в отношении Таканова и Кабиденова, быстро прекращенное 27 декабря по амнистии.
Из всего дежурного наряда – 19-ти сотрудников, включая военных, орган обвинения выявил только двоих, похоже наиболее непричастных к этому делу, которые к тому же не имели доступа к оперативной информации об осужденных и имели поверхностные знания особенностей работы с таким контингентом.
Постановление прокуратуры по понятным причинам было обжаловано, в удовлетворении им отказано, и следующая жалоба ушла в Генеральную прокуратуру. Оттуда же ее просто перенаправили в следственный суд – и там вынесен последний отказ.
Хотя оба амнистированных остались на свободе, сам штамп «бывших» отрубает им возможности устройства на работу близкой по специальности. Приходиться перебиваться временными подработками.
Разве что, столкнувшись со своей же системой изнутри, оба не имеют никакого желания продолжать службу в правоохранительных органах.