(19 октября 2011 года)
Проект
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 19 октября 2011 года № 1191
Настоящий Закон регулирует правовые отношения в сфере национальной безопасности Республики Казахстан и определяет содержание и принципы обеспечения безопасности человека и гражданина, общества и государства, систему, цели и направления обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) информационная инфраструктура — совокупность технических средств и систем формирования, создания, преобразования, обработки, передачи, использования и хранения информации;
2) информационное пространство — сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, обработкой, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие, в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию;
3) национальная безопасность Республики Казахстан (далее — национальная безопасность) — состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства;
4) обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан (далее — обеспечение национальной безопасности) — деятельность субъектов национальной безопасности, направленная на защиту национальных интересов от реальных и потенциальных угроз;
5) система обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан — совокупность правовых, организационных, экономических, технических и иных мер, реализуемых субъектами национальной безопасности, в рамках единой государственной политики в области национальной безопасности;
6) национальные интересы Республики Казахстан — совокупность законодательно признанных и гарантированных политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества и основ конституционного строя;
7) угрозы национальной безопасности — совокупность внешних и внутренних факторов (процессов и явлений), препятствующих или могущих препятствовать реализации национальных интересов Республики Казахстан;
8) объекты национальной безопасности — человек, его жизнь, права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй;
9) стратегия национальной безопасности — стратегический документ развития Республики Казахстан, определяющий основные проблемы и угрозы, стратегические цели и целевые индикаторы, задачи и показатели результатов в области обеспечения национальной безопасности;
10) субъекты национальной безопасности — государство, осуществляющее свои полномочия через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также граждане и организации Республики Казахстан, участвующие в реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Статья 2. Правовые основы обеспечения национальной безопасности
1. Законодательство Республики Казахстан в области обеспечения национальной безопасности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
3. Не допускается заключение международных договоров:
1) способных нанести ущерб национальной безопасности или ведущих к утрате государственной независимости Республики Казахстан;
2) сужающих сферу суверенных прав Республики Казахстан.
Статья 3. Принципы обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан
Принципами обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан являются:
1) соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;
2) оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;
3) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности, оперативное изменение их приоритетности в зависимости от развития ситуации;
4) приоритетность предупредительно-профилактических мер при обеспечении национальной безопасности;
5) своевременность и адекватность мер обеспечения национальной безопасности масштабам и характеру нанесенного и/или потенциального ущерба национальным интересам;
6) соблюдение баланса интересов человека и гражданина, общества и государства, их взаимная ответственность;
7) контролируемость реализации всей совокупности действий по защите национальной безопасности;
8) интеграция системы обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан с международными системами безопасности;
9) четкое разграничение полномочий органов государственной власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Статья 4. Виды национальной безопасности Республики Казахстан
Видами национальной безопасности являются:
1) общественная безопасность — состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается целостность общества и его стабильность;
2) военная безопасность — состояние защищенности Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на суверенитет и территориальную целостность страны, при котором обеспечивается устойчивое и мирное развитие государства;
3) политическая безопасность — состояние защищенности основ конституционного строя, деятельности системы государственных органов и порядка государственного управления от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается соблюдение прав и свобод граждан, социальных групп и баланс их интересов, стабильность, целостность и благоприятное международное положение государства;
4) экономическая безопасность — состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, при которой обеспечивается устойчивое ее развитие и экономическая независимость;
5) информационная безопасность — состояние защищенности информационного пространства Республики Казахстан, а также прав и интересов человека и гражданина, общества и государства в информационной сфере от реальных и потенциальных угроз, при которой обеспечивается устойчивое развитие и информационная независимость страны;
6) экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов и прав человека и гражданина, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.
Статья 5. Основные национальные интересы Республики Казахстан
1. Основными национальными интересами Республики Казахстан являются:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
2) безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка;
3) общественное согласие и политическая стабильность в стране;
4) казахстанский патриотизм и единство народа Казахстана;
5) сохранение и приумножение материальных и духовно-нравственных ценностей казахстанского общества;
6) достижение и поддержание уровня и качества системы здравоохранения и социального обеспечения, адекватного потребностям улучшения благосостояния граждан и общества;
7) достижение и поддержание уровня и качества образования и научного потенциала страны, адекватного потребностям социально-экономического и интеллектуального развития общества и граждан;
8) незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;
9) устойчивое функционирование государственных институтов, повышение эффективности их деятельности;
10) экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;
11) устойчивое функционирование субъектов агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, транспортной и производственных отраслей, финансовой системы, в полной мере обеспечивающих экономическую безопасность;
12) обеспечение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
13) обеспечение оснащенности вооружением и военной техникой и развитие отечественных субъектов оборонно-промышленного комплекса, в полной мере обеспечивающее военную безопасность Республики Казахстан;
14) поддержание и развитие конкурентоспособного и защищенного национального информационного пространства;
15) сохранение и улучшение состояния окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов;
16) состояние международного сотрудничества, отвечающее приоритетам развития Республики Казахстан;
17) продвижение политических инициатив, направленных на укрепление позитивного имиджа и авторитета Республики Казахстан на международном уровне;
18) защита населения и территории Казахстана от угроз, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в мирное и военное время.
