Кто там по «Трибуне» каблуком стучит?

27.04.2016

Как мы уже сообщали в коротком репортаже «Щедрый платит дважды» от 22.04.2016, на прошлой неделе алматинские полицейские задержали на перекрёстке центровых улиц Шевченко и Наурызбай батыра руководителя ИП «Алаң Жұрт», бывшего учредителя газеты «Трибуна. Ашык алаңы» Асем Альмухаметкызы и доставили её в Алмалинское РУВД, где она провела шесть с половиной часов.

Задержание было обставлено как захват опасного преступника – с демонстративным прослушиванием телефонных разговоров задержанной и звонками её престарелому отцу и подруге, не имеющим какого-либо отношения к возложенной на Асем обязанности выплатить 2 миллиона тенге компенсации морального ущерба отставному капитану первого ранга Купесбаю Жампиисову за газетную публикацию трёхлетней давности.

Вынесенное в 2014 году судебное решение бывший учредитель газеты «Трибуна. Ашык аланы» (сейчас газета выходит под названием «Трибуна. Саяси-Калам» при другом учредителе) в данное время исполняет. На банковский счёт истца уже перечислено 1 миллион 300 тысяч тенге из предписанных двух миллионов. Судебным исполнителям это прекрасно известно, а теперь стало известно и полицейским из Алмалинского РУВД, которым Асем Альмухаметкызы и её адвокат Жанара Балгабаева дали 21 апреля все необходимые объяснения. Однако доследственная проверка по заявлению судоисполнителя продолжается.

В связи с этим руководитель издательского проекта «Трибуна» Жанболат Мамай обратился к право- и прессозащитникам с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг газеты на пресс-конференции, которая прошла 26 апреля в Национальном пресс-клубе. Спикерами на ней были вышеупомянутый Жанболат Мамай, а также председатель совета КМБПЧ Евгений Жовтис и президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева, неделю назад ставшая временно исполняющей обязанности председателя Союза журналистов Казахстана по просьбе находящегося под домашним арестом Сейтказы Матаева.

«Тебе не обидно, что мы за тобой гоняемся?»

Жанболат Мамай рассказал о том, как судебные исполнители прямо говорили Асем, что уголовное дело будет возбуждено против неё по-любому, потому что «здесь замешаны большие люди».

По рассказу Мамая, во время пребывания Асем на допросе в Алмалинском РУВД все заданные ей вопросы не касались исполнения судебного решения: «Её спрашивали: почему индивидуальное предприятие зарегистрировано на твоё имя, не обидно ли тебе, что за тобой гоняются полицейские и невинного человека (так и говорили – невинного! – А.С.) волокут в РУВД?» По характеру этих вопросов Жанболат делает вывод о заказном и сугубо политическом характере лействий полицейских и судоисполнителей.

По его словам, у Асем Альмухаметкызы очень слабое здоровье: сразу после допроса для неё пришлось вызывать скорую помощь.

– Асем не публичный человек, она не хочет светиться в этом деле. Учитывая её состояние здоровья, возможен очень печальный исход, – резюмировал Мамай.

В связи с этим он обратился к правоохранительным органам с заявлением:

– Я готов отвечать за каждое напечатанное в газете слово, Но не трогайте эту девушку, это абсолютно далекий от политики человек, она никогда не влияла на редакционную политику нашего издания!

Жанболат Мамай

Два миллиона за неудачный заголовок, один миллион за перенесённые пытки

Евгений Жовтис вспомнил другую пресс-конференцию, в которой участвовал 14 апреля вместе сегодняшним модератором Тамарой Калеевой и присутствующим здесь же в зале Рамазаном Есергеповым. Последний был тогда главным героем дня, поскольку речь шла о недавнем признании Комитетом по правам человека ООН нарушения государством его права на свободу поиска информации и выражения мнений.

– Комитет ООН признал незаконным арест и осуждение Есергепова и рекомендовал нашему государству выплатить журналисту денежную компенсацию за три года его жизни, проведённых в заключении. А ещё ранее Комитет ООН против пыток вынес аналогичные решения в отношении костанайца Герасимова и ещё нескольких казахстанцев, подвергавшихся пыткам в полиции. На основе этих решений наши суды начали, наконец, выносить постановления о выплате компенсаций жертвам пыток – но в каком размере? От 100 тысяч до миллиона тенге. А по иску г-на Жампиисова о неудачном заголовке, в котором журналист «Трибуны» без всякого злого умысла приписал ему не его слова, с редакции взыскали в виде компенсации морального ущерба 2 миллиона тенге. И где здесь принцип соразмерности? – вопрошает правозащитник.

– Нет сомнений, что мы здесь уходим от юридической стороны дела и переходим к его политико-правовой стороне, – продолжил Евгений Жовтис. – То, что сейчас происходит вокруг дела о выплате бывшим учредителем «Трибуны» компенсации морального ущерба г-ну Жампиисову, это уже никакое не право, а чистая политика. Это действия, мотивированные совсем другими соображениями: не с должниками борются, а с независимым изданием, устранение которого с рынка масс-медиа оставит наше общество вообще без источников альтернативной точки зрения. Это отнюдь не лучший путь для страны, – констатировал Жовтис.

