Казахстан: Открытое письмо Генеральному Прокурору РК, господину А.К. Даулбаеву касательно нарушения прав адвоката в г. Костанай

19.08.2015

19 августа 2015 г.

Уважаемый Асхат Кайзуллаевич,

Обращаемся к Вам от имени ряда правозащитных организаций касательно давления, запугивания и препятствия в работе адвоката Снежанны Ким, члена Костанайской областной коллегии адвокатов, которая много лет сотрудничает с Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ). Мы призываем Вас принять меры прокурорского реагирования по факту нарушения прав адвоката.

Инцидент случился около 10 часов утра, 24 июля 2015 г., когда адвокат Ким находилась на встрече со своим клиентом в здании следственного изолятора в г. Костанай – «УК 161/1» Департамента УИС по Костанайской области. Адвокат обсуждала стратегию защиты по уголовному делу, когда в помещение ворвалась сотрудница УК 161/1 и потребовала показать записи из тетради адвоката, которые были сделаны во время встречи. Тетрадь лежала на столе, адвокат не успела ее убрать – сотрудница учреждения подошла и стала читать записи.

После того как встреча адвоката с клиентом закончилась, сотрудница учреждения вновь потребовала показать записи адвоката, угрожая при этом созданием в последующем препятствий в посещении следственного изолятора, и даже полным запретом на визиты в УК 161/1. Адвокат отказалась предоставлять записи, пояснив, что этими действиями нарушила бы адвокатскую тайну по отношению к клиенту и конфиденциальность встречи. Ким попыталась пройти к выходу, но сотрудница учреждения захлопнула железную решетчатую дверь, заперев, таким образом, адвоката в следственном изоляторе, сказав, что адвокат не покинет учреждение, пока не покажет записи. Сотрудница учреждения также вызвала других сотрудников следственного изолятора, что адвокат расценила как способ давления и запугивания. Примерно через 15 минут адвоката отпустили, без составления каких-либо документов.

Наши организации серьезно обеспокоены тем, что действия сотрудников СИЗО, во время инцидента, описанного выше, нарушили основные права и принципы, охраняемые международным правом и национальным законодательством. Принцип конфиденциальности общения между юристами и их клиентами и право адвокатов выполнять свою работу без угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства защищаются Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП, ст. 14 ), Основными принципами ООН, касающимися роли юристов (ст. 16, 22). Закон РК Об адвокатской деятельности также защищает конфиденциальность отношений адвоката с клиентом и запрещает вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было способом (пп. 4 п.1 ст. 15, п. 1 ст. 17, п. 4 ст. 17, п. 10 ст. 17). Право на свободу и личную неприкосновенность является ключевым правом, гарантированным Конституцией Казахстана (ст. 16) и международными документами, в частности МПГПП (ст. 9). Ст. 9 МПГПП гласит, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей», и также что «никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом». Комитет ООН по правам человека подчеркнул, что данная статья относится к любому виду лишения свободы человека, не только к официальному аресту, определенному в соответствии с национальным законодательством.

В тот же день, когда случился инцидент в «УК 161/1», адвокат Ким обратилась с жалобой в прокуратуру Костанайской области. 27 июля 2015 г. прокуратура сообщила, что требования сотрудников СИЗО о предоставлении конфиденциальных сведений, полученных адвоката при осуществлении юридической помощи клиенту, «необоснованны» и «в адрес начальника Департамента УИС области внесено представление о недопустимости нарушений Закона при осуществлении оперативно-служебной деятельности». На основе ответа можно делать вывод, что обращение адвоката не было зарегистрировано в Едином реестре досудебных расследований, как того требует ч.1 ст. 179 Уголовно-процессуального кодекса Казахстана, и не была проведена должная проверка. Адвокат Ким обжаловала решение прокуратуры Костанайской области через Генеральную прокуратуру РК по факту отсутствия эффективных действий для устранения нарушений ее прав. 4 августа Генеральная прокуратура сообщила адвокату, что обращение было перенаправлено в прокуратуру Костанайской области для рассмотрения по существу.

Мы приветствуем внимание Генеральной прокураторы РК к данному делу. Мы настоятельно призываем Вас взять расследование инцидента 24 июля 2015 года под контроль и обеспечить, чтобы он был быстро, беспристрастно и тщательно расследован, и чтобы сотрудники СИЗО, ответственные за запугивание адвоката, незаконное лишение ее свободы и нарушение конфиденциальности общения с клиентом, были привлечены к ответственности в соответствии с законом Республики Казахстан, с наложением соответствующих наказаний. Мы также призываем Вас использовать свои полномочия и гарантировать, чтобы Снежанна Ким и другие адвокаты, могли свободно осуществлять свою профессиональную деятельность, в том числе путем посещения клиентов в местах лишения\ограничения свободы без помех общения с ними на основе полного уважения конфиденциальности отношений адвоката с клиентом и без давления любого рода.

Мы верим, что Вами будут приняты все необходимые меры для решения вышеупомянутых вопросов, и мы будем благодарны за предоставление информации о предпринятых прокуратурой шагах. Ответ просим направить по следующему адресу: 8 микр., д. 4 А оф 423, Алматы, 050035, КМБПЧ.

С уважением,

Роза Акылбекова, Директор КМБПЧиСЗ, от имении КМБПЧиСЗ и следующих организаций:
Международное партнерство по правам человека (Бельгия)
Международная комиссия юристов
Общественный фонд «Nota Bene» (Таджикистан)
Туркменская инициатива по правам человека
Хельсинкский фонд по правам человека (Польша)
Норвежский Хельсинкский комитет


Добавить комментарий