2. Национальные интересы Республики Казахстан могут дополняться и детализироваться законодательством, стратегическими и программными документами Республики Казахстан.
Статья 6. Основные угрозы национальной безопасности Республики Казахстан
1. Основными угрозами национальной безопасности Республики Казахстан являются:
1) снижение уровня законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, террористическими или экстремистскими организациями, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующие снижению степени защищенности национальных интересов;
2) ухудшение демографической ситуации и здоровья населения, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, а также связанные с ними неконтролируемые миграционные процессы;
3) снижение уровня и качества здравоохранения, образования и интеллектуального потенциала страны;
4) утрата объектов духовно-нравственного, исторического и культурного наследия;
5) обострение социальной и политической обстановки, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках;
6) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость её территории, безопасность охраняемых лиц;
7) терроризм, экстремизм и сепаратизм в любых их формах и проявлениях;
8) разведывательно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, а также организаций и отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана;
9) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;
10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование инновационному развитию и росту инвестиционной активности, неконтролируемый вывоз капитала и товаров за пределы страны, рост теневой экономики;
11) снижение устойчивости финансовой системы;
12) сокращение производства, снижение качества, конкурентоспособности, экспортного, транзитного потенциала и доступности продукции и товаров, сокращение поставок из других государств продукции и товаров, не производимых в Республике Казахстан,
13) снижение уровня обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессия против нее;
14) создание не предусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
15) снижение уровня защищенности информационного пространства страны и национальных информационных ресурсов от несанкционированного доступа;
16) негативное информационно-психологическое воздействие на казахстанских граждан, общество и государство со стороны зарубежных субъектов, деструктивно настроенных и криминальных структур в целях манипуляции массовым сознанием;
17) резкое ухудшение экологической ситуации, в том числе качества питьевой воды, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
18) нанесение ущерба национальным интересам на международном уровне, политическому имиджу и экономическому рейтингу Казахстана.
2. Угрозы национальной безопасности Республики Казахстан могут дополняться и детализироваться законодательством, стратегическими и программными документами Республики Казахстан.
Глава 2. Система обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан и её основные функции
Статья 7. Система обеспечения национальной безопасности
1. Систему обеспечения национальной безопасности образуют взаимодействующие между собой силы её обеспечения, иные государственные органы и организации, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности человека и гражданина, общества и государства.
2. Граждане Республики Казахстан участвуют в реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.
Статья 8. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности
Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются:
1) определение национальных интересов Республики Казахстан;
2) определение целей, задач и основных направлений обеспечения национальной безопасности;
3) выявление, анализ, оценка и прогнозирование угроз национальной безопасности;
4) разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности;
5) продвижение политических инициатив, направленных на укрепление международной безопасности;
6) содержание в постоянной готовности сил обеспечения национальной безопасности;
7) участие в обеспечении международной и региональной безопасности в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Статья 9. Силы обеспечения национальной безопасности
1. К силам обеспечения национальной безопасности относятся:
1) специальные государственные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную деятельность, а также комплекс правовых и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности охраняемых лиц и объектов;
2) Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан;
3) органы внутренних дел, финансовой полиции, государственной противопожарной службы, таможенные органы и аварийно-спасательные службы.
2. Обеспечение национальной безопасности является обязательным для всех государственных органов и должностных лиц государства в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.
3. Силы обеспечения национальной безопасности и иные государственные органы взаимодействуют между собой, реализуют совместные меры по защите национальных интересов Республики Казахстан и взаимно информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции.
Глава 3. Полномочия Президента, Совета Безопасности, Парламента, Правительства, судов, государственных органов Республики Казахстан в области обеспечения национальной безопасности
Статья 10. Полномочия Президента Республики Казахстан
Президент Республики Казахстан:
1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;
2) обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти в области защиты национальных интересов страны;
3) издает акты по вопросам обеспечения национальной безопасности;
4) образует и возглавляет Совет Безопасности, определяет его задачи и полномочия;
5) утверждает Стратегию национальной безопасности Республики Казахстан, а также иные стратегические и программные документы в области обеспечения национальной безопасности;
6) осуществляет иные необходимые полномочия и принимает меры по вопросам обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Полномочия Совета Безопасности Республики Казахстан
1. Совет Безопасности Республики Казахстан является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.
2. Организация и порядок деятельности Совета Безопасности определяются Президентом Республики Казахстан.
Статья 12. Полномочия Парламента Республики Казахстан
Парламент Республики Казахстан осуществляет свои полномочия в сфере национальной безопасности в пределах полномочий, установленных Конституцией Республики Казахстан.
