Мракобесие становится нормой

15.05.2013

 


Александр Харламов – 63-х летний правозащитник и журналист из восточно-казахстанского городка Риддер продолжает находиться в Алматы, где он проходит принудительную психолого-психиатрическую экспертизу в психиатрическом центре. Доступ к нему закрыт для всех.


 


14 мая в Алматы на полдня приехала его гражданская жена  – Марина Каплунская и совместно с председателем Совета Бюро по правам человека Евгением Жовтисом провели небольшую пресс-конференцию.


 


А.Харламов был арестован 14 марта этого года по абсурдному обвинению, которое тем не менее может вылиться для него в более чем тяжкие последствия – его обвиняют в разжигании религиозной розни, поводом для чего явились публикации на 0его странице в социальной сети и газете «Риддерские вести», где он подверг сомнению истинность существующих религий.


 


«В неустановленный следствием период времени Харламов А., изучив мировые религии, такие как христианство, ислам, иудаизм и буддизм, дал свое толкование религиозной системе. После этого, Харламов А., понимая, что его мнение является кардинально противоположным с мнением и верой большинства религиозных людей и его действия могут повлечь возникновение отрицательных последствий в виде религиозной вражды и розни, а также приведет к формированию отрицательного отношения к религии у людей, что будет способствовать конфликту между людьми, решил опубликовать свои ”труды”», – безапелляционно говорится в постановлении следователя.


 


 – У меня такое ощущение, что весь здравый смысл пропал в этом деле и дело не терпит отлагательств, тем более что человек находится под стражей, а сейчас на принудительном психиатрическом освидетельствовании, – открыл Евгений Жовтис мероприятие, введя в курс дела тех, кто еще про него не знает.


 


В течение продолжительного времени А.Харламов помогал простым жителям своего городка в решении юридических проблем, как правило, связаных с нарушениями прав простых граждан со стороны местных силовиков, судов и власть предержащих. Также Александр Мелентьевич написал ряд материалов о коррупции среди чиновников и депутатов городского маслихата. Последние же его публикации касались деятельности городского прокурора… Это, видимо, и могло стать последней каплей в терпении городских властей. По крайней мере, так предположила его жена – Марина Каплунская.


 


 – Я прожила с этим человеком девять лет. Хочу сказать, что это порядочный, добрый, умный, воспитанный, благородный человек, которых надо еще поискать. Я этого человека уважаю и ценю, и чувствую себя как за каменной стеной. Это настоящий мужчина,  – рассказала М.Каплунская.


 


 – Я вообще не понимаю, с 2005 года по 2013 год все эти статьи были в Интернете и всё было нормально, и с чем связаны эти нападки, это закрытие, это вот его гнобление, как-то рот ему закрыть, я не знаю с чем это связано. Но я так думаю, что это из-за его последних статей, вышедших в свет, из-за которых всё началось. И он сам об этом говорил: им не нравится то, о чем он пишет. И я вообще в шоке, что этот человек находится в больнице и его хотят признать невменяемым. Это натуральное издевательство над человеком, над личностью, – уже сквозь слезы закончила женщина.


 


Редактор независимой региональной газеты «Flash!» Денис Данилевский также отзывается об Александре Харламове только с хорошей стороны. Уже долгое время риддерский правозащитник делает материалы для этого издания и все публикации, помимо того, что сделаны качественно, подкреплены юридическими документами  – так что никто из «героев» его статей не обращался с исками к газете, несмотря на то, что по региональным меркам публикации достаточно жесткие. Так что трудно предположить, что неадекватный человек, каким его могут представить, мог обстоятельно писать на сложные юридические темы.    


 


Однако, раз нельзя заставить замолчать человека, запугав его или используя юридические технологии, всегда при желании можно найти альтернативы, что в Казахстане активно практикуется.


 


 – Господин Харламов в ряде статей и материалов оценивает религии, существующие в мире. То есть человек интересующийся, философски настроенный, и вот он выражает мнение о существующих религиях и вырабатывает философскую концепцию, которую трудно назвать религиозным отдельным течением, трудно назвать философию в чистом смысле, – представил свою оценку обвинению, выдвинутому Харламову, Евгений Жовтис. – С моей точки зрения, это комбинация из философских представлений о возникновении жизни и происхождении человека и неких религиозных представлениях, как он его называет, о научном христианстве. При этом он выступает с очень жесткой критикой существующих религий. Выражает свое мнение о существующих религиях. Хочу подчеркнуть, что в его статьях ничего нет разжигания розни к каким-то представителям каких-то религий. Он говорит о религиях, он критикует идеи и выдвигает собственные идеи. То есть делает совершенно нормальные действия в стране, где выражение собственного мнения пока еще не является уголовно наказуемым деянием, и он выражает собственное мнение, которое он размещает в Интернете, которое он публикует. Мне трудно сказать, что явилось спусковым крючком, но вдруг с ним решили расправиться почему-то и для этого выбрали экзотический способ – преследовать его за разжигание религиозной вражды, видимо, ко всем верующим.


 


 – Эти эксперты делают вывод, что в его текстах содержится признаки разжигания религиозной вражды. Правда понять эти признаки невозможно, потому что там нет людей и  нет групп людей, – подчеркнул он, говоря о результатах религиоведческой и психиатрической экспертиз, на основе которого человек был представлен опасным для общества.  Если эта практика будет продолжена, то любого человека, начиная с Владимира Козлова, обвиненного в разжигании социальной розни, господина Харламова – в разжигании религиозной вражды, можно привлечь к ответственности просто за выражение своего мнения, которое какие-то эксперты признают негативно влияющим на что-то.


 


Также Е.Жовтис подверг критике фактические результаты проведенных экспертиз. Поскольку, во-первых, религиоведы и эксперты в психиатрии отвечают на вопросы правового характера, что в корне недопустимо. Во-вторых, в обеих экспертизах, которые должны быть независимы и объективны, содержатся одни и те же ошибки. Это значит, что одни и те же абзацы в электронном виде вырезались из одной экспертизы и вставлялись в другую. «Об объективности говорить совсем не приходится», – подвел итог правозащитник.


 


Евгений Жовтис еще раз посетовал на мракобесие, которое становится по всей видимости нормой для нашей республики, припомнив, что совсем недавно суд другой области постановил сжечь конфискованные Библии. А также то, что карательная психиатрия, оставшаяся в Казахстане с советских времен, никуда не делась, а продолжает торжественное шествие, в жернова которого попадают как оппоненты существующего режима, так и простые граждане.


 


И все же правозащитник высказал надежду, что затея с Харламовым может провалиться, если о ней услышат в Астане. Все же, по его мнению, намерение осудить журналиста или признать его невменяемым исходит от риддерских властей. И вряд ли официальной Астане будет приятно, когда ей в череду минусов будут вменять еще и дело Харламова, которое с точки зрения цивилизованного общества, совершеннейший абсурд.


 


Впрочем, в силу сложившегося внешнего имиджа Казахстана вряд ли еще одно громкое дело может привести к каким-то системным изменениям. Разве что Александр Харламов, если все же его дело выйдет на более высокий уровень, отделается «малой кровью» и его не осудят и не признают опасным для общества, разве что заставят прекратить свою правозащитную и журналистскую деятельность благодаря справке из психдиспансера.


 


– Люди в Риддере поддерживают Александра Мелентьевича, но они запуганы, – констатировала супруга арестованного. И в принципе ее слова можно спроецировать и на другие регионы Казахстана, когда дело касается преследований людей за их политические, религиозные убеждения или просто за их гражданскую позицию.


Добавить комментарий