Евгений Жовтис

Можно привыкнуть к прослушке и слежке, но можно и продолжить бороться

Тамара Калеева сообщила о том, что за прошлый год казахстанскими судами было рассмотрено немногим менее ста дел о защите чести и достоинства.

– Большинство решений вынесены объективно, и суммы компенсации вреда не превышали 50 тысяч тенге. Но повышенному, непомерному, необоснованному наказанию подвергаются исключительно независимые издания, воспринимаемые в качестве оппозиционных. Пока наша власть реально не заинтересована в развитии независимых СМИ, в реальной поддержке умирающей свободы слова, такое положение продержится долго. Нам придется привыкать жить в условиях слежки и прослушки, – грустно заключила и.о. председателя Союза журналистов Казахстана.

Тамара Калеева

Впрочем, другие участники пресс-конференции всё же смогли предложить ещё кое-какие шаги помимо «привыкания». Евгений Жовтис сообщил о том, что в конце июня Казахстан должен будет отчитываться о выполнении им обязательств по соблюдению Международного пакта о гражданских и политических правах за последние четыре года. В связи с этим Комитет по правам человека ООН может рассмотреть обращения казахстанских СМИ и правозащитных организаций. Причём не через пять лет, как он рассматривал жалобу Есергепова, а одномоментно с отчётом Республики Казахстан о выполнении обязательств по соблюдению МПГПП.

Также Евгений Жовтис предложил поставить в известность о конкретных нарушениях свободы прессы в Казахстане спецдокладчика ООН по свободе выражения и представителя ОБСЕ по свободе СМИ, которые вполне могут адекватно отреагировать на эти обращения. Все эти механизмы работоспособны, – подчеркнул правозащитник.

Истец не жаждет «трибуновской» крови, но жаждут те, кто его используют

Когда Тамара Калеева как модератор пресс-конференции уже объявила о её завершении, слово попросил один незапланированный оратор, оказавшийся тем самым отставным каперангом Жампеисовым, которому ИП «Алан-Журт» уже выплатила 1.300.000 тенге компенсации морального вреда.

Он не стал отрицать факт получения этой части компенсации, хотя и пожаловался на то, что реально получил ровно миллион, а вот трёхсот тысяч пока не получал.

– А вы с судебных исполнителей спросите, коль скоро выплата проходит через них! – посоветовала ему присутствовавшая в зале Гульжан Ергалиева, бывший главный редактор журнала «Адам бол», не только закрытого за «пропаганду войны» между Украиной и пророссийскими ирредентистами Донбасса, но ещё и присуждённого к выплате огромной компенсации морального ущерба истцу – полковнику КНБ.

– Я никакой крови не хотел! Никакого желания закрыть «Трибуну» я не имел, никакой цели не было какую-то Асем ущемлять, даже мысли такой не было, – утверждает Жампиисов.

Келесбек Жампеисов

Он также отрицает какую-либо связь с главой президентской администрации Нурланом Нигматулиным и другими влиятельными лицами, вознамерившимися его руками постучать по газете «Трибуна» кулаком или каблуком, как некогда Никита Хрущёв стучал по трибуне Генеральной ассамблеи ООН.

По словам Купесбая Жампиисова, в его распоряжении нет и не было никакой возможности организовать прослушку и слежку за журналистами, а тем более захват их учредителя-ответчика полицейскими и допрос её в РУВД. В этом с бывшим военным моряком вполне можно согласиться, но с одной важной оговоркой: всё это делается (во всяком случае если верить откровениям полицейских чинов, услышанным от них самой Асем Альмухаметкызы) ради скорейшей выплаты отсуженной им компенсации.

В этой связи к Жампиисову персонально обратился Рамазан Есергепов как глава Общественного фонда «Журналисты в беде» и призвал его «как офицера и аксакала простить молодых журналистов» и удовлетвориться уже выплаченным миллионом тенге, отказавшись от взыскания с них второй половины присуждённой ему суммы. Однако встречного энтузиазма со стороны истца-долгополучателя это предложение отчего-то не вызвало.

Помнится, не вызвало позитивной реакции и аналогичное обращение Тамары Калеевой как президента фонда «Адил соз», обращённое к владельцам банка «Казком» в отношении взыскания в их пользу 20-ти миллионов тенге с редактора сайта «Накануне.kz» Гузяль Байдалиновой. В отношении неё угроза разорить в гражданско-процессуальном порядке перетекла в угрозу посадить по уголовной статье, что уже осуществляется в порядке досудебного расследования и содержания под стражей.

Наверняка ведь и у заказчиков уголовного преследования отца и сына Матаевых, будь таковые известны нам поимённо, не вызвало бы энтузиазма чьё бы то ни было миротворческое обращение с подобным призывом. А вот поступи к ним или к правоохранителям из ДВД Алматы или Алматинского офиса Нацбюро по борьбе с коррупцией такое указание с самого-самого верха – тогда бы и жертвы их классовой непримиримости в шесть секунд оказались бы на свободе с полной реабилитацией…

Фотографии с интернет-сайта «Накануне.kz»


Добавить комментарий