Статья 13. Полномочия Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) вносит в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечивает исполнение законов в области национальной безопасности;
2) издает постановления по вопросам обеспечения национальной безопасности;
3) организует разработку и реализацию Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан;
4) руководит деятельностью министерств, иных центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности;
5) формирует перечни:
стратегических объектов, переданных в уставный капитал и (или) находящихся в собственности национальных холдингов и (или) национальных компаний либо их аффилиированных лиц, а также иных юридических лиц с участием государства;
стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилиированных с государством, а также физических лиц;
6) образует при Правительстве Республики Казахстан комиссию по стратегическим объектам;
7) принимает решение о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу для национальных интересов Республики Казахстан, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании рекомендаций Комиссии по стратегическим объектам при Правительстве Республики Казахстан;
8) осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 14. Полномочия судов Республики Казахстан
Суды:
1) обеспечивают судебную защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и государства, исполнение Конституции, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, а также международных договоров.
2) отправляют правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, посягающих на безопасность человека и гражданина, общества и государства;
Статья 15. Полномочия иных центральных государственных органов Республики Казахстан
1. Обеспечение национальной безопасности осуществляется иными центральными государственными органами в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции:
1) органы национальной безопасности — непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, осуществляющие контрразведывательную деятельность по защите конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, охрану государственной границы, поддержание и обеспечение правительственной связью, а также межведомственную координацию деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму;
2) уполномоченный орган в сфере внешней разведки — непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, обеспечивающий разведывательной информацией Президента, Парламент и Правительство Республики Казахстан, государственные органы и государственные организации Республики Казахстан, содействующий реализации политики руководства государства в политической, военно-политической, финансово-экономической, научно-технической, гуманитарной, экологической и иных областях, затрагивающих национальные интересы Республики Казахстан;
3) Служба охраны Президента Республики Казахстан — непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан специальный государственный орган, обеспечивающий безопасность охраняемых лиц и объектов, являющийся организующим и координирующим органом по вопросам обеспечения безопасности охраняемых лиц;
4) органы финансовой полиции — непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, осуществляющие предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией;
5) органы внутренних дел — центральные исполнительные органы, осуществляющие охрану общественного порядка, борьбу с преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, неконтролируемой миграцией, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, организующие исполнение уголовных наказаний, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению общественной безопасности;
6) Министерство обороны — центральный исполнительный орган, поддерживающий и обеспечивающий обороноспособность государства, постоянную боевую и мобилизационную готовность Вооруженных Сил, военную разведку, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению военной безопасности;
7) уполномоченный орган в сфере внешней политики — центральный исполнительный орган, обеспечивающий дипломатическими средствами и методами реализацию внешнеполитического курса, усилий Республики Казахстан по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, укрепление международного авторитета Казахстана, защиту суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан, её политических, торгово-экономических и иных интересов во взаимоотношениях с другими государствами и на международной арене, прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению международной безопасности;
8) уполномоченный орган в области связи и информации — центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование, развитие и обеспечение безопасности единого информационного пространства и инфраструктуры связи Республики Казахстан, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению безопасности информационного пространства;
9) уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности разрабатывает правовые, административные и иные меры по обеспечению информационной безопасности, осуществляет контроль их реализации и соблюдения, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению информационной безопасности;
10) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования;
11) уполномоченный орган в сфере государственного планирования — центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование основных приоритетов социально-экономического развития Республики Казахстан, государственной политики в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, обеспечивающий регулирование и развитие внутренней и внешней торговли, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению экономической безопасности в пределах установленной законодательством компетенции;
12) уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса — центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области развития агропромышленного комплекса;
13) уполномоченный орган в сфере транспорта и коммуникаций — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство транспортно-коммуникационной отраслью, а также в пределах, предусмотренных законодательством — межотраслевую координацию;
14) уполномоченный орган в области финансов — центральный исполнительный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, обеспечивающий соблюдение налогового, таможенного и бюджетного законодательства, рациональное использование и сохранность государственного имущества, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению финансовой безопасности;
15) уполномоченный орган в области индустрии — центральный исполнительный орган, обеспечивающий индустриально-инновационное и научно-техническое развитие промышленности и производства в экономике страны;
16) уполномоченный орган в области энергетики — центральный исполнительный орган, обеспечивающий удовлетворение потребностей экономики в энергии и энергоресурсах, развитие топливно-энергетического комплекса, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению энергетической безопасности;
17) уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций — центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, межотраслевой координации в области пожарной и промышленной безопасности, формирования и развития государственного материального резерва, обеспечения функционирования и дальнейшего развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации предупреждения и тушения пожаров;
18) органы юстиции — органы, поддерживающие режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и организаций;
19) уполномоченный орган в области социальной защиты населения — центральный исполнительный орган, обеспечивающий соблюдение законности и укрепление согласия в социальных и трудовых отношениях, занятости населения;
20) уполномоченный орган в области культуры — центральный исполнительный орган, обеспечивающий сохранение историко-культурных и духовно-нравственных ценностей общества, динамичное развитие государственного и других языков, укрепление внутриполитической стабильности и межэтнического согласия;
21) уполномоченный орган в области образования — центральный исполнительный орган, обеспечивающий предоставление качественного и доступного образования, устойчивое развитие казахстанской науки, реализацию государственной молодежной политики, защиту прав и законных интересов детей;
22) уполномоченный орган в области здравоохранения — центральный исполнительный орган, обеспечивающий охрану здоровья населения, защиту от распространения особо опасных и карантинных инфекционных заболеваний, удовлетворение потребностей граждан в эффективных, качественных и доступных лекарственных средствах;
23) уполномоченный орган в области туризма, физической культуры и спорта — центральный исполнительный орган, обеспечивающий развитие туризма, массового спорта в Казахстане, укрепление физической культуры населения страны;
24) уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами — центральный исполнительный орган, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель, соблюдение земельного законодательства;
25) уполномоченный орган в области государственной статистики — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики в пределах своей компетенции;
26) уполномоченный орган в области защиты конкуренции — центральный исполнительный орган, обеспечивающий предупреждение, выявление и пресечение правонарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан;
27) уполномоченный орган по изучению и использованию недр — центральный исполнительный орган, обеспечивающий реализацию государственной политики и контроль в сфере геологического изучения, рационального и комплексного использования недр, а также иные функции в сфере недропользования, установленные законодательством Республики Казахстан;
28) уполномоченный орган по делам религии — центральный исполнительный орган, обеспечивающий укрепление стабильности и согласия в межконфессиональных отношениях, соблюдение прав граждан на свободу вероисповедания;
29) Национальный Банк Республики Казахстан — центральный банк Республики Казахстан, подотчетный Президенту Республики Казахстан, содействующий обеспечению стабильности финансовой системы;
30) Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета — непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан высший орган внешнего государственного финансового контроля, обеспечивающий выявление, устранение и недопущение нарушений бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан при использовании бюджетных средств, государственного имущества, в том числе Национального фонда Республики Казахстан и активов Национального банка Республики Казахстан, а также осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, эффективности налогового и таможенного администрирования.
2. Государственные органы Республики Казахстан в пределах своей компетенции:
1) несут ответственность за обеспечение национальной безопасности;
2) руководят деятельностью подведомственных организаций по планированию и проведению мероприятий по обеспечению национальной безопасности;
3) вносят предложения по совершенствованию системы национальной безопасности;
4) обеспечивают соблюдение законов и иных нормативных правовых актов в области национальной безопасности;
5) с соблюдением законодательства в области защиты государственных секретов информируют население о состоянии национальной безопасности и принимаемых мерах по ее обеспечению, ведут пропагандистскую и контрпропагандистскую деятельность;
6) привлекают к соответствующей ответственности должностных лиц, государственных служащих, действия (или бездействие) которых приводят к нарушению национальных интересов, угрозе национальной безопасности Республики Казахстан.
Статья 16. Полномочия местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан
Местные представительные и исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) в пределах установленных законодательством Республики Казахстан компетенций:
1) принимают меры и организуют работу по обеспечению национальной безопасности в соответствующих административно-территориальных единицах;
2) обеспечивают сохранность мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов), установленных Правительством Республики Казахстан;
3) обеспечивают сохранность фортификационных объектов и сооружений, оборудованных в приграничных районах Республики Казахстан, для использования при возникновении конфликтов.
Глава 4. Обеспечение национальной безопасности
Статья 17. Гарантии прав и свобод человека и гражданина при обеспечении национальной безопасности
1. Республика Казахстан в соответствии с национальным законодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории. Гражданам Казахстана, находящимся за пределами Республики Казахстан, государством гарантируются защита и покровительство.
2. При обеспечении национальной безопасности права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. При этом указанные лица в установленном законодательством порядке вправе получать разъяснения от соответствующих государственных органов по поводу ограничения их прав и свобод.
3. Должностные лица, превысившие свои полномочия при обеспечении национальной безопасности, несут установленную законом ответственность.
4. Гарантируется государственная поддержка лицам, оказывающим содействие в обеспечении национальной безопасности, в том числе их правовая защита в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 18. Меры по обеспечению национальной безопасности
1. Обеспечение национальной безопасности достигается последовательно реализуемой единой государственной политикой при четком разграничении компетенции и обеспечении согласованного функционирования всех органов и должностных лиц государства, а также граждан и организаций, принимающих на законном основании участие в реализации мер по обеспечению национальной безопасности.
2. Республика Казахстан обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, правовыми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами.
Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при:
1) стратегическом планировании направлений и этапов социально-экономического развития страны;
2) разработке, принятии и исполнении законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности.
3. Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем:
1) определения основных направлений деятельности государства в этой сфере;
2) выявления и прогнозирования угроз национальной безопасности, а также возможностей продвижения политических инициатив Республики Казахстан за рубежом;
3) осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, в том числе по устранению причин и условий, порождающих эти угрозы;
4) мобилизации сил и средств обеспечения национальной безопасности в случаях возникновения непосредственной угрозы национальным интересам, посягательства на них, в том числе в случаях экстремальных и чрезвычайных ситуаций внутригосударственного, трансграничного и глобального характера;
5) безотлагательного принятия решений и действий по защите национальных интересов, пресечения незаконной деятельности, посягающей на национальную безопасность, осуществления иных правоограничительных мер;
6) локализации и ликвидации последствий, связанных с посягательствами на национальные интересы, осуществления комплекса восстановительных мер.
Статья 19. Обеспечение общественной безопасности
1. Общественная безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленными на:
1) укрепление гарантий обеспечения личной безопасности граждан, их прав и свобод;
2) формирование государственной идеологии, основанной на казахстанском патриотизме и межнациональном согласии;
3) укрепление единства народа Казахстана и толерантности в обществе;
4) поддержку естественного прироста населения и обеспечение принятия своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам;
5) усиление борьбы с преступностью, в том числе с ее организованными формами, коррупцией, терроризмом и экстремизмом;
6) сдерживание роста безработицы и падения уровня жизни населения;
7) предупреждение наркомании и алкоголизма, а также других социальных факторов, угрожающих здоровью и нравственности населения, генофонду народа Казахстана;
8) воспрепятствование снижению интеллектуального потенциала страны;
9) обеспечение сохранения исторических, традиционных, духовных и культурных ценностей казахстанского общества;
10) противодействие незаконной миграции.
2. Не допускается принятие решений и совершение действий заведомо способных привести к:
1) нарушению единства народа Казахстана и ухудшению состояния межэтнических и межконфессиональных отношений;
2) нарушению общественного согласия;
3) незаконному вмешательству общественных и религиозных объединений в дела государства и государства в дела общественных и религиозных объединений;
4) росту преступности и правонарушений;
5) снижению уровня и качества образования и медицинского обеспечения;
6) утрате объектов историко-культурного наследия;
7) необоснованному ограничению прав и свобод человека и гражданина.
3. Не допускается въезд в Республику Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих особо опасные и карантинные инфекционные заболевания, создающие реальную угрозу здоровью общества.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, и имеющие инфекционные заболевания, представляющие угрозу здоровью общества, подлежат выдворению за пределы страны.
Статья 20. Обеспечение военной безопасности
1. Военная безопасность обеспечивается:
поддержанием необходимого уровня обороноспособности государства;
поддержанием боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
обеспечением мобилизационной готовности экономики и населения страны;
расширением военного сотрудничества и партнерских отношений в рамках региональных и международных структур безопасности, продвижением инициативы ядерного разоружения в целях усиления взаимного доверия и снижения уровня военной опасности в мире;
поддержанием в готовности Гражданской обороны к защите населения и территории страны.
2. Обязанностью всех органов и должностных лиц государства, организаций, независимо от форм собственности, и граждан является содействие:
1) укреплению обороноспособности Республики Казахстан;
2) поддержанию и повышению уровня боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
3) сохранению мобилизационных мощностей и совершенствование системы мобилизационных резервов.
3. Запрещается принятие решений и действий, способных нанести ущерб обороноспособности Республики Казахстан и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
4. Не допускается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан:
1) размещение на территории Казахстана военных баз иностранных государств;
2) транзит через территорию Казахстана воинских формирований, вооружений и военной техники иностранных государств.
5. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан привлекаются к обеспечению национальной безопасности в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.
Статья 21. Обеспечение политической безопасности
1. Политическая безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленными на:
1) защиту основ конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности от противоправных посягательств;
2) сохранение независимости Республики Казахстан в принятии политических решений;
3) совершенствование деятельности государственных органов и порядка государственного управления;
4) обеспечение безопасности государственных институтов;
5) повышение уровня политической культуры общества.
2. Признаются подрывающими национальную безопасность и влекущими установленную законом ответственность призывы граждан, в том числе представителей политических партий и иных общественных объединений, к:
1) свержению или насильственному изменению конституционного строя, в том числе призывы к терроризму, экстремизму, сепаратизму и иным действиям, посягающим на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость её территории;
2) захвату власти;
3) насильственному прекращению полномочий или воспрепятствованию деятельности органов и должностных лиц Республики Казахстан, сформированных или избранных (назначенных) в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан;
4) использованию существующих конфессиональных различий и разных религиозных воззрений в политических, экстремистских и террористических целях.
