• Главная
  • >
  • Провокации и пытки: метод «воспитания» осуждённых в следственном изоляторе Усть-Каменогорска

Провокации и пытки: метод «воспитания» осуждённых в следственном изоляторе Усть-Каменогорска

14.09.2018

Республика Казахстан декларирует воспитательную роль своих тюрем и колоний. По мнению руководства тюремного ведомства, попавшие за колючую проволоку оступившиеся граждане должны перевоспитаться и выйти на свободу другими людьми – честными, порядочными и готовыми к созидательному труду. Но, как говорит старая русская поговорка, гладко было на бумаге… Что-то в тюремном ведомстве идёт не так.

Например, отбывающий срок в следственном изоляторе Усть-Каменогорска Марлен Нуржанов сообщил, что сотрудники учреждения ОВ 156/1 предлагали ему принять участие в провокации против балхашского бизнесмена Куата Султанбекова, обещая взамен написать положительную характеристику и отправить отбывать наказание на малую родину, в Уральск. Отказавшись от этой низости, он подвергся сильному давлению, в том числе пыткам. При этом «курирует» осуждённых сотрудник КНБ по имени Архат, который в курсе всего происходящего. Об этом Марлен Нуржанов написал в письме, переданном на волю.

Дело Куата Султанбекова выпадает из общей массы более чем странных судебных приговоров в силу того, что изначально главу Ассоциации предпринимателей Балхаша осудили на три с половиной года –  якобы за хранение газового пистолета, переделанного в боевой. Однако, по всей видимости, на самом верху приняли некое решение, из-за чего его три года растянулись на… 19 лет. И каждый раз тюремная администрация находит какие-то основания, чтобы «накидывать» ему срок. На свободу он выйдет только в 2030 году. По словам самого Куата Султанбекова, все обвинения были сфальсифицированными (см. «7 вопросов КУИС о деле Куата Султанбекова», «Сидеть вам – не пересидеть: на бизнесмена Куата Султанбекова снова «шьют» дело», «Лечат» не зубы, а адвокатов»).   

По словам Нуржанова, администрация тюрьмы предложила ему побыть провокатором. Взамен тюремщики посулили множество благ: положительную характеристику от руководства тюрьмы и этап в Западно-Казахстанскую область, где он проживал до ареста и где, вообще-то, по закону и должен отбывать наказание.

«Меня подселяют в камеру №75 к Султанбекову Куату Муратовичу. И я должен спровоцировать его на драку, причем это должно засняться на видеокамеру», – пишет осуждённый о планах администрации учреждения.

Получив категорический отказ, тюремщики в феврале 2018 года отомстили наказанием в виде трёх суток ДИЗО (дисциплинарного изолятора — авт.), при этом не посчитав нужным ознакомить с документами. В знак протеста Нуржанов объявил голодовку, а когда его перевели обратно в камеру, выпил хлорку. Промыв желудок и полежав под капельницей, его вернули обратно в камеру, а вскоре «влепили» еще 5 суток ДИЗО.

«Меня начали шантажировать и угрожать «раскруткой», говоря, что меня ждёт та же участь, что постигла Султанбекова и был бы человек, а статья найдётся. Что «раскрутят» меня, и с общего режима я поеду на строгий».

Далее, по словам осуждённого, последовали настоящие пытки.

«27 февраля меня вывели из помещения ДИЗО и повели в баню. Там мне обмотали руки полотенцем, надели поверх наручники, принесли тазики с тёплой водой. После зашёл замначальника тюрьмы Калымов Бауыржан Райханович. Надев на руки свои зимние кожаные перчатки, ударил меня по лицу пару раз ладошкой. Отошёл на пару шагов назад. Весь офицерский состав, подняв меня, начали топить в тазике с водой. Там присутствовали все режимники и опера — офицерский состав», – сообщает Марлен Нуржанов.

По словам осуждённого, его пытали: начальник оперчасти майор по имени Марат, исполняющий обязанности начальника режимной части Нуржан Амантаевич, молодой сотрудник режимной части, имени которого он не знает, оперативник Избасаров Манарбек Жанатбекович и замполит по воспитательной работе.

«Водные процедуры» продолжались до тех пор, пока Марлен Нуржанов не согласился прекратить голодовку, которая на тот момент продолжалась 12 дней.

«В июне-июле 2018 года Султанбеков из 75-й камеры опять судился с администрацией о незаконных нарушениях, которые ему вменили. Он ходатайствовал о том, чтобы меня пригласили на суды. Суд ходатайство принимает. Но несмотря на это, медсанчать выписывает справку, что у меня очень плохое самочувствие и постельный режим. Но я ничем не болел! Сотрудники учреждения совершили преступление, подделав документы для суда», – подытоживает осуждённый.

На судебном процессе, куда он так и не попал, Марлен Нууржанов должен был подтвердить тот факт, что осуждённые сдают свою одежду в стирку, а не стирают самостоятельно. Казалось бы, это — общеизвестный, всем понятный и никем не оспариваемый факт. Но… администрация следственного изолятора вдруг стала его опровергать, утверждая, что вещи стирают осуждённые. Дело в том, что Куат Султанбеков заявил, что металлическую пластину (тот самый запрещенный предмет, за который предприниматель получил очередную прибавку к своему и так немаленькому сроку) ему в куртку подложили во время стирки.

На суд представитель ответчика — того самого учреждения ОВ 156/1 принесла объяснительные нескольких осужденных, в которых говорилось о том, что они сами стирают свои вещи. Представители Куата Султанбекова, в свою очередь, утверждали, что заключенных просто-напросто запугали.

Точку в этом споре поставила только Генеральная прокуратура, которая в своем ответе на запрос защитника Султанбекова указала, что вещи осужденных сдаются в стирку в прачечную учреждения, и всё необходимое для этого оплачивается из бюджета.

Справка от газеты «Flash!»: В базе данных криминальной полиции Карагандинской области Султанбеков ранее значился как «криминальный авторитет, лидер ОПГ Балхаша, известный под кличкой Кот». Незадолго до своего задержания в январе 2012 года на трассе Балхаш-Астана, где у него при досмотре обнаружили пистолет, он попытался защитить кандидатскую диссертацию по сельскому хозяйству. Тема называлась мудрено: «Институционные аспекты развития аграрного сектора РК». По отзывам очевидцев и прессы, с начала 2011 года предприниматели г. Балхаша стали активно поднимать острые наболевшие вопросы перед местной исполнительной властью. Обратились даже к Главе государства. Содержание этих обращений раскрывало многие теневые моменты – поддержку аффилированных с властью фирм со стороны чиновников, предпочтение при выдаче разрешений и проведении тендеров опять же определенным фирмам. После проведенный проверки на основе этих жалоб, ряд местных чиновников «получил по шапке». В ответ проверкам подвергся бизнес сына Султанбекова, закончившийся сносом дома отдыха. Вскоре у самого Куата полицейские нашли пистолет, остановив автомобиль якобы для простой проверки (http://flashpress.kz/blog/flash/65967.html).


Добавить комментарий