• Главная
  • >
  • Сладких снов прокурорским работникам

Сладких снов прокурорским работникам

18.11.2021

В очередной раз в Петропавловске прокуратура прекратила уголовное дело о смерти Анатолия Рейбанта, получившего травмы при встрече с полицейскими.

«Решение принято, постановление вручаем» – самая внятная фраза, прозвучавшая в городской прокуратуре Петропавловска после озвучивания информации об очередном прекращении возобновляемого дела о смерти 25-летнего Анатолия Рейбанта вследствие попадания к местным стражам порядка.

Анатолий Рейбант скончался у себя дома в июне 2017 года, захлебнувшись рвотными массами из-за полученного перелома носа и лицевого скелета. Все эти травмы у него появились после попадания в полицейский участок с последующим перемещением в Центр временной адаптации и детоксикации (ЦВАД), куда его доставили вместе с товарищем, с которым они распивали спиртное на лестничной площадке. Из центра адаптации Анатолия вывезли в карете «скорой помощи» с сотрясением мозга, переломом носа и лицевого скелета.

По факту кончины Анатолия Рейбанта полиция возбудила два дела – о превышении должностных полномочий и о… доведении до самоубийства.

(см «Убийственный рефлекс», «Вот и весь прокурорский ответ», «Бег по кругу с препятствиями»). «Доведение до самоубийства» было сразу же прекращено в виду очевидной глупости этой версии, осознанной даже самим полицейскими. Зато явное «превышение должностных полномочий» (хотя по факту нужно было возбуждать дело по статье «пытки») стало нарезать круги, попеременно прекращаемое следствием и возбуждаемое заново после посещения прокуратуры.

И вот теперь городская прокуратура Петропавловска опять не заметила не менее десятка оснований считать полицейских виновными в нанесении телесных повреждений, приведших к смерти жителя города. При том что сам факт избиения, и дальнейшее укрывательство преступления, тянущие не на одну статью Уголовного кодекса, остались вне прокурорского надзора. Зато работник ведомства вспомнил о законе и предупредил об ответственности потерпевшую – мать Анатолия.

Старший прокурор прокуратуры Петропавловска Исламбек Караев во время встречи с родителями погибшего и адвокатом озвучил принятое решение: прекратить уголовное дело по превышению должностных полномочий в отношении сотрудников полиции «за недоказаностью в действиях сотрудников полиции признаков правонарушения». Разве что следствие вновь пришло к выводу: смерть наступила от асфиксии, причину которой никто не потрудился выяснить. В постановлении о прекращении также значится, что у сотрудников полиции «признаков заученности текста при даче показаний не было».

В 2021 году дал свои показания еще один очевидец тех событий – Алексей Марусич, муж родственницы погибшего. Сейчас он уже гражданин России, и так и не дождавшись поручения следователя Галиуллина о взятии у него показаний сам приехал в Петропавловск и рассказал все как было. Более того, он принял участие в очной ставке на месте преступления и детально показал, кто где находился и кто именно бил. Но в отличие от своих коллег – полицейских, следователь посчитал нужным отнестись к его показаниям “скептически”.

В завершении спича господин Караев порекомендовал супругам Рейбантам вновь обратиться в Генеральную прокуратуру, либо в Следственный суд, чтобы не, наверное, по привычке спустили дело вниз. А дальше технология прекращения дела отработана. Впрочем, Генеральная прокуратура сама в октябре пришла к выводу о законности прекращении дела.

В ответ адвокат Рейбантов – Жанболат Елеукин забросал работника городской прокуратуры вопросами, на которые в надзорном органе не нашли, что ответить.

Первая претензия – к судебно-медицинской экспертизе. «Материалы дела подтверждают, что Рейбант обследования не проходил, заключение было сделано фиктивно. Вместе с тем городская прокуратура вновь ссылается на результаты фиктивного заключения!», – недоумевает адвокат. Первая судмедэспертиза показала легкий вред здоровью. Последовавшая эксгумация выявила наличие серьезных повреждений, не только костей носа, но и верхней части челюсти.

Выяснилось, что врач «ошибочно» предоставила судмедэксперту справку о наличии у Рейбант хронического заболевания, которого у парня никогда не было. Причем сама же врач устно рекомендовала ему провести операцию вследствие, получается, что хронических (!) переломов.

По тем же материалам дела полицейские и сотрудники ЦВАД дают разные показания, которые в прокуратуре посчитали «стабильными и согласованными». В том числе медработники рассказали, что они видели, как сотрудники полиции, доставив «клиентов» к месту, повалили тех на землю, тогда как сами полицейские напрочь отрицали применение ими любого насилия.

Не добились пострадавшие от прокуратуры и оценки надзорного органа действиям полицейских. Помимо того, что избили Анатолия, стражи порядка сфальсифицировали административное производство.

– Кто давал им право без составления протокола задержания принудительно доставлять их в помещение ЦВАД? Должен быть протокол. Это превышение или нет? Кто им давал право применять методы, несоразмерные с совершенным им административным правонарушением? – допытывался Елеукин. – По показаниям фельдшера его закинули в скорую помощь в наручниках (когда он уже был без сознания – А.Г.).

И еще десяток вопросов последовал от законного представителя Рейбантов, приводившего раз за разом новые противоречия в деле. Однако прокурорские работники, не найдя чем парировать, просто молча слушали.

– Как вы с этим будете жить? С какой совестью ходить… Как вы спать будете? – едва сдерживая слезы высказала молчаливым представителям надзорного органа Ирина Рейбант – Я иначе не могу сказать, что вы нарушаете сами закон и вы держитесь за свои места. А то, что мы люди, вам на это совершенно наплевать.

После того, как выслушав все Исламбек Караев тихо покинул помещение, его место заняла другая представительница надзорного органа. И теперь уже, вспомнив о законе, саму Ирину Григорьевну предупредили об ответственности, если она будет продолжать выходить на одиночные пикеты к зданиям полиции и прокуратуры, и немым укором напоминать силовикам о своем горе.

Видимо, все же опасаются, что будут плохо спать.