3. Обеспечение безопасности государственных институтов является обязанностью руководителей государственных органов Республики Казахстан и рассматривается одним из критериев оценки их служебной деятельности.
Государственные служащие Республики Казахстан в своей деятельности обязаны руководствоваться общегосударственными интересами. Государственным служащим запрещается принимать решения и действия, способные поставить под сомнение авторитет государственной власти, ведущие к использованию должностного положения во внеслужебных интересах.
4. Государство принимает меры, направленные на:
1) повышение авторитета и престижа государственной службы;
2) формирование организационно-правовых механизмов, не допускающих поступление на государственную службу лиц, не соответствующих установленным требованиям.
5. Не допускается принятие решений и совершение действий, противоречащих интересам формирования и бесперебойного функционирования:
1) единой системы государственных органов Республики Казахстан;
2) единой правовой системы Республики Казахстан.
6. Открытый в установленных законодательством пределах и контролируемый характер должны носить процедуры принятия должностными лицами государственных органов решений, связанных с:
1) распределением средств республиканского и местного бюджетов, в том числе на государственные закупки и выделяемые кредитные ресурсы;
2) выдачей разрешений и лицензий;
3) предоставлением субъектам хозяйственной деятельности установленных законодательством льгот и преференций;
4) приватизацией объектов государственной собственности.
7. Не допускается въезд в Республику Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих подрывную деятельность против Республики Казахстан, публично выступающих против суверенитета, территориальной целостности Казахстана, единства его народа, общественного согласия и политической стабильности в стране. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан и допускающие подобные публичные выступления, подлежат выдворению за пределы страны, несут иную ответственность в соответствии с законами и международными договорами Республики Казахстан.
Статья 22. Обеспечение экономической безопасности
1. Экономическая безопасность включает:
финансовую безопасность, предусматривающую состояние защищенности финансовой системы от реальных и потенциальных угроз, при котором государство способно обеспечить её целостность, независимость и устойчивое развитие;
продовольственную безопасность, предусматривающую состояние защищенности экономики, в том числе агропромышленного комплекса, при котором государство способно обеспечить физическую и экономическую доступность населению качественных и безопасных продовольственных товаров, достаточных для удовлетворения физиологических норм потребления и демографического роста;
энергетическую безопасность, предусматривающую состояние защищенности топливно-энергетического, нефтегазового и атомно-энергетического комплексов экономики от реальных и потенциальных угроз, при котором государство способно обеспечить энергетическую независимость и их устойчивое развитие для удовлетворения потребностей общества и государства в энергоресурсах;
транспортную безопасность, предусматривающую состояние защищенности транспортной отрасли экономики от реальных и потенциальных угроз, при котором государство способно обеспечить создание условий для удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и речным видами транспорта и связанных с ними услугами, формирование и развитие транспортной инфраструктуры, а также устойчивого развития и обеспечения конкурентоспособности транзитного потенциала.
2. Экономическая безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленными на:
1) обеспечение стабильности и устойчивости развития национальной экономики, в том числе её индустриально-инновационной составляющей;
2) обеспечение финансовой, энергетической, продовольственной и транспортной независимости Республики Казахстан;
3) недопущение экономической изоляции Казахстана от мировой экономической системы;
4) сохранение независимости Республики Казахстан в принятии экономических решений, в том числе в рамках наднациональных органов экономической интеграции;
5) дальнейшая диверсификация экономики, сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны;
6) максимальное уменьшение степени уязвимости экономики государства, связанной с воздействием негативных факторов, возникающих в геополитическом окружении Казахстана;
7) обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и международными финансовыми институтами, приоритетность направления внутренних, внешних кредитных ресурсов и инвестиционных возможностей на развитие отечественной экономики;
8) непревышение предельно допустимого уровня дефицита государственного бюджета и укрепление его доходной части;
9) недопущение нецелевого использования бюджетных средств и государственных ресурсов, сокращение масштабов теневой экономики;
10) недопущение увеличения внешнего долга против размеров, установленных Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете»;
11) недопущение угрожающего дисбаланса в социально-экономическом развитии регионов Казахстана;
12) увеличение доли производства отечественных товаров и услуг в экономике страны при условии поощрения конкуренции и ограничения монополизма;
13) обеспечение физической и экономической доступности, соответствия производимых, ввозимых и реализуемых в Республике Казахстан товаров и услуг установленным законодательством Республики Казахстан требованиям к уровню их качества и безопасности;
14) повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;
15) обеспечение приоритетного формирования, обновления и пополнения государственных ресурсов продовольственных товаров независимо от воздействия внутренних и внешних неблагоприятных факторов;
16) повышение роли общественных объединений, ассоциаций (союзов) предпринимателей в вопросах обеспечения экономической безопасности;
17) обеспечение доступности и открытости информации о состоянии экономики и торгово-экономических отношениях с иностранными государствами.
3. В целях защиты национальных интересов Республики Казахстан, в том числе сохранения и укрепления промышленного потенциала, государство с соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляет контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управлении или собственности иностранных организаций и организаций с иностранным участием.
4. Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при заключении (изменении) контрактов по использованию стратегических ресурсов Республики Казахстан, выполнении этих контрактов и контроле за их исполнением, а также при принятии решений государственным органом о выдаче или отказе в выдаче разрешений на частичную или полную передачу недропользователем права недропользования другому лицу и при выдаче или отказе в выдаче разрешений на отчуждение доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования.
При этом государственный орган вправе отказать в выдаче разрешения заявителю на совершение сделок, предусмотренных настоящим пунктом, если это может повлечь за собой концентрацию прав на проведение операций у одного лица или группы лиц из одной страны.
Соблюдение данного условия обязательно и в отношении сделок с аффилиированными лицами.
5. Не допускается принятие решений и совершение действий, противоречащих интересам формирования и бесперебойного функционирования:
1) рыночного пространства Республики Казахстан, в пределах которого осуществляется свободное перемещение трудовых, финансовых и иных ресурсов;
2) финансовой системы Республики Казахстан, в том числе обращения на всей территории страны национальной валюты — тенге;
3) единых и самостоятельных коммуникационной и энергетической систем Республики Казахстан.
6. Запрещается и влечет ответственность за принятие решений и действий:
1) препятствующих индустриально-инновационному развитию и притоку инвестиций в экономику Казахстана;
2) способствующих неконтролируемому вывозу капитала и товаров за пределы страны;
3) провоцирующих необоснованное повышение цен на товары и услуги;
4) способствующих ввозу на внутренний рынок товаров и услуг, опасных для здоровья и жизни населения;
5) способствующих передаче месторождений полезных ископаемых и объектов экономики хозяйствующим субъектам в ущерб национальным интересам.
7. В целях обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан Правительством Республики Казахстан устанавливаются ограничения на переход и возникновение права собственности на стратегические ресурсы (объекты) Республики Казахстан.
8. Правительство Республики Казахстан при ухудшении состояния экономической безопасности вправе вводить временные запреты и ограничения на экспорт и импорт товаров.
Статья 23. Обеспечение информационной безопасности
1. Информационная безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленными на:
1) недопущение информационной зависимости Казахстана;
2) предотвращение информационной экспансии и блокады со стороны других государств, организаций и отдельных лиц;
3) недопущение информационной изоляции Президента, Парламента, Правительства и сил обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан;
4) обеспечение бесперебойной и устойчивой эксплуатации сетей связи, в целях сохранения безопасности Республики Казахстан, в том числе в особый период и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и антропогенного характера, карантинов, иных чрезвычайных ситуаций;
5) выявление, предупреждение и пресечение утечки и утраты сведений, составляющих государственные секреты и иную защищаемую законом тайну;
6) недопущение негативного информационного воздействия на общественное и индивидуальное сознание, снижение и предотвращение его последствий;
7) обнаружение и дезорганизацию механизмов скрытого негативного информационного влияния на процесс выработки и принятия государственных решений;
8) поддержание и развитие эффективной системы защиты информационных ресурсов, информационных систем и инфраструктуры связи, в которых циркулируют сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную защищаемую законом тайну.
2. В Республике Казахстан создается и укрепляется национальная система защиты информации, в том числе государственных информационных ресурсов.
3. В целях защиты национальных интересов и недопущения информационной изоляции Республики Казахстан государственные уполномоченные органы с соблюдением гарантий, предоставляемых инвесторам, осуществляют контроль за деятельностью организаций, осуществляющих управление и эксплуатацию магистральных линий связи, а также сетями связи, находящимися в управлении или собственности организаций с иностранным участием, в порядке, определенном законодательством.
4. Физические и юридические лица при принятии решений по вопросам строительства, эксплуатации и развития сетей связи должны руководствоваться требованиями соблюдения национальной безопасности Республики Казахстан, которые определяются уполномоченным органом в области связи.
При проведении антитеррористических операций и пресечении массовых беспорядков по решению руководителя оперативного штаба владельцам сетей и операторам связи могут даваться обязательные для исполнения указания о приостановлении оказания услуг связи физическим и (или) юридическим лицам и (или) ограничении использования сети и средств связи, а также изменения режима работы сетей и средств связи.
5. Не допускается принятие решений и совершение действий, противоречащих национальным интересам:
1) формирования и бесперебойного функционирования информационного пространства Республики Казахстан;
2) вхождения Казахстана в мировую систему связи и информатизации;
3) обеспечения и повышения уровня защиты информационных ресурсов, информационных систем и инфраструктуры связи Республики Казахстан.
6. Запрещается:
1) распространение на территории Республики Казахстан печатной продукции и продукции иностранного средства массовой информации, содержание которых подрывает национальную безопасность;
2) разглашение государственных секретов и иной защищаемой законом тайны;
3) иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства, прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами пакета акций (долей, паев) юридического лица — представителя средств массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере;
4) управление или эксплуатация магистральными линиями связи иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами;
5) создание и эксплуатация на территории Республики Казахстан сетей связи, центр управления которыми расположен за ее пределами;
6) приобретение или иное получение в собственность физическими и юридическими лицами самостоятельно или в составе группы лиц более 10 процентов голосующих акций, а также долей, паев организации, владеющей и (или) осуществляющей деятельность по управлению или эксплуатации линии связи в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, без согласия уполномоченного органа в области связи и информации;
7) иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять в совокупности более чем 49 процентами голосующих акций, а также долей, паев юридического лица, осуществляющего деятельность в области телекоммуникаций в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, владеющего наземными (кабельными, в том числе волоконно-оптическими, радиорелейными) линиями связи;
8) ввод в эксплуатацию сетей связи, не отвечающих требованиям нормативных правовых актов по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий.
7. Иные ограничения в части владения акциями (долями, паями) или участия в деятельности организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению национальной безопасности в области связи, устанавливаются законами Республики Казахстан.
Статья 24. Обеспечение экологической безопасности
1. Экологическая безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций и должностных лиц, направленными на:
1) сохранение, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
2) снижение уровня опасности антропогенных факторов для окружающей среды и населения страны;
3) обеспечение эколого-экономической сбалансированности развития и размещения производственных сил;
4) устранение негативных последствий для окружающей среды и населения Казахстана зон экологического бедствия;
5) экологизацию экономики, законодательства и общества, установление экосистемного подхода к регулированию всех общественных отношений для устойчивого развития государства;
6) формирование в общественном сознании экологической культуры, улучшение системы экологического воспитания и образования;
7) обеспечение доступа населения к экологической информации и его участие в решении экологических проблем;
8) снижение риска от чрезвычайных ситуаций и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций;
9) установление партнерских отношений в международном сотрудничестве и соблюдение норм международного права.
2. Обязанностью уполномоченных государственных органов, организаций, должностных лиц является:
1) защита окружающей среды, рациональное использование и охрана природных ресурсов;
2) неукоснительное соблюдение требований и норм экологического законодательства Республики Казахстан;
3) предотвращение радиоактивного, химического загрязнения, бактериологического заражения территории страны;
4) сокращение масштабов применения экологически опасных и несовершенных технологий;
5) ликвидация негативных экологических последствий хозяйственной и иной деятельности;
6) компенсация нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью человека;
7) обязательная подготовка органов управления и сил к действиям по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по гражданской обороне с учетом развития современных средств поражения, обучение населения действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций;
8) гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принятых мерах по их предупреждению и ликвидации;
9) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской защиты к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 25. Участие Республики Казахстан в обеспечении международной безопасности
1. В целях получения международных гарантий национальной безопасности Республика Казахстан участвует в обеспечении международной (глобальной, региональной) безопасности, составной частью которой является национальная безопасность Казахстана.
2. Деятельность Республики Казахстан по обеспечению международной безопасности предусматривает:
1) укрепление роли Казахстана в вопросах формирования глобального миропорядка;
2) формирование и укрепление эффективной системы коллективной безопасности в геополитическом окружении Казахстана;
3) участие в международных организациях и форумах, деятельность которых отвечает интересам национальной безопасности Республики Казахстан;
4) участие за пределами страны в мероприятиях, направленных на обеспечение национальной безопасности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
5) решение в необходимых случаях совместно с сопредельными государствами вопросов, касающихся обеспечения национальной безопасности;
6) заключение международных договоров, отвечающих интересам национальной безопасности Республики Казахстан.
Статья 26. Финансирование мероприятий по обеспечению национальной безопасности
Деятельность по обеспечению национальной безопасности финансируется за счет бюджетных средств.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 27. Надзор за применением законов и иных нормативных правовых актов по обеспечению национальной безопасности
Высший надзор за точным и единообразным применением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов по обеспечению национальной безопасности осуществляет Прокуратура Республики Казахстан.
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области национальной безопасности
Нарушение законодательства Республики Казахстан в области национальной безопасности влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 29. Соотношение настоящего Закона с иными нормативными правовыми актами
Нормы настоящего Закона являются основой для разработки и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления и способы обеспечения национальной безопасности.
Статья 30. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 11—12, ст. 173; 2000 г., № 5, ст. 115; 2004 г., № 14, ст. 82; № 23, ст. 142; 2005 г., № 16, ст. 70; 2007 г., № 1, ст. 4; № 20, ст. 153; 2009 г., № 15—16, ст. 74).
Президент Республики Казахстан
Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О подготовке заключения по проекту Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан»
В соответствии с пунктом 28 Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мажилис Парламента Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Поручить Комитету по международным делам, обороне и безопасности рассмотреть проект Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» и подготовить по нему заключение в срок до 5 апреля 2012 года.